ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ это что такое ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ: определение — Психология.НЭС
Восприятие сказки ВОСПРИЯТИЕ СУБСЕНСОРНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ

Найдено 2 определения термина ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ

англ. perception of complex sounds) - процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава (см. Спектр звуковой), как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника "алгоритму". Мир звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия: звуки природной и синтетической среды (технических объектов), речевые и музыкальные.

К природным звукам относятся, напр., шелест листвы, плеск и журчание воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца; к техническим - тиканье часов, удары молота, рев мотора и т. п. Звуки такого рода возбуждаются одиночными импульсами (ударами) с периодическим или апериодическим повторением. Частота и регулярность повторения (или его отсутствие) определяют один из существенных признаков восприятия. Важным признаком восприятия выступает индивидуальная характерность структуры спектра - мы квалифицируем звуки как глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие.

Особую группу представляют речевые звуки, которые выступают в качестве элементов словесного сообщения, заключая в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. п. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п. - все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций. Эмоции, возникающие при восприятии речевых звуков, находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений (см. Восприятие устной речи).

В восприятии музыкальных звуков на первый план выступают признаки, которые формируют музыкально-звуковую ткань: высота, в ее ладогармоническом содержании, и расчлененность звуков во времени, определяющая ритмическую канву произведения. Важнейшей формой одновременного восприятия нескольких музыкальных звуков является восприятие их консонантное™ и диссонантности, взаимоотношений в аккордах и в гармоническом движении. В основе музыкального восприятия высоты звуков лежит объективный признак гармоничности структуры их спектров, т. е. соотношения частот спектральных компонентов (тонов) в простой кратности (1, 2, 3, 4 и т. д.) к частоте первого (нижайшего или т. н. основного) тона. В восприятии музыкальных звуков тембровые признаки приобретают специфическую функцию выразительности - как самих звуков, так и музыкального образа в целом. Имеется целый ряд др. специфических признаков восприятия музыкальных звуков, относящихся к исполнительским приемам (напр., вибрато, глиссандо), тембровым сочетаниям звуков в оркестровом целом и т. п.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Восприятие сложных звуков

Категория. Форма слухового восприятия.

Специфика. Построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав. Сложные звуки имеют различные источники, в соответствии с чем на первый план выходят те или иные их признаки.

Прежде всего особенности структуры акустического спектра квалифицируются как звуки разного качества (глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие).

Многие звуки природы (например, шелест листвы, плеск воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца) представляют собой одиночные повторяющиеся импульсы, когда частота и регулярность этого повторения являются значимыми признаками ориентировки и построения адекватного образа восприятия.

Звуки речи анализируются не только по их значению, но и - на основе интонационных характеристик, громкости, задержек, изменениях темпа - по экспрессивному наполнению.

При восприятии музыкальных звуков ведущими становятся признаки, образующие ее музыкально-звуковую ткань, такие как ладогармонические высотные соотношения, ритмическая канва.

Источник: Психологический словарь

Найдено рефератов по теме ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние фактора мотивации на восприятие сложных зрительных сцен

Петрова Н.А.
С помощью модифицированного «Теста детекции изменений» было установлено влияние фактора мотивации на распределение внимания в процессе восприятия сложных зрительных сцен, содержащих мотивационно значимые стимулы, на примере больных героиновой наркоманией.
Скачать PDF

Особенности самосознания детей со сложным нарушением развития (аутизм умственная отсталость)

Сократова Е.В.
Статья посвящена исследованию самосознания детей со сложным нарушением развития аутизм умственная отсталость. Автор дает обзор состояния научной разработки проблемы в исследовательской литературе, а также приводит данные эксперимента по изучению самосознания детей со сложным дефектом.
Скачать PDF

Устойчивость сотрудника ОВД в сложных профессиональных ситуациях

Бабкина Н.А.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания системы здоровьесозидающих музыкально-звуковых технологий

Петухова М.И.
На основе анализа научной литературы представлены теоретикометодологические основания системы музыкально-звуковых технологий, проектируемой в целях здоровьесозидания всех субъектов образовательного процесса; позволяющей через актуализацию здоровьесозидающего потенциала музыкального искусства сохранять, восстанавливать и укреплять физическое, психологическое, социальное здоровье личности, формировать умения проектировать индивидуальные траектории здоровьесозидания, что представляет особую значимость в период поиска инновационных здоровьесозидающих технологий в системе образования России и определяет основные направления сохранения здоровья нации.
Скачать PDF

Деятельностный групповой тренинг — новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разрабо

Погожина Ирина Николаевна
В статье анализируются современные подходы к формированию сложных коммуникативных умений с точки зрения отбора и структурирования содержания знания, которое необходимо присвоить учащемуся, и технологии приобретения этого знания в рамках ситуации группового социально-психологического тренинга. Предлагается инновационный подход к формированию сложных коммуникативных умений - деятельностный групповой тренинг, разработанный на основе метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и объединяющий в себе преимущества деятельностного подхода и группового тренинга как активного метода обучения.
Скачать PDF

Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем

Чеснокова Ольга Борисовна, Субботский Евгений Васильевич
Статья посвящена обсуждению филогенетических предпосылок социального интеллекта в сложных социальных системах, а также выделению уровней, форм и типов социального интеллекта у человека. На основе экспериментальных исследований социального интеллекта в онтогенезе ребенка выделены высокий, средний и низкий уровни социального интеллекта. Показана необходимость выделения уровней, форм и типов социального интеллекта у детей для решения ряда теоретических и практических вопросов подготовки современного ребенка к эффективному освоению и функционированию внутри сложных социальных систем.
Скачать PDF

Соотношение творческого мышления со сложными видами мышления

Чернецкая Надежда Игоревна
Статья посвящена проблеме соотношения творческого мышления с некоторыми сложными видами мышления (продуктивным, прогностическим, латеральным, дивергентным). Показана теоретическая возможность трактовать сложные виды мышления как структурные составляющие творческого мышления в контексте развиваемой автором интегральной концепции творческого мышления, понимающей его как интегральное образование, как высший уровень мышления. Использован опыт изучения творческого мышления и отдельных видов мышления в трудах ведущих ученых-психологов.
Скачать PDF

Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития

Высотина Татьяна Николаевна
В статье анализируются личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития (аутизм с умственной отсталостью). В зависимости от выраженности личностных черт выделены несколько групп матерей и отцов. Выявлены значимые различия между личностными особенностями родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития и с умственной отсталостью. Показано деформирующее влияние пролонгированной стрессовой ситуации в семьях, воспитывающих детей со сложными вариантами психического развития (аутизм с умственной отсталостью), на особенности личности матерей и отцов.
Скачать PDF

Позитивное материнство: колыбельная песня и мир звуков ребенка до рождения

Колышева Т.А.
Исследования показывают, что малышей, с которыми часто общались и которым много пели до рождения, отличает физическое и психическое здоровье, музыкальность, высокое развитие интеллектуальных и творческих способностей, высокий познавательный интерес, они легко приспосабливаются к новым ситуациям, общительны и более открыты миру. Кроме того, контакт, который устанавливается между мамой и малышом, является важной составляющей успешных родов, а еще до рождения возникшее доверие и интуитивное чувствование друг друга помогает легче и справляться с послеродовым уходом.
Скачать PDF

Диагностика динамических параметров учебной деятельности по конструированию звуковых объектов

Дроздова Лариса Николаевна, Дьячук Ирина Павловна, Кудрявцев Владимир Сергеевич
На основе системы автоматического управления конструированием звуковых объектов «Tr@cK» получены данные об учебной деятельности обучающихся конструированию звуковых объектов в проблемной среде «Звуковые пазлы». Определены динамические характеристики учебной деятельности, такие как: функция вознаграждения и ценности состояния обучающегося; изменение времени выполнения заданий и количество ошибочных действий и т. п. Установлена связь между базовыми когнитивными функциями мозга и динамическими параметрами учебной деятельности.
Скачать PDF

Эмоциональные состояния младших школьников со сложным психическим дефектом

Шельшакова Наталья Николаевна
Статья посвящена изучению эмоциональных состояний младших школьников со сложным психическим дефектом. Сложное нарушение характеризуется симптомами, которые постоянно присутствуют в психологической характеристике, но являются клинически неспецифическими. В ходе исследования раскрываются структура и психологическое содержание аффективного компонента у детей с осложненным синдромом
Скачать PDF

Особенности материнского и отцовского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психическог

Высотина Татьяна Николаевна
В статье анализируются особенности материнского и отцовского отношения к детям со сложными вариантами нарушений психического развития (аутизм с умственной отсталостью). Выявлены значимые различия между родительским отношением к детям со сложными нарушениями и с умственной отсталостью, а также различия между отцовским и материнским отношением к детям обеих категорий. Показано влияние специфики типа нарушенного развития, личностных особенностей матерей и отцов, внутрисемейной ситуации на родительское отношение к ребенку с отклонениями.
Скачать PDF