Восприятие музыки Восприятие сказки

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Найдено 7 определений термина ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г.Гельмгольц, И.М.Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх - вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ПРОСТРАНСТВО: ВОСПРИЯТИЕ

образное отражение пространственных характеристик внешнего мира - восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. Особенно существенное участие принимают анализаторы зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов, реализуемые активными движениями при контроле посредством органов чувств.

Для чувственного различения направлений вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево, по-видимому, необходима асимметрия человеческого тела, ибо в роли отправной точки при восприятии пространства выступает тело самого индивида. В частности, ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формируют восприятие направления вверх-вниз, свидетельствуя об отклонении тела от вертикального положения. За счет работы механизмов зрения пространственного формируется восприятие глубины и дали пространства.

Механизмы восприятия пространства более поздни филогенетически по сравнении с механизмами восприятия зрительного, они интегрируют соответственную информацию о пространстве, полученную также от слуховой, вестибулярной и кожно-мышечной систем сенсорных. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит за счет обретаемого в ходе жизни опыта практических действий с предметами и практического передвижения в пространстве. Восприятия пространства служит основой восприятия движения, тоже выполняемого за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию (обнаружение, выявление) движения.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

англ space perception) - чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К В. п. иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (т. н. схема тела). В любом случае верно, что в процессе В. п. участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестезического), кожного и вестибулярного анализаторов.

В. п. основано на "измерениях" расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов), осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры. Высказывалась т. зр. о том, что необходимым условием для чувственного различения пространственных основных направлений (вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево) является асимметрия человеческого тела: не столько морфологическая, сколько функциональная. Ярко выраженная функциональная асимметрия, как известно, обнаружена и в работе больших полушарий головного мозга (см. Литерализация функций, Межполушарная организация психических процессов). Это дало основание утверждать, что морфологическая симметрия органов чувств (и человеческого тела вообще) в сочетании с функциональной асимметрией составляют одно из обязательных условий В. п. (Б. Г. Ананьев.)

При В. п. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной системы), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.

Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Клике) человеку дает зрение. В. п. начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К 2 воспринимаемым измерениям - в высоту и в ширину - добавляется 3-е - вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаз, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе В. п. осуществляется зрительная локализация предметов. Необходимо отметить и то, что пространственная ориентация у человека в большой степени опирается на выработанные культурой знаковые средства отображения пространственных отношений, часть из которых подвергается интериоризации (сюда относятся и знаковые когнитивные карты). См. Аккомодация глаз, Безориентирное поле, Бинокулярное зрение, Восприятия пространства нарушения, Глубинное зрение, Зрительное восприятие, Иллюзия Луны, Константность восприятия, Макропсия, Микропсия, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Поле зрения, Реафферентации принцип, Стереопсис.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Восприятие пространства

Категория. Форма восприятия.

Специфика. Отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения. В этом восприятии особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств, как было показано еще в исследованиях Г.Гельмгольца и И.М.Сеченова. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх - вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, дали.

Источник: Психологический словарь

ПРОСТРАНСТВА, ВОСПРИЯТИЕ

Совершенно прямое значение – восприятие пространства. Обычно здесь подразумеваются значения 1 и 2 этого термина: 1 – как физическое пространство, окружающее индивида, а 2 – как ощущение пространства, внутри которого человек действует. Этот термин, таким образом, используется довольно свободно, охватывая восприятие глубины, соотношения мест, реального движения, кажущегося движения, личного пространства и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

отражение в сознании человека объективно существующего пространства, формы, величины и взаимного расположения объектов, их удаленности и направления, в котором он находится. В. п. и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. При В. п. участвуют все органы чувств человека, однако наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение. Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаза, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые специальными точками сетчатки. В процессе пространственного зрения осуществляется зрительная локализация предметов. Обязательными для пространственного зрения являются движения глаз.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Пространства восприятие

1. субъективное восприятие физического пространства, окружающего индивида, точнее, того, каким образом оно представлено в его сознании. При нарушении такого восприятия возникают явления аллометаморфопсии (см); 2. восприятие пространственных характеристик собственного тела (осознавание соответствующих субъективных представлений). При нарушении этого восприятия возникают явления аутометаморфопсии (см.); 3. ощущение пространства, внутри которого индивид действует. При деперсонализации внеличностное пространство распадается иногда на две несвязанные одна с другой части: первую, которая воспринимается безопасной, как бы личной, собственной, и вторую, которая кажется отдаленной, чуждой и враждебной – диссоциация пространства.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Показать все [+4] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Когнитивные рамки восприятия древнегреческой вазописи времен архаики и классики: пространственные и

Михайлин Вадим Юрьевич
Автор рассматривает пространство древнегреческого симпосия, включающее в себя и проективную реальность симпосиатической вазописи с точки зрения стоящих за ними когнитивных механизмов.
Скачать PDF

Психолого-педагогические проблемы развития пространственного восприятия

Замазий О.С.
Рассмотрены психолого-педагогические проблемы развития пространственного восприятия, также рассмотрены основные понятия и тезисы.
Скачать PDF

Психосемантика времени и пространства в субъективном восприятии студентов с разной направленностью п

Коновалова Татьяна Олеговна, Заводчиков Дмитрий Павлович
В статье обобщены результаты исследования влияния осваиваемой специальности на репрезентацию времени и пространства студентами. Предметом исследования выступает содержание и организация вербальной и образной репрезентации времени и пространства в сознании студентов с разной направленностью специализации. Целью работы стало выявление различия и сходства характеристик репрезентированности пространства и времени в сознании студентов гуманитарных и технических специальностей. Теоретико-методологическим основанием служат: системный и субъектный подходы, положения когнитивной психологии о ментальных внутренних репрезентирующих структурах. В основание эмпирической части исследования положены теоретико-эмпирические позиции психосемантики. Исследование проводилось со студентами 2-4 курсов Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбурга. Выводы свидетельствуют о существовании на этапе профессиональной подготовки некоторых качественных различий в организации ментальных репрезентаций времени и пространства в связи с направленностью осваиваемой профессиональной деятельности. Последующие эмпирические исследования позволяют уточнить и расширить выводы данного исследования
Скачать PDF

Психолого-физиологические закономерности визуального восприятия пространства

Ланщикова Галина Александровна
В статье описаны свойства и закономерности визуального восприятия пространства человеком, выявлена роль работы мозга, вносящего существенные коррективы в физические изображения на сетчатке глаза при формировании субъективных зрительных впечатлений.
Скачать PDF

Онтологические основания социокультурного восприятия пространства

Карпова Е.В.
В статье исследуются онтологические основания социокультурного восприятия простран( ства. Социокультурное восприятие пространства рассматривается как разновидность перцеп( тивного процесса восприятия, акт бытия человека, событие его жизни, реализующее специфи( ческую связь индивида со средой, человека с миром, имеющее самостоятельный онтологичес( кий статус
Скачать PDF

Роль функциональных асимметрий мозга в процессах восприятия времени и пространства

Корягина Ю.В.
В статье представлены данные об особенностях процессов восприятия времени и пространства у лиц с различным индивидуальным профилем функциональных асимметрий мозга. Экспериментально установлено, что по мере увеличения левых признаков отмечается снижение времени сенсомоторных реакций и отмечаются отличия в интуитивных представлениях о структуре и свойствах времени: появляется большее количество переменных, связанных с активным восприятием времени и восприятием величины времени.
Скачать PDF

Пространственная синхронизация биопотенциалов мозга при восприятии мелодического компонента аудио-ст

Кунавин Михаил Алексеевич, Соколова Людмила Владимировна
Современные исследователи процессов восприятия музыки часто используют в качестве стимульного материала полноценные музыкальные композиции различной жанровой принадлежности. Подобный подход не способствует пониманию того, как различные компоненты музыкальных аудио-стимулов взаимодействуют друг с другом, приводит к появлению множества противоречивых теорий восприятия музыки. Музыкальное произведение следует рассматривать в качестве сложно-компонентного аудио-стимула, включающего такие характеристики, как ритм, тональность, мелодия. Настоящее исследование направлено на выявление особенностей функциональной организации головного мозга в процессе восприятия мелодического компонента аудио-стимулов. В исследовании приняли участие студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, не имеющие специального музыкального образования (70 человек, средний возраст 20,4±1,2 лет). Электроэнцефалограмму регистрировали в состоянии спокойного бодрствования и при прослушивании музыкальных аудио-стимулов, сгенерированных на компьютере при помощи программного комплекса TuxGuitar. Изучались особенности пространственно-временной организации биоэлектрической активности мозга обследуемых в процессе восприятия темпо-ритмического и мелодического компонента аудио-стимулов. Используя многофакторную модель дисперсионного анализа (RM MANOVA) удалось выделить паттерны коркового взаимодействия однозначно связанные с анализом мелодий. Показано, что включение в состав аудио-стимулов мелодических паттернов значительно отражалось на структуре пространственно-временных отношений биопотенциалов мозга в диапазоне тетаи бета-ритма. Обнаружено повышение уровня когерентности внутри фронто-таламической модулирующей системы во время прослушивания мелодий. В диапазоне бета-ритма происходило формирование корковой нейронной сети межполушарного взаимодействия с фокусом активности в заднеассоциативных областях правого полушария.
Скачать PDF

К изучению особенностей восприятия времени и пространства у лиц с ОВЗ и инвалидностью

Михальчи Е.В.
В статье рассмотрены особенности восприятия времени и пространства у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Проведено исследование групп лиц с инвалидностью и без нее по методикам оценки индивидуальной минуты и заданной длины отрезков.
Скачать PDF

Восприятие читателем угрозы в информационном пространстве: результаты экспериментального исследовани

Колмыкова Татьяна Ильинична, Рыбъякова Екатерина Алексеевна, Степанов Роман Иванович
В предлагаемой работе с теоретической и экспериментальной частью рассматривается проблема восприятия читателем угрозы в информационном пространстве. Показано, что угроза является актом речевой манипуляции и нередко нацелена на оказание воздействия на читателя с целью изменения его модели поведения. В работе обсуждаются процедура и результаты экспериментального исследования, в котором испытуемым предъявлялись три информационных сообщения с угроза-ми здоровью, потери социального статуса, репутации. Испытуемыми являлись 70 студентов (52 % мужчины, М = 20, σ = 1,1). Изучалась точность восприятия угрозы, в том числе понимания ее смысла, оценивались эмоции, возникающие в ответ на угрозу. Результаты показывают, что восприятие разных угроз не является тождественным и определяется двумя группами моделирующих переменных. Они влияют на точность восприятия угрозы и образ совладающего с угрозой поведения. Первая группа переменных определяется социально-культурными особенностями испытуемых, их полом и возрастом. Она влияет на большую подверженность репутационным угрозам у девушек, большую негативную оценку угрозам здоровью и социальному статусу у юношей. Вторая группа переменных определяется эмоциями. Установлено, что угрозы здоровью воспринимаются точнее, если сопровождаются страхом, риск социальному статусу сочетается с гневом и печалью, угрозы репутации воспринимаются точнее и адекватнее, если человек находится в нейтральном, уравновешенном состоянии. Наконец, определено, что распространенной моделью поведения в ответ на угрозу выступает поиск информации об угрозе, причинах ее возникновения, потенциальной реализуемости. Важную роль в формировании образа поведения играют сила эмоции и ее модальность. Позитивные эмоции способствуют конструктивному, совладающему поведению, а негативные реконструктивному, поисковому.
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований

Бушов Ю. В.
В статье обсуждаются некоторые итоги и перспективы дальнейших исследований индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени в Томском государственном университете. В частности, показано, что восприятие времени является системным процессом, в котором можно выделить пять последовательных этапов, отчетливо проявляющихся в динамике связанных с событиями потенциалов мозга (ССПМ) и корковых взаимодействий. Характер этих взаимодействий существенно зависит от исходного состояния и индивидуальных особенностей человека. Между характеристиками восприятия времени и уровнями корковых взаимодействий имеются статистически достоверные связи, характер которых зависит от этапа выполняемой перцептивной задачи.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF