Восприятие музыки

Найдено 1 определение:

Восприятие музыки

Процесс, соответствующий перцептивному уровню муз.-слуховой деятельности (наряду с апперцептивным уровнем - представления музыки), обеспечивает формирование у слушателя полноценного, целостного образа муз. произведения. При этом играют важную роль профессиональные, возрастные, образовательные факторы: так, у профессионального музыканта такой образ формируется в результате однократного прослушивания, неподготовленному же слушателю необходимо многократное прослушивание. По данным нек-рых исследований (В. Д. Остроменский), в процессе многократного В. м. происходит постоянное совершенствование слуховых действий, степени их координации, что свидетельствует о процессуальности, стадиальности муз. восприятия. Исследователи выделяют неск. стадий процесса В. м., напр. (А. Н. Сохор): 1) стадия возникновения интереса к произведению, формирования установки на его восприятие; 2) стадия слушания; 3) стадия понимания и переживания; 4) стадия интерпретации и оценки. Последовательность этих стадии может меняться, может также происходить их слияние (особенно стадий понимания оценки и переживания). Др. пример деления процесса В. м. на стадии (З. Г. Казанджиева-Велинова): 1) докоммуникативная стадия, формирование готовности слушать; 2) коммуникативная стадия, отражающая реальный процесс В. м.; 3) посткоммуникативная стадия, связанная с осмысливанием произведения после окончания его звучания. Большое значение всеми исследователями придается первой стадии - формирования установки, готовности к восприятию. Установка в значительной степени зависит от ожиданий слушателей, от ситуации восприятия, она определяется отношением к данной музыке, социально-психол. и индивидуально-типологическими особенностями личности воспринимающего, уровнем его образования и муз. подготовки. Решающими в формировании муз. установок являются общемузыкальные характеристики, связанные с отношением к музыке в целом, муз. интересами, вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями. Установка детерминирована и эмоциональным состоянием слушателя, предшествующим акту восприятия и проявляется в степени активности и избирательности В. м. - от полного поглощения процессом восприятия до использования музыки в кач. фона при выполнении др. деятельности (так называемое комитатное восприятие). В. м. подразумевает восприятие мелодии, гармонии и времени в музыке, среди психол. свойств В. м. выделяют избирательность и предметность, целостность и константность. Выделяют также уровни В. м. (Е. В. Назайкинский): 1) уровень восприятия муз. мотивов, где участвуют функц. механизмы переживания, базирующиеся на работе слухового анализатора; 2) уровень восприятия муз. предложений, периодов, фраз, требующий участия мотивационных и операционных механизмов, опирающихся на речевой и двигательный опыт человека, муз.-слуховые представления и более сложные формы аналитико-синтетической деятельности; 3) уровень восприятия муз. произведения в целом, подразумевает гармоничное участие мотивационных, функц. и операционных механизмов, также учитывает ассоциативно-эмоциональный опыт слушателя, задействует память, эмоциональное восприятие, образное и логическое мышление. Лит.: Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997; Казанджиева-Велинова З. Г. Мнения и оценки на слушателите за различните жанрова музикалии предавания на программа «Орфей». София, 1976; Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972; Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975; Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М., 1974; Music Perception / Ed. By Jamshed J. Bharucha, founding editor D. Deutsh. Univ. of California Press. An interdisciplinary journal. Т. Я. Аникеева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоциональное восприятие музыки: экспериментальный аспект

Субота М.В.
В статье рассматриваются половозрастные особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в связи с их личностным становлением. Выявлены существенные особенности эмоционального восприятия музыки с их общими закономерностями личностного развития учеников. Экспериментально доказано, что половые отличия в основном согласовываются с содержанием традиционных полоролевых стереотипов и соответствуют особенностям социализации мальчиков и девочек.
Скачать PDF

Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным

Борисова Елена Сергеевна
В статье приведен сравнительный анализ категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования.
Скачать PDF

Восприятие эмоционального компонента музыкального лада

Савельев Владимир Вадимович
В статье обсуждается вопрос о влиянии лада музыкального произведения на эмоциональный компонент восприятия слушателя. Экспериментально выявлено, что при восприятии музыки слушателем выделяются веселые, печальные и тревожные лады. Количественная и качественная линии анализа ответов испытуемых подтверждают наличие этих трех групп ладов.
Скачать PDF

Индивидуально-типологические особенности эффектов восприятия музыки на психоэмоциональное состояние

Демкина Е.Е.
Скачать PDF

Проблема взаимосвязи объекта и субъекта восприятия музыки: исследование в контексте феноменологическ

Губина Светлана Тельмановна
В статье проводится изучение проблемы влияния свойств личности на «рождение», «преобразование» содержаний чувственных образов под воздействием музыки. Субъективные реакции на музыку анализируются как проекции на воздействие среды. Тенденции онтологического (бытийного) видения проблемы рассматриваются в контексте ряда аспектов восприятия музыки: процессуально-динамического (развертывание во времени); ценностно-смыслового (получение актуальных содержаний и смыслов); коррекционно-развивающего (развитие личности и применение в психологической практике).
Скачать PDF

Философские и психологические аспекты изучения восприятия и запоминания музыки

Рыбак Анна Александровна
Дан анализ известных теоретических и экспериментальных исследований истории происхождения музыки, музыкального восприятия, а также музыкальной памяти. Произведена классификация различных направлений изучения данной проблемы.
Скачать PDF

Коммуникативный аспект восприятия музыкального искусства

Борисова Е.С.
В статье поднимается проблема социального функционирования музыкального искусства, его роли в современном мире. Автор анализирует психологические аспекты восприятия музыки как одной из форм человеческого общения. Основное внимание уделяется интонационно-семантическим особенностям музыкального искусства, факторам его воздействия на человека; рассматривается система акустической коммуникации.
Скачать PDF

Влияние восприятия музыки на эмоциональное состояние беременных женщин

Толчинская Елена Ароновна
Статья раскрывает проблему коррекционного влияния восприятия музыки на психологическое состояние беременных женщин. В результате исследования выяснилось, что эффективность музыкальной коррекции зависит от соответствия музыки состоянию беременных женщин и их личностным свойствам. Материалы исследования подтверждают, что особенности музыкального восприятия беременных женщин могут служить музыкально-диагностическим средством. Музыкальная коррекция состояния беременных сказывается на успешности протекания родов, положительно влияет на психофизиологическое развитие детей.
Скачать PDF

Восприятие громкой музыки студентами разных специальностей

Попова Алена Александровна, Демина Людмила Денисовна
В статье обозначена проблема восприятия громкой музыки в среде современной молодежи. Цель исследования выявить отношение к громкой музыке и адекватность восприятия уровня громкости в российской молодежной среде. Задачи исследования: 1) выявить предпочитаемый уровень громкости; 2) определить степень адекватности восприятия уровня громкости; 3) выявить эмоциональную оценку громкости музыкальных фрагментов разной громкости; 4) проанализировать взаимосвязи между предпочитаемым уровнем громкости и восприятием музыкальных фрагментов. В качестве предмета исследования выступили показатели восприятия музыки: музыкальные предпочтения, адекватность восприятия уровня громкости, эмоциональная оценка музыкальных фрагментов. Гипотеза исследования заключается в предположении, что предпочитаемый уровень громкости, его осознанность и адекватность восприятия уровня громкости музыки зависят от специализации обучения. Делается вывод о различиях в восприятии уровня громкости и громкой музыки студентами, получающими музыкальное, физико-техническое и военное образование.
Скачать PDF

Точность распознавания эмоции при социальной перцепции и при восприятии музыки

Люсин Д.В.
Статья посвящена вопросу о том, в какой степени распознавание эмоций является универсальной способностью, не зависящей от типа стимулов. Проведено эмпирическое исследование точности распознавания эмоций при восприятии двух типов стимулов — поведение людей и музыкальные фрагменты. Показатели точности распознавания эмоций в этих двух сферах оказались положительно связаны. Предлагается в дальнейших исследованиях различать два аспекта способности к распознаванию эмоций, один из которых носит более универсальный, а другой — более специфический характер.
Скачать PDF

Характерологические особенности восприятия музыки: экспериментальный аспект

Субота М.В.
В статье рассматриваются характерологические особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в связи с их личностным становлением. Выявлены существенные особенности эмоционального восприятия музыки и сопоставлено их с общими закономерностями личностного развития учеников. Экспериментально доказано, что на эмоциональном восприятии музыки младшими школьниками сказывается влияние индивидуально-личностных особенностей учащихся: экстравертированности интровертированности.
Скачать PDF

Особенности восприятия времени под воздействием музыки, или о том, как музыка продлевает жизнь

Гажим Ион, Лакуста Виктор Николаевич
Статья посвящена проблеме воздействия музыки на восприятие времени человеком. Учёные предпочитают говорить о чувстве времени, а не о самом времени. Гипотеза исследования состояла в предположении того, что чувство времени бывает не только врождённым. Оно может быть сформировано и модифицировано в течение жизни под влиянием различных факторов, среди которых воздействие музыки может играть существенную роль. Возраст и образование влияют на субъективное восприятие времени: в детстве время «идёт», в зрелом возрасте «бежит», а к концу жизни «летит». Научная литература свидетельствует о зависимости позитивной корреляции между возрастом и восприятием времени. На основе полученных экспериментальных данных был сделан общий вывод: воздействие (восприятие) музыки затормаживает психологический процесс протекания времени человеком (то есть «продлевает жизнь»), причём более положительные результаты были получены у респондентов без музыкальной подготовки по сравнению с респондентами с музыкальной подготовкой.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!