Восприятие музыки

Найдено 1 определение
Восприятие музыки
Процесс, соответствующий перцептивному уровню муз.-слуховой деятельности (наряду с апперцептивным уровнем - представления музыки), обеспечивает формирование у слушателя полноценного, целостного образа муз. произведения. При этом играют важную роль профессиональные, возрастные, образовательные факторы: так, у профессионального музыканта такой образ формируется в результате однократного прослушивания, неподготовленному же слушателю необходимо многократное прослушивание. По данным нек-рых исследований (В. Д. Остроменский), в процессе многократного В. м. происходит постоянное совершенствование слуховых действий, степени их координации, что свидетельствует о процессуальности, стадиальности муз. восприятия. Исследователи выделяют неск. стадий процесса В. м., напр. (А. Н. Сохор): 1) стадия возникновения интереса к произведению, формирования установки на его восприятие; 2) стадия слушания; 3) стадия понимания и переживания; 4) стадия интерпретации и оценки. Последовательность этих стадии может меняться, может также происходить их слияние (особенно стадий понимания оценки и переживания). Др. пример деления процесса В. м. на стадии (З. Г. Казанджиева-Велинова): 1) докоммуникативная стадия, формирование готовности слушать; 2) коммуникативная стадия, отражающая реальный процесс В. м.; 3) посткоммуникативная стадия, связанная с осмысливанием произведения после окончания его звучания. Большое значение всеми исследователями придается первой стадии - формирования установки, готовности к восприятию. Установка в значительной степени зависит от ожиданий слушателей, от ситуации восприятия, она определяется отношением к данной музыке, социально-психол. и индивидуально-типологическими особенностями личности воспринимающего, уровнем его образования и муз. подготовки. Решающими в формировании муз. установок являются общемузыкальные характеристики, связанные с отношением к музыке в целом, муз. интересами, вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями. Установка детерминирована и эмоциональным состоянием слушателя, предшествующим акту восприятия и проявляется в степени активности и избирательности В. м. - от полного поглощения процессом восприятия до использования музыки в кач. фона при выполнении др. деятельности (так называемое комитатное восприятие). В. м. подразумевает восприятие мелодии, гармонии и времени в музыке, среди психол. свойств В. м. выделяют избирательность и предметность, целостность и константность. Выделяют также уровни В. м. (Е. В. Назайкинский): 1) уровень восприятия муз. мотивов, где участвуют функц. механизмы переживания, базирующиеся на работе слухового анализатора; 2) уровень восприятия муз. предложений, периодов, фраз, требующий участия мотивационных и операционных механизмов, опирающихся на речевой и двигательный опыт человека, муз.-слуховые представления и более сложные формы аналитико-синтетической деятельности; 3) уровень восприятия муз. произведения в целом, подразумевает гармоничное участие мотивационных, функц. и операционных механизмов, также учитывает ассоциативно-эмоциональный опыт слушателя, задействует память, эмоциональное восприятие, образное и логическое мышление. Лит.: Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997; Казанджиева-Велинова З. Г. Мнения и оценки на слушателите за различните жанрова музикалии предавания на программа «Орфей». София, 1976; Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972; Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975; Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М., 1974; Music Perception / Ed. By Jamshed J. Bharucha, founding editor D. Deutsh. Univ. of California Press. An interdisciplinary journal. Т. Я. Аникеева

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
283.02 кб

Восприятие музыки детьми раннего возраста

Матвеева Раиса Александровна
В рамках данной статьи автор подчеркивая важность восприятии музыки как одного из основных видов детской музыкальной деятельности, показывает возможность успешных занятий с детьми в возрасте от двух до трех лет.
Читать PDF
238.86 кб

Музыкальное восприятие как самопознание личности

Рева В.П.
Музыкальное восприятие понимается как разновидность художественной деятельности, основанной на способности чувствовать в содержании музыки смыслы человеческой жизни, переживать и соизмерять их с собственным опытом и ценностными кр
Читать PDF
812.11 кб

Восприятие эмоционального компонента музыкального лада

Савельев Владимир Вадимович
В статье обсуждается вопрос о влиянии лада музыкального произведения на эмоциональный компонент восприятия слушателя. Экспериментально выявлено, что при восприятии музыки слушателем выделяются веселые, печальные и тревожные лады.
Читать PDF
74.37 кб

Коммуникативный аспект восприятия музыкального искусства

Борисова Е. С.
В статье поднимается проблема социального функционирования музыкального искусства, его роли в современном мире. Автор анализирует психологические аспекты восприятия музыки как одной из форм человеческого общения.
Читать PDF
186.03 кб

О системе и системности в восприятия музыкального текста

Щирин Дмитрий Валентинович
Изучение восприятия музыкальных произведений одна из наиболее значимых проблем музыкальной педагогики.
Читать PDF
626.05 кб

Выявление реакций людей при восприятии музыки методом ГРВ

Гришенцев Ю., Исаева Е.В., Петрова Е.Н., Шапин А.В., Короткое К.Г.
Проведено исследование по выявлению реакций людей при восприятии музыки и синемафонии (исполнение симфонии сопровождается показом кинофильма) в следующих режимах: слушатель (прослушивание музыки), зритель (просмотр фильма без музы
Читать PDF
280.26 кб

Эмоциональное восприятие музыки: экспериментальный аспект

Субота М.В.
В статье рассматриваются половозрастные особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в связи с их личностным становлением.
Читать PDF
262.10 кб

Восприятие громкой музыки студентами разных специальностей

Попова Алена Александровна, Демина Людмила Денисовна
В статье обозначена проблема восприятия громкой музыки в среде современной молодежи. Цель исследования выявить отношение к громкой музыке и адекватность восприятия уровня громкости в российской молодежной среде.
Читать PDF
70.08 кб

Личностный подход и сотворчество в восприятии музыки подростками

Лифинцева Светлана Николаевна
Посвящается вопросам духовности, роли страдания и сострадания в ее развитии; представлены некоторые взгляды отечественных просветителей и философов в сопоставлении с современными молодежными воззрениями на проблему духовности.
Читать PDF
147.84 кб

Влияние восприятия музыки на эмоциональное состояние беременных женщин

Толчинская Елена Ароновна
Статья раскрывает проблему коррекционного влияния восприятия музыки на психологическое состояние беременных женщин.
Читать PDF
84.64 кб

Сотворчество в музыкальном восприятии: эстетический и личностный аспект

Лифинцева Светлана Николаевна
Подчеркивается значимость эстетических ориентиров для личностного развития подростка. Музыкальное искусство рассматривается как источник формирования эстетических потребностей личности.
Читать PDF
330.76 кб

Особенности восприятия музыки в контексте различных жизненных ориентаций

Коржова Е. Ю., Ромаева О. Н.
В статье представлен обзор исследований, раскрывающих проблему характеристик собирательной, базовой личности в контексте смены исторических эпох.
Читать PDF
156.22 кб

Формирование творческой культуры дошкольников через музыкальное восприятие

Ситникова Оксана Владимировна
В статье раскрывается понятие музыки как важнейшего вида искусства, воздействующего на эмоциональную сферу личности. Актуализируется процесс формирования творческой культуры дошкольника через музыкальное восприятие.
Читать PDF
153.27 кб

Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью

Трубина Елена Николаевна
В статье анализируются особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью. Также внимание уделяется влиянию музыки на становление личности младших школьников с умственной отсталостью.
Читать PDF
282.90 кб

Характерологические особенности восприятия музыки: экспериментальный аспект

Субота М.В.
В статье рассматриваются характерологические особенности эмоционального восприятия музыки младшими школьниками в связи с их личностным становлением.