ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Fairy tales; Marchen) - истории, представляющие коллективное бессознательное, известные с доисторических времен, изображающие "неученое", дописьменное поведение и мудрость человеческого рода (КСАП, с. 43).
В волшебных сказках обнаруживаются сходные мотивы, прослеживаемые в самых различных эпохах в самых разных частях света. Наряду с религозными идеями (догмами) и мифами сказки поставляют нам символы, с помощью которых бессознательные содержания можно ввести в сознание, истолковать и объединить в некое целое. Юнг в своих исследованиях выявил, что подобные типичные формы поведения и сами мотивы появляются в сновидениях, видениях и иллюзорных системах как здоровых людей, так и душевнобольных вне зависимости от той или иной культурной традиции (см. архетип).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
(Fairy tales; Marchen). Истории, представляющие коллективное бессознательное, известные с исторических и доисторических времен, изображающие «неученое», дописьменное поведение и мудрость человеческого рода. В. с. обнаруживают сходные мотивы, выявляемые в различные эпохи и в отдаленных друг от друга местах. Наряду с религиозными идеями (догмами) и мифами сказки поставляют символы, с помощью которых бессознательные содержания можно ввести в сознание, истолковать и объединить в какое-то целое (см. ИНТЕГРАЦИЯ; СИМВОЛ). В своих исследованиях шизофрении Юнг обнаружил, что подобные типичные формы поведения и мотивы появляются в снах, видениях и иллюзорных системах душевнобольного независимо от той или иной культурной традиции. Такие первобытные изначальные образы он рассматривал как архетипы (см. АРХЕТИП; ОБРАЗ). В. с. — это повествования, развивающиеся вокруг архетипических тем. Юнг предположил, что их первоначальная цель не была развлекательной, а скорее они обеспечивали возможность говорить о темных силах, устрашающих и непостижимых, из-за своей нуминозности и магической силы (см. НУМИНОЗ). Характерные черты этих сил проецировались в В.с. наряду с легендами, мифами и, в определенных случаях, в рассказы о жизни исторических персонажей. Понимание В. с. в таком ключе заставило Юнга заявить, что архетипическое поведение можно изучать двумя способами: либо с помощью В. с. и мифов, либо путем анализа индивида. Следуя Юнгу, аналитические психологи использовали В. с. как пояснения психологии поведения. Фон Франц (1970) непосредственно сосредоточилась на В. с. как «самом простом и отчетливом выражении коллективных бессознательных психических процессов».

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.53 мб

Волшебная сказка как коммуникативная единица

Устинова И.О.
Читать PDF
450.57 кб

О пользе волшебной сказки: психоаналитический подход

Веракса Александр Николаевич
Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. В отечественной педагогике существовал период резкой критики сказок.
Читать PDF
909.69 кб

Мифологическая онтология современной волшебной сказки

Белогубова Елена Валериевна
Раскрываются мифологические корни жанра фэнтези, выявляется универсальное антропологическое значение художественных образов и сюжетных линий, используемых в нем.
Читать PDF
339.74 кб

Слово и образ: русская волшебная сказка и христианская культура

Рогожина Надежда Константиновна
Читать PDF
358.64 кб

Символика развития личности пожилого человека в народных волшебных сказках

Злобин Юрий Дмитриевич
Представлен анализ народных волшебных сказок, героями которых являются люди пожилого возраста. Исследуется последовательность развития личности главного героя, символизирующего процесс трансформации Эго.
Читать PDF
316.43 кб

Исследовательский проект в 5 классе: русская волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Меркин Геннадий Самуйлович
В статье рассмотрен вопрос о реализации исследовательских литературоведческих проектов на примере изучения русской народной сказки «Царевна-лягушка» в 5 классе.
Читать PDF
205.59 кб

Волшебная литературная сказка как средство формирования этнокультурной идентичности

Клейменова В. Ю.
В статье рассматривается роль волшебной литературной сказки в формировании этнокультурной идентичности ребенка.
Читать PDF
478.86 кб

Структура волшебной сказки и ее субъективные модификации в пересказах детей и взрослых

Тимошенко Анастасия Александровна
Описана субъективная модификация структуры волшебной сказки в пересказах двух групп респондентов. На основе предложенного В.Я.