Fairy tales; Marchen) - истории, представляющие коллективное бессознательное, известные с доисторических времен, изображающие "неученое", дописьменное поведение и мудрость человеческого рода (КСАП, с. 43).
В волшебных сказках обнаруживаются сходные мотивы, прослеживаемые в самых различных эпохах в самых разных частях света. Наряду с религозными идеями (догмами) и мифами сказки поставляют нам символы, с помощью которых бессознательные содержания можно ввести в сознание, истолковать и объединить в некое целое. Юнг в своих исследованиях выявил, что подобные типичные формы поведения и сами мотивы появляются в сновидениях, видениях и иллюзорных системах как здоровых людей, так и душевнобольных вне зависимости от той или иной культурной традиции (см. архетип).
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
(Fairy tales; Marchen). Истории, представляющие коллективное бессознательное, известные с исторических и доисторических времен, изображающие «неученое», дописьменное поведение и мудрость человеческого рода. В. с. обнаруживают сходные мотивы, выявляемые в различные эпохи и в отдаленных друг от друга местах. Наряду с религиозными идеями (догмами) и мифами сказки поставляют символы, с помощью которых бессознательные содержания можно ввести в сознание, истолковать и объединить в какое-то целое (см. ИНТЕГРАЦИЯ; СИМВОЛ). В своих исследованиях шизофрении Юнг обнаружил, что подобные типичные формы поведения и мотивы появляются в снах, видениях и иллюзорных системах душевнобольного независимо от той или иной культурной традиции. Такие первобытные изначальные образы он рассматривал как архетипы (см. АРХЕТИП; ОБРАЗ). В. с. — это повествования, развивающиеся вокруг архетипических тем. Юнг предположил, что их первоначальная цель не была развлекательной, а скорее они обеспечивали возможность говорить о темных силах, устрашающих и непостижимых, из-за своей нуминозности и магической силы (см. НУМИНОЗ). Характерные черты этих сил проецировались в В.с. наряду с легендами, мифами и, в определенных случаях, в рассказы о жизни исторических персонажей. Понимание В. с. в таком ключе заставило Юнга заявить, что архетипическое поведение можно изучать двумя способами: либо с помощью В. с. и мифов, либо путем анализа индивида. Следуя Юнгу, аналитические психологи использовали В. с. как пояснения психологии поведения. Фон Франц (1970) непосредственно сосредоточилась на В. с. как «самом простом и отчетливом выражении коллективных бессознательных психических процессов».
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.