понятие, используемое в педагогической психологии. Оно означает отсутствие у учащегося привычки к регулярному труду, собранности, целеустремленности, настойчивости. Временами школьник может заставить себя встать на полчаса раньше, чтобы сделать зарядку или выполнить домашнее задание. Но это все отдельные случаи, своего рода кавалерийские атаки. В то же время подросток хочет быть собранным, волевым, — хотя бы ради того, чтобы прекратились упреки родителей и учителей в связи с его низкой успеваемостью, ради поднятия своего престижа в собственных глазах. Однако сделать ему это не позволяет отсутствие волевых привычек.
Для воспитания таковых нужна повседневная работа под руководством взрослых. Не случайно их наличие отмечается у многих школьников, серьезно занимающихся спортом. При этом быть требовательными к учащимся следует постоянно, без всяких скидок на разные обстоятельства. Как говорили древние римляне: «Капля долбит камень не силой, но частым падением». Однако в качестве таких капель не должны выступать упреки, бесконечные призывы, скандалы. Они способны лишь разрушить взаимопонимание ребенка и взрослого. Надо совместно и спокойно разобраться в том, что мешает ребенку выработать волевые привычки, и наметить пути к устранению препятствий, в частности помочь ему разработать программу самовоспитания и контролировать ее выполнение.
Волевая привычка сформировалась, если школьник безо всяких усилий стремится к выполнению задания и испытывает неудобство, если почему-либо не может эту деятельность осуществить. Например, если школьник не сделал утреннюю зарядку, то ему становится не по себе, тревожно, как будто что-то у него не в порядке.
Вообще, волевые качества у школьников развиваются в ходе формирования их личности, ее нравственной основы.