Внутрикультурная коммуникация ВНУТРИЛИЧНОСТНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ОБЛАСТЬ

Найдено 3 определения термина ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ОБЛАСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ОБЛАСТЬ

См область, внутриличностная.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ОБЛАСТЬ, ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ

Область (2) в теории Левина, которая представляет внутренние психологические компоненты индивида. Она представляется как разделенная на меньшие области и полностью окруженная перцептивно-моторной областью.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Область внутриличностная

1. в теории К.Левина – внутренние психологические компоненты индивида, окруженные перцептивно-моторной областью, через которую осуществляются коммуникации с внешним миром; 2. в психопатологии – та часть субъективно определяемой области, в границах которой индивид, как агент психической деятельности, обычно располагает осознаваемую часть своей личности, свое собственное Я. В другой части этой области он локализует все то, что в его психических актах им воспринимается как внешний мир, объективное пространство. Сколько-нибудь определенному описанию внутриличностное пространство недоступно, так как оно является воображаемым, не связанным с реальным пространством или, точнее, с представлением последнего в сознании индивида. Психические процессы являются в сущности информационными, не обладающими ни материальными, ни пространственными характеристиками, хотя и неразрывно связанными к ними. Мысли, намерения, чувства обычно локализуются индивидом в некоей виртуальной, представляемой сфере, со всех сторон и вплотную окруженной тем, что воспринимается как реальное пространство, представленное материальными объектами, включая собственное тело. В стремлении так или иначе локализовать проявления психического находит отражение то интуитивное убеждение, в соответствии с которым эти проявления, как и любой другой объект внимания, должны быть где-то расположены, занимать какое-то место в пространстве и во времени. Во внутриличностном пространстве нет, однако, размерности, направлений, расстояний, движения, других свойств реального пространства. Клинические проблемы начинаются там, где внутриличностной области приписываются качества объективного пространства, и наоборот, когда последнее субъективизируется, наделяется внутренними характеристиками. Например, индивид чувствует, что его «хорошие» мысли расположены «в правой стороне», а «плохие» – «в левой», эмоции ощущаются как находящиеся в области бедра или в эпигастрии, душа локализуется в груди, в области сердца или что время останавливается либо течет в обратном направлении. Это означает, что различные аспекты собственного Я при психическом расстройстве приобретают некоторые качества мира вещей, то есть свойства предметов как бы присваиваются пациентом, интернализуются. Или, напротив, реальное пространство наделяется свойствами внутриличностной области, когда некие внутренние качества отчуждаются, проецируются на внешний мир, приписываются ему. Например, пациент чувствует, что на него пристально смотрит кто-то из посторонних людей, хотя никого рядом с ним в действительности нет (на самом же деле это он сам внимательно наблюдает за собой), ему кажется, что его душа превратилась в «комочек» и вылетела из тела куда-то наружу либо свои собственные эмоции он воспринимает как свойственные окружающим людям и даже неодушевленным предметам («от стены пахнуло ужасом», «не я, а другой человек боится, а его страх я ощущаю в себе»), а внешнее пространство воспринимает как внутриличностное («река течет внутри меня, людей я вижу где-то внутри меня»). И в этом случае имеет место очевидное, хотя и противоположное предыдущему нарушение восприятия границы, разделяющей внутреннюю и внешнюю реальности. Указанные нарушения выявляются не только в отношении обычных, но нередко или даже чаще они касаются болезненных впечатлений. Так, некоторые анормальные проявления психического, в частности, психические галлюцинации, псевдогаллюцинации (см.) пациенты локализуют во внутриличностной области («голос слышу внутренним ухом», «вижу умственным взором» и т.п.). В то же время мнимые события, представленные как в обманах восприятия, так и в аллопсихическом бреде обычно выносятся за пределы внутриличностного пространства и сосуществуют там с тем, что происходит наряду или паралледьно действительности. Оба плана событий, мнимых и реальных, во времени протекают при этом параллельно один другому, но они часто не совпадают в пространственном измерении, особенно это касается галлюцинаций. Так, впечатления, содержащиеся в обманах восприятия, нередко локализуются в мнимом, галлюцинаторном пространстве («видение за спиной, прямо перед глазами», «голос звучит из ниоткуда» и т.п.). Нечто подобное свойственно и бреду. Например, пациент с бредом преследования убежден в том, что его преследуют некие существа, которых нельзя увидеть так, словно они существуют в потустороннем мире. Иногда внутриличностная область, представляющая тело, становится как бы промежуточной, расположенной между внутрипсихической и внеличностной, если туда проецируются болезненные феномены (голос слышится в животе, под кожей головы и т.п.). Нередко встречаются пациенты, у которых одновременно выявляются оба упомянутых нарушения (феномены отчуждения субъективного и феномены присвоения объективного). Вообще говоря, граница, отделяющая внутриличностную сферу от объективного пространства, является достаточно призрачной и для здорового индивида. Она постоянно меняется, и это происходит как в бодрственном состоянии, так и в состоянии измененного сознания, например, в сновидениях. Разграничение нормы и патологии связано здесь с наибольшими сложностями, поскольку речь идет о трудноуловимой динамике процессов самоосознавания и осознавания внешнего мира. Синонимы: Внутрипсихическое пространство, Представляемое пространство, Субъективное пространство, Внутреннее поле сознания.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследования в области истории тестологии

Балуян С.Р.
Скачать PDF

Проблемная область одиночества в современном обществе

Рогова Евгения Евгеньевна
Скачать PDF

Прогнозирование успешности профессиональной деятельности и развития специалиста в области управления

Губин Владимир Алексеевич, Савин Михаил Вадимович
На основе теоретического анализа и экспериментального исследования в статье рассмотрены блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления ВМФ. Показана динамика их изменения во время обучения в академии. Проведены ранжирование и сравнительный анализ профессионально важных качеств экспертной группы со слушателями-выпускниками Военно-морской академии.
Скачать PDF

Структура профессионально важных качеств специалистов в области управления ВМФ

Губин Владимир Алексеевич, Савин Михаил Вадимович
На основе теоретического анализа и экспериментального исследования в статье рассматривается профессиографический подход к исследованию деятельности специалиста в области управления ВМФ. Построены психограммы и блоки профессионально важных качеств специалистов в области управления различной специализации. Определена структура качеств, необходимых для всех категорий специалистов в области управления ВМФ.
Скачать PDF

О клинико-популяционных аспектах игровой зависимости в Омской области

Четвериков Дмитрий Владимирович
Игромания это патологическая зависимость от азартных игр, психическое расстройство, которое характеризуется неуправляемым влечением к азартной игре, потерей контроля за своим социальным поведением, приводящее к серьезному ущербу качеству жизни и значительно нарушающее социальное функционирование личности.
Скачать PDF

Самосохранительное поведение обучающихся: проблемные области

Алимпиева Анна Викторовна, Прасова Елена Анатольевна
На основе проведенной диагностики обсуждается вопрос о проблемных сферах самосохранительного поведения детей, подростков и молодежи, обучающихся в системе образования.
Скачать PDF

Обзор психолого-педагогических аспектов предметной области экспертной системы мониторинга профессион

Коржакова Светлана Александровна, Резинькова Софья Александровна
Целью исследования экспертной системы мониторинга профессиональной мотивации является выявление структуры пространства состояний и обоснование выбора методов обработки информации в этом пространстве, результаты анализа предметной области заключаются в определении базы выявления типологии профессиональной мотивации.
Скачать PDF

Анализ профессионально-личностного становления будущих специалистов в области информационных техноло

Плоткина Лилия Николаевна
В статье раскрывается сущность сценарного подхода к анализу профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов. Теоретически обосновывается авторский опыт применения сценарного подхода к анализу полученных в ходе исследования эмпирических данных; отмечается, что сценарии профессионально-личностного становления не могут разворачиваться вне определённых пространственно-временных рамок.
Скачать PDF

Гендерные аспекты социальных установок в области туризма

Катунова Валерия Валерьевна
В статье представлены результаты исследования гендерных аспектов социальных установок личности в сфере туризма. В рамках структурного подхода к анализу социальных установок представлены культурно обусловленные различия в мужской и женской группах респондентов.
Скачать PDF

Когнитивные и личностные факторы уверенности в знании конкретной предметной области

Савин Е.Ю., Фомин А.Е.
Описаны результаты исследования факторов, определяющих уверенность в знании конкретной предметной области (на примере усвоения курса психологии). Показано, что взаимосвязъуверенности в знании и степени владения этим знанием носит нелинейный характер и определяется разными факторами в зависимости от уровня освоения знания.
Скачать PDF

Учебная успеваемость как фактор знаний в области культуры и склонностей к типу профессии

Дудорова Екатерина Валерьевна
Комплексно исследуются вопросы отношения учебной успеваемости, знаний в области культуры (культурных потенциалов личности) и профессиональных склонностей. Учебная успеваемость измерялась по итоговым оценкам в период весенней сессии, культурные потенциалы посредством анкеты «Ваша жизнь и культура», профессиональные склонности «Дифференциально-диагностическим опросником». По итогам корреляционного анализа обнаружено, что с ростом учебной успеваемости культурные потенциалы (в областях познания и литературы) и склонность к типу профессии «человек художественный образ» возрастали, а склонность к типу профессии «человек техника» снижалась. Итоги путевого анализа показали, что учебная успеваемость может служить фактором роста потенциала в области познания и склонности к типу профессии «человек художественный образ».
Скачать PDF

Социально-психологический анализ профессионально-значимых характеристик специалистов в области инфор

Плоткина Л.Н.
В статье раскрываются актуальные вопросы профессионально-личностного становления специалистов в области информационных технологий. Обобщаются данные исследований организационных ожиданий предъявляемых к программистам, web-дизайнерам и системным администраторам в современных организациях. Рассмотрены социально-психологические аспекты личностных характеристик ИT-специалистов, наиболее значимых в контексте их повседневного организационного функционирования.
Скачать PDF