Внутригрупповое общение: влияние
Внутригрупповое общение: влияние
Влияние (В.) имеет место в коактивных и интерактивных малых группах. В коактивных группах изучается В. присутствия др. людей на продуктивность внеш. предметной и внутр. психич. деятельности индивида, а также на его эмоционально-волевую сферу. Основными эффектами такого влияния являются социальная фасилитация и ингибиция. В интерактивных группах В. возникает в процессе внутригруппового О., а крупными аспектами его изучения выступает В. большинства на меньшинство, В. меньшинства на большинство, В. власти. В зарубеж. социальной психологии доминирующей является дуалистическая модель нормативного и информационного В. в процессе группового О. В этой модели рассматриваются 2 самост. процесса В.: нормативное и информационное. Нормативное В. - уступчивость индивида (совокупности индивидов) в виде внеш. конформности в ответ на социальное давление части или всей группы. Нормативное В. имеет прямой, а не косвенный характер, вызывает скорее подчинение, т. е. временную публичную уступчивость, нежели изменение убеждений. Субъектом такого влияния чаще выступает большинство, а объектом - меньшинство группы. Нормативное В. обеспечивает стабильность и сплоченность группы. Информационное В. связано с личностным принятием и интернализацией мнений (норм) других, долговременным изменением социальных установок, ценностей, стереотипов. Это влияние имеет косвенный характер, а в основе его проявления находится неоднозначность и сложность объективной ситуации или стимула, а также трудности, связанные с физич. тестированием реальности. Субъектом информационного В. чаще выступает меньшинство, а объектом - большинство. Меньшинство стимулирует оригинальное, творческое мышление и, тем самым, вызывает более серьезные изменения в сознании людей, чем большинство. Факторы влияния большинства: а) характеристики большинства (единство мнений, восприятие большинства как единого целого, статус и численный состав); б) социально-демографические (пол, возраст, статус) и индивидуально-психологические (тревожность, зависимость и др.) характеристики представителей меньшинства; в) мотивация членства в группе (позитивная) и уровень ее привлекательности (групповая аттракция) для представителей меньшинства; г) ситуационные переменные (неоднозначность ситуации, несоответствие между индивидуальной и групповой нормой). Факторы В. меньшинства: а) категоризация большинством меньшинства как находящегося внутри, а не вне группы; б) стиль поведения меньшинства (устойчивость и последовательность в выражении своей позиции, гибкий стиль ведения переговоров, единство мнений и сплоченность); в) использование меньшинством убедительных аргументов; г) отсутствие «нормативных фильтров», используемых большинством для интерпретации позиции и поведения меньшинства; д) соответствие идей меньшинства основополагающим нормам и ценностям, духу времени; е) взаимодействие меньшинства и большинства в приватных, а не публичных условиях; ж) наличие у меньшинства опыта сопротивления позиции большинства; з) присоединение к меньшинству сторонников из числа большинства. Важный вопрос заключается в том, кого рассматривать в кач. большинства и меньшинства. В экспериментальных исследованиях в кач. таковых обычно выступают искусственно созданные множества лиц, к-рые действуют по инструкции в лабораторных условиях. Одним из заметных эффектов В. в процессе внутригруппового О. является групповая поляризация - усиление первоначальных мнений и предпочтений членов группы, т. е. проявление их в более радикальной форме. Напр., групповая дискуссия усиливает установки людей по отношению к признанию виновным или невиновным подсудимого, разрешению или не разрешению абортов, феминизму, справедливости и др. Мера и тенденция проявления этого эффекта зависит от начальной точки позиции группы на психол. шкале. Если в группе изначально отсутствует какое-то доминирующее мнение, то в дискуссии его сдвиг будет незначительным. Если в группе есть одно или неск. умеренных мнений относительно чего-то, то в процессе дискуссии эти мнения станут более выраженными. Лит.: Лернер Д. Социальное влияние. СПб., 2003; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011