ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА
различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Свойства внимания
совокупность основных характеристик внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем.
Устойчивость заключающается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Она может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таковых, в частности по Н. Н. Ланге, равны обычно 2—3 с, максимум — 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. В настоящее время доказано, что наиболее существенное условие устойчивости внимания — возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи.
Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность его сосредоточенности. Другими словами, это тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что это следствие возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга (см. Принцип доминанты).
Под распределением внимания понимают субъективную способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно, что и позволяет совершать сразу несколько действий, сосредоточившись на них. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно совершать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон одновременно диктовал своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу, представляет обратную сторону его другого свойства — переключаемости.
Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом это означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Переключение внимания у разных людей неодинаково и зависит от целого ряда условий (прежде всего соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Под объемом внимания понимается количество объектов, которые человек способен одновременно охватить с достаточной ясностью. Известно, что невозможно сразу думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов, — это и есть объем внимания. Важная и определяющая его особенность состоит в том, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.
Отвлекаемость — непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, появляющееся при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые возникают внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.
Литература
Гальперин П. Я., Кобылъницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975.
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2000.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Свойства внимания
Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их. Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. "Внимание к объекту, – пишет Станиславский, – вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом". Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека. К свойствам внимания относится и переключение внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
957.10 кб

Сущность понятия "внимание": виды, критерии, свойства

Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна
В статье рассматривается понятие «внимание» как одно из наиболее сложных и неоднозначных понятий в психологии и педагогики. Психологами выделены такие виды внимания, как произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Читать PDF
317.09 кб

Свойства внимания как функции контроля поведения человека

Конева Л. В., Плотников В. В.
Читать PDF
597.09 кб

Возрастные особенности свойств внимания младших школьников

Томашова Екатерина Викторовна
Читать PDF
676.85 кб

Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников

Крупник Ирина Викторовна
В статье отражено влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников, а также анализ результатов по трем методикам и графический показатель по данным результатам.
Читать PDF
266.56 кб

Хронотипические особенности свойств внимания футболистов разных амплуа

Шелепень Виктор Николаевич, Хода Людмила Дмитриевна
С помощью разработанной цифровой технологии исследовались свойства внимания, которые обусловлены цифровым кодом даты рождения. На первом этапе исследований все финалисты чемпионатов мира по футболу 1930-2014 гг.
Читать PDF
110.09 кб

Автоматизация исследований свойств внимания человека-оператора в системе «Человек-дисплей»

Новикова Н. М., Александров А. С.
В данной статье рассматривается возможность автоматизации измерения свойств внимания оператора. Внимание измеряется с помощью таблиц Шульте-Платонова. Дано описание программы для автоматизации экспериментов.
Читать PDF
1.11 мб

КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кропачева Марина Николаевна, Звонарева Марина Ивановна
Статья посвящена изучению свойств коррекции внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Читать PDF
271.21 кб

Синдром дефицита внимания у детей с различными типами темпераментальных свойств личности и современн

Павлова О. М., Шилов С. Н.
Представлен краткий обзор проблемы синдрома дефицита внимания (СДВГ).
Читать PDF
239.15 кб

Взаимосвязь функций внимания с типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы у ку

Бебинов Сергей Евгеньевич, Сальников Виктор Александрович
Исследуются различия функций внимания у начинающих водителей.
Читать PDF
418.83 кб

Психофизиологические методы изучения свойств внимания как основа выявления синдрома дефицита внимани

Звягина Екатерина Владимировна, Харина Ирина Федоровна
Отображается проблема изучения психофизиологических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у студенческой молодежи вуза физической культуры.

Похожие термины:

  • ВНИМАНИЕ СВОЙСТВА

    к свойствам В. чаще всего относят его устойчивость, концентрацию, переключаемость и объем. Иногда к этим четырем основным свойствам внимания также добавляют его продуктивность. Устойчивость В. –
  • Виды и свойства внимания Непроизвольное внимание

    Непроизвольным называется такое внимание, которое направленно на данный объект без сознательного намерения и усилий. При непроизвольном внимании возникновение участка с оптимальной возбудимос