ВНИМАНИЯ ОТВЛЕКАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ РАССТРОЙСТВА

Внимания развитие

Найдено 1 определение:

Внимания развитие

развитие способности ребенка сосредоточиваться на объекте своей активности и противостоять влиянию внешних и внутренних отвлекающих факторов. Начальным этапом В. р. можно считать самые ранние ориентировочные реакции новорожденного: слуховое и зрительное сосредоточение. Оно проявляется в затормаживании движений, замирании и фиксации взора на объекте (при зрительном сосредоточении) или повороте глаз в сторону источника звука (при слуховом сосредоточении). Объектом, вызывающим наиболее легкое и устойчивое зрительное сосредоточение, является человеческое лицо. Дальнейшее В. р. проявляется в увеличении длительности сосредоточения и расширении круга объектов, привлекающих В. ребенка. Такими объектами становятся игрушки, предметы мебели и т.п. В раннем возрасте наиболее длительное сосредоточение В. наблюдается при выполнении предметных действий. Ребенок может раз за разом повторять какоелибо действие, не отвлекаясь на посторонние раздражители. В дошкольном возрасте центральным направлением В. р. становится формирование его произвольных форм. Наиболее высокий уровень произвольности реализуется в игровых ситуациях. Особенно большое значение для развития произвольного В. имеют игры с правилами. В школьном возрасте В., как и другие познавательные процессы, наиболее интенсивно развивается в ходе учебной деятельности. Согласно гипотезе П.Я. Гальперина, В. представляет собой интериоризованную форму контроля и формируется посредством «вращивания» (перехода во внутренний план) контрольных действий. В совместном исследовании с С.Л. Кабыльницкой он экспериментально обосновал эту гипотезу. Было показано, что обучение детей способам контроля (проверки своей работы) и обеспечение их последующей интериоризации приводит к резкому сокращению количества «ошибок внимания» в школьных работах учеников. В. р. связано с развитием мотивов деятельности, интересов, волевой регуляции действий. С возрастом эта связь становится все более тесной. Начиная с подросткового возраста, становится крайне затруднительно выделить В. р. как отдельную линию развития, поскольку для этого и последующих возрастов характерна высокая избирательность В. Это часто приводит к парадоксальному сочетанию у одного и того же человека высокого уровня В. в одних видах деятельности с крайне низким его уровнем в других. А.Л.Венгер
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Сравнительно-психологический анализ нарушений психического развития: синдрома дефицита внимания с ги

Никишина Вера Борисовна, Глушкова Валентина Павловна
На основании феноменологического анализа были выделены общие особенности нарушений (синдрома дефицита внимания и гиперактивности и задержанного типа психического развития), в эмоционально-волевой сфере отмечается замедленное эмоционально-волевое созревание, в когнитивной сфере проявляются трудности освоения школьных навыков, нарушение концентрации внимания, в поведенческойнарушение согщальной адаптации, проблемы во взаимоотношениях с окружающими и специфические особенности проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, импульсивность, нарушение концентрации, избирательности и объема внимания, двигательная расторможенность.
Скачать PDF

Особенности процесса развития интеллектуального внимания спортсмена к педагогическому общению тренер

Ткачева Мария Сергеевна
В статье обсуждаются вопросы педагогического общения спортивных тренеров и внимания спортсменов к этому виду взаимодействия. Показаны возрастные и деятельностные особенности развития внимания спортсменов к содержанию и форме педагогического общения тренеров.
Скачать PDF

Развитие младшего школьника с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях влияния факто

Семакова Елена Владимировна
В статье представлены результаты многоцентрового исследования 1276 семей с детьми младшего школьного возраста, проведенные в 2005-2010 гг. в 9 городах, областных и районных центрах РФ Андреаполь, Калуга, Кемерово, Сафоново, Сергиев Посад, Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль. Обследование проводилось методом добровольного сплошного анкетирования. Определены значимые факторы влияния ближайшего окружения в развитии ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью младшего школьного возраста (семейные конфликты, неполная семья).
Скачать PDF

Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания

Волокитина Т.В., Тихонова О.Н., Гринюк Н.В.
Проведено изучение психомоторных функций у детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания. Показано, что в этом возрасте происходит активное формирование и совершенствование динамических, пространственных координаций, психомоторных качеств, что связано с включением первоклассников в когнитивную деятельность. У первоклассников с низким уровнем произвольного внимания выявлена несформированность кинестетического, динамического и пространственного праксисов, что необходимо учитывать в процессе обучения
Скачать PDF

Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания

Грибанов А. В., Канжина Наталья Николаевна
В работе рассматриваются результаты исследования аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста с разным уровнем развития произвольного внимания, полученные при помощи компьютерного комплекса для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психомат». Выявлено существенное уменьшение времени реакции по всем тестам от 9 к 10 годам. Обнаружены достоверные отличия в выполнении аудиомоторных тестов у детей с низким уровнем развития произвольного внимания и детей контрольной группы. Показано, что уровень развития произвольного внимания связан преимущественно с моторным компонентом реакций.
Скачать PDF

Интеллектуальное развитие дете й 6-7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью

Безруких М. М., Логинова Е. С.
С помощью теста Векслера выявлялись особенности интеллектуального развития детей с признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Показано, что психофизиологическая структура интеллекта детей 6-7 лет без признаков СДВГ характеризуется высоким уровнем сформированности и тесным взаимодействием вербального и невербального компонентов. У их сверстников с дефицитом внимания и гиперактивностью она отличается недостаточным уровнем сформированности зрительнопространственного восприятия, произвольной организации и регуляции деятельности и более низким уровнем взаимосвязей вербального и невербального компонентов. Значимые различия между вербальным и невербальным интегральными показателями также свидетельствуют о дефиците произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности и сохранности операциональной структуры разных видов познавательной деятельности.
Скачать PDF

Особенности внутрифункциональной структуры внимания младших школьников с недостаточным развитием

Обухов Алексей Викторович
Современное признание внимания в качестве основы слаженного функционирования психики актуализирует исследования особенностей аттенционного процесса у детей с дисфункциями организации психической деятельности. Имеющиеся данные о взаимосвязи эффективности мыслительной деятельности и степени функционального единства свойств внимания у детей с нормальным уровнем развития подчеркивают актуальность изучения отношений между аттенционными свойствами при нарушениях познавательной деятельности вследствие недостаточного развития. Несоответствие между необходимостью целостного изучения внимания у детей с задержанным развитием и тотальным недоразвитием и фрагментарностью данных о функциональном единстве аттенционных свойств у этих детей в 9-10 лет определили цель настоящего исследования: выявление особенностей внутрифункциональной структуры внимания у младших школьников с недостаточным развитием. Экспериментальное изучение внимания носило индивидуально-групповой характер и охватывало младших школьников трех категорий: I) третьеклассников массовой школы; 2) третьеклассников, обучающихся по программе школы VII вида; 3) третьеклассников школ VIII вида. Исследованы основные свойства внимания (устойчивость, распределение, переключение, концентрация и объем) и выявлены корреляционные связи между ними. Полученные данные указывают на своеобразие внутрифункциональной структуры внимания у младших школьнике!; различных категорий, что обнаруживает взаимозависимость степени функционального единства аттенционных свойств и степени развития когнитивной сферы у детей 9-10 лет с нормальным уровнем развития, с задержанным развитием и тотальным недоразвитием. Результаты исследования создают объективную основу для проверки эффективности групповых коррекционно-развивающих программ, критерием результативности которых может служить усиление связей между основными свойствами внимания.
Скачать PDF

Синдром дефицита внимания и гиперактивности в общей систематике нарушений психического развития у де

Набойченко Евгения Сергеевна
В статье раскрываются теоретические аспекты изучения в психологии синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, также представлен анализ различных подходов к рассмотрению данной проблемы в зарубежных и отечественных исследованиях. Также в статье определена актуальность данной проблемы, выделены и обозначены основные ключевые понятия проблемы гиперактивности, представлены различные точки зрения на природу возникновения гиперактивности у детей, дается характеристика гиперактивного ребенка. В начале статьи обозначена проблема исследования, которая заключается в возрастании количества детей с гиперактивностью. Представлены результаты скриннинговых исследований анализ этапов, факторов и компонентов формирования гиперактивности у детей. Раскрываются гендерные особенности гиперактивности у детей. В статье описаны различные концепции, рассматривающие гиперактивность детей с точки зрения медико-биологических, психологических, социальных предпосылок данного явления. Выделяются причины возникновения гиперактивности у детей: причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе; минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). Представленный теоретический анализ определил содержание понятия СДВГ, причины и факторы его формирования.
Скачать PDF

Особенности моделирования когнитивных агентов формирования внимания ЛПР

Горбатюк Н.В.
Скачать PDF

Реорганизация паттерна ЭЭГ у подростков с дефицитом внимания и токсикоманией в процессе комплексного

Яковлев Н.М., Косицкая З.В., Пинчук Д.Ю., Моховикова И.А., Русановский В.В., Русановский Г.В.
У 29 пациентов с токсикоманией и дефицитом внимания проводили анализ ЭЭГ, на основании которого пришли к выводу, что для них характерно снижение бета-активности. Использование биоуправления с обратной связью и методов микрополяризации мозга позволило стабилизировать состояние пациентов и сформировать у них ремиссию. Наиболее значимым было биоуправление, направленное на повышение бета-активности мозга.
Скачать PDF

Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи

Канжин А.В., Емельянова Т.В.
В статье анализируются и сопоставляются особенности когнитивной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у детей с задержкой речевого развития. Показано, что как у детей с СДВГ, так и у детей с недоразвитием речи наблюдаются проявление несформированности функций управления и контроля деятельности. Мы предполагаем, что механизмы, обуславливающие симптомы вышеуказанных состояний у детей младшего школьного возраста во многом сходны и обуславливаются незрелостью функциональных систем мозга, отвечающих за функции управления и контроля деятельности.
Скачать PDF

Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гип

Семенова О.А., Кошельков Д.А.
Исследовалось состояние функций произвольной регуляции деятельности (управоляющих функций) у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности (ДВГ) по сравнению с детьми того же возраста, не имеющими дефицита внимания и нарушений поведения. Бфли обнаружены особенности управляющих функций у детей с признаками ДВГ. Дети этой группы испытывали существенные трудности при программировании произвольных действий: хуже усваивали инструкции и алгоритмы действий, были менее последовательны при выработке стратегии деятельности. Также для них были характерны особенности избирательной регуляции произвольных действий: повышенная импульсивность, трудности переключения с одного элемента действия на другой (персеверации), неустойчивость усвоенной программы под воздействием побочных влияний. Состояние некоторых компонентов управляющих функций, таких как возможности переключения с одной программы деятельности на другую, возможности опосредования действий и возможности контроля за протеканием собственных действий, не отличалось у детей основной и контрольной группы, что обусловлено их возрастной незрелостью у всех детей 5-6 лет.
Скачать PDF