ВНИМАНИЯ ВИДЫ ВНИМАНИЯ ИСТОЩАЕМОСТЬ

Внимания исследование

Найдено 1 определение:

Внимания исследование

в клинической психологии) — совокупность методических приемов и средств, применяемых при изучении внимания. В. и. проводится при профотборе, выявлении готовности к школе и причин неуспеваемости. В клинической психологии диагностика нарушений некоторых свойств внимания позволяет выявить снижение работоспособности, возникающее в результате соматических и психических заболеваний. Используются следующие методики. (а) Методика "Корректурная проба", предложена в 1895 г. Б. Бурдоном, применяется для диагностики устойчивости, переключаемости, выявления степени концентрации внимания, работоспособности, утомляемости при выполнении монотонной деятельности. Анализу подлежат два показателя: скорость и точность выполнения теста. Быстрый темп выполнения характерен для больных с маниакально-депрессивным психозом в состоянии маниакальности, а медленный — для больных в депрессивном состоянии. Существуют различные модификации теста: тест Тулуза — Пьерона, кольца Ландольта, которые используются для обследования детей дошкольного возраста. (б) Методика "Отыскивание чисел" (таблицы Шульте), используется для исследования устойчивости, объема внимания, психического темпа. Анализируется показатель — время выполнения теста. Увеличение времени отыскивания чисел характерно для больных с сосудистыми заболеваниями (атеросклероз головного мозга), для больных эпилепсией, однако, причины замедления темпа у указанных больных различны. Существует модификация этой методики — "черно-красные таблицы", предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964), применяется для диагностики переключаемости внимания. (в) Методика "Кубики Кооса", предложена К. Коосом в 1920 г., с ее помощью проводят диагностику нарушений устойчивости внимания, ориентации в пространстве, работоспособности, сообразительности. Фиксируется время выполнения заданий. Трудности при их выполнении обычно возникают у больных со сниженным интеллектом (олигофрения), больных с органическими заболеваниями и больных с локальными поражениями мозга. В отдельных случаях данная методика используется как невербальный тест интеллекта. (г) Методика "Куб Линка" используется для исследования устойчивости внимания, эмоциональных реакций, пространственных нарушений. Непонимание инструкции и вследствие этого невозможность выполнить задание характерны для больных олигофренией (средняя ее степень — имбецильность), больных со сниженным интеллектом в результате органических поражений мозга, больных с локальным поражением мозга (левая теменная доля). Нарушения, проявляющиеся в виде увеличение ошибок к концу работы, утомляемости характерны для астенизированных больных. (д) "Доски Сегена" — методика предложена Э. Сегеном в 1866 году, позволяет определить умственное развитие детей дошкольного возраста, выявить детей с его задержкой.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Автоматизация исследований свойств внимания человека-оператора в системе «Человек-дисплей»

Новикова Н.М., Александров А.С.
В данной статье рассматривается возможность автоматизации измерения свойств внимания оператора. Внимание измеряется с помощью таблиц Шульте-Платонова. Дано описание программы для автоматизации экспериментов. Приведены формулы расчета условных показателей свойств внимания. Экспериментальные данные получены с группой из 15 операторов
Скачать PDF

Исследование внешней детерминации процесса социализации подростков с синдромом дефицита внимания и г

Глушкова Валентина Павловна
Изучение влияния внешних детерминант на процесс социализации у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Верификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и выявление его сопряженности с другими типами нарушенного развития у подростков. Исследование внешних детерминант процесса социализации у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Скачать PDF

Экспериментально-психологическое исследование гиперактивного расстройства с дефицитом внимания как п

Правило Екатерина Сергеевна
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания рассматривается как отдельный дисрегуляторный патопсихологический синдром. Выявлено, что это нарушение характеризуется первичным дефицитом внимания, импульсивностью, гиперактивностью и двигательными нарушениями; вторично отмечаются расстройства когнитивных функций.
Скачать PDF

Виды прайминга в исследованияхвосприятия и перцептивного внимания

Фаликман М.В., Койфман А.Я.
Скачать PDF

Исследование особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольног

Мазина Алена Константиновна
В статье обсуждается проблема исследование особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Раскрывается особенность проведения диагностических процедур по выявлению у детей дошкольного возраста СДВГ. В обследовании приняли участие 86 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 5-6 летнего возраста.
Скачать PDF

Исследование отношения родителей к ребенку и его болезни (на примере синдрома дефицита внимания с ги

Ерженкова А.А.
Скачать PDF

Тест переплетенных линий А. Рея: методика исследования концентрации произвольного внимания младших ш

Чупров Л.Ф.
Описана методика исследования особенностей концентрации произвольного внимания. Приведены данные по апробации методики на двух группах учащихся младших классов: с нормальным и задержанным психическим развитием. Введены два показателя для улучшения статистической обработки полученных данных.
Скачать PDF

Экспериментальное «Eye tracker» исследование искажений внимания при социальной тревоге, осложненной

Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович
Технология «eye tracker» (трекинг глазодвигательной активности) позволяет экспериментально исследовать особенности когнитивной деятельности при аффективных нарушениях. В когнитивно-поведенческих моделях социальной тревоги (СТ) и социального тревожного расстройства (СТР) предполагается, что искажения внимания поддерживают симптомы СТ. В двух ведущих моделях СТР дается разное объяснение природы искажений внимания. Так, Rapee, Heimberg утверждают, что при СТР испытуемые быстро обнаруживают сигналы, связанные с негативным оцениванием и не могут переключить внимание на другие стимулы. В модели Clark и Wells показано, что стимулы-угрозы (оценивания) избегаются. Применение системного подхода к интерпретации искажений внимания и восприятия позволяет решить противоречие с помощью перехода от интерпретации эмпирических фактов как независимых явлений к осмыслению динамических особенностей когнитивной деятельности. В подростковом возрасте нарушение регуляции социальной тревоги в ситуациях оценивания вторично провоцирует формирование антивитальных (суицидальных) переживаний как типичной формы производных проявлений дисрегуляции (декомпенсации). Это связано с первичной фрустрацией значимых социальных потребностей, ростом напряжения и противоречия в мотивационной системе психической деятельности (мотив избегания и достижения). Явления нарушения регуляции тревоги оценивания в молодом возрасте на уровне комплексного синдрома сопровождаются производно возникающими антивитальными переживаниями, что позволяет рассматривать параметры в их единстве. Цель. Используя технологию трекинга движений глаз в рамках экспериментальной процедуры с предъявлением разного стимульного материала (сюжеты ситуаций оценивания, фразы в условиях «конфликта установок»), изучить особенности искажений внимания у подростков с СТ, осложненной антивитальными переживаниями, формируемыми на фоне дисрегуляции психической деятельности при оценивании, фрустрации актуальных для возраста социальных мотивов. Материалы и методы. Использовалась технология трекинга движений глаз (eye tracker SMI RED 250 mobile). Группы разделены на основе результатов Опросника социальной тревоги и социофобии и Опросника Антивитальности/Жизнестойкости. Данные обработаны в статистической программе. Математико-статистическая обработка данных осуществлена в программе SPSS Statistics 23 (однофакторный дисперсионный анализ). Процедура включает несколько методик: 1) методика «Ситуации оценивания» (иллюстрации ситуаций, наиболее часто встречающиеся в опыте подростков); 2) модифицированный тест Струпа включал предъявление фраз разного семантического содержания (условно негативного и позитивного). Фиксировались параметры глазодвигательной активности в двух группах испытуемых. Выборку составили подростки 16-18 лет (N = 30). Для исследования отобрана группа с единым синдромом СТ, осложненной антивитальными переживаниями, а также группа с низкой СТ без антивитальных переживаний (контроль). Результаты. При высоком уровне СТ более выражена дезорганизация целевой деятельности при восприятии социальных ситуаций оценивания (высокая амплитуда саккад как отклонение внимания от целевых приоритетов и многозадачность); наряду с этим наблюдались явления поглощенности внимания к отдельным фрагментам стимулов и число фиксаций на них фокуса внимания, а также особая семантическая пристрастность внимания к отрицательным стимулам (связанным с актуальными переживаниями и тревогой оценивания). При социальной тревоге, сопровождаемой антивитальными переживаниями, наблюдается системная взаимосвязь феноменов бдительности и избегания внимания в отношении социальных стимулов (как фаз единой системы дисрегуляции психической деятельности).
Скачать PDF

Исследование внешней детерминации процесса социализации подростков с синдромом дефицита внимания и г

Глушкова Валентина Павловна
В данной статье представлен новый взгляд на систему отношений в структуре «Я-концепции» психосоматических больных с учетом их индивидуальных особенностей и длительности течения заболевания.
Скачать PDF

Особенности моделирования когнитивных агентов формирования внимания ЛПР

Горбатюк Н.В.
Скачать PDF

Реорганизация паттерна ЭЭГ у подростков с дефицитом внимания и токсикоманией в процессе комплексного

Яковлев Н.М., Косицкая З.В., Пинчук Д.Ю., Моховикова И.А., Русановский В.В., Русановский Г.В.
У 29 пациентов с токсикоманией и дефицитом внимания проводили анализ ЭЭГ, на основании которого пришли к выводу, что для них характерно снижение бета-активности. Использование биоуправления с обратной связью и методов микрополяризации мозга позволило стабилизировать состояние пациентов и сформировать у них ремиссию. Наиболее значимым было биоуправление, направленное на повышение бета-активности мозга.
Скачать PDF

Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи

Канжин А.В., Емельянова Т.В.
В статье анализируются и сопоставляются особенности когнитивной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у детей с задержкой речевого развития. Показано, что как у детей с СДВГ, так и у детей с недоразвитием речи наблюдаются проявление несформированности функций управления и контроля деятельности. Мы предполагаем, что механизмы, обуславливающие симптомы вышеуказанных состояний у детей младшего школьного возраста во многом сходны и обуславливаются незрелостью функциональных систем мозга, отвечающих за функции управления и контроля деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16