ВНИМАНИЕ ФУНКЦИИ

Найдено 1 определение
ВНИМАНИЕ ФУНКЦИИ
основные функции В. – обеспечение избирательности познавательных процессов, активизации и избирательности (целенаправленности) деятельности человека. Благодаря избирательности познавательных процессов человек в каждый момент времени воспринимает, обрабатывает и использует только ту информацию, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль (соответствует его актуальным потребностям и интересам). Благодаря В. человек в виде ощущений воспринимает только определенные раздражители – те, на которые в данный момент времени направлено его В. Вследствие концентрации В. человек может удерживать его на определенном объекте в течение времени, необходимого для формирования образа данного объекта. Еще более важна роль В. по отношению к памяти. В. принимает участие во всех ее процессах: в запоминании, припоминании, узнавании и забывании. При запоминании В. направлено на материал, который человек в данный момент времени запоминает. Если В. не сосредоточено на воспринимаемом материале, то его человек не может воспринять, запомнить или запоминает, припоминает с большим трудом. Если человеку необходимо что-либо вспомнить, то он также должен сосредоточить на этом свое В., удерживая его до тех пор, пока припоминаемый материал не будет восстановлен в памяти с необходимой полнотой и точностью. Узнавание также происходит вследствие того, что человек удерживает в поле своего В. то, что он должен узнать, или то, что связано с узнаваемым материалом. Забывание обычно происходит по причине того, что в течение длительного времени человек не обращает В. на определенную информацию, хранящуюся в его памяти, не припоминает ее и практически не пользуется ею. Довольно существенна роль В. в процессах воображения и мышления. Пытаясь представить себе что-либо, стараясь мысленно преобразовать представляемое, человек все время должен удерживать представляемое и преобразуемое в сфере своего В. Для того, чтобы решить какую-нибудь задачу, человек, во-первых, должен удерживать в сфере В. условия задачи, во-вторых – процесс и промежуточные результаты ее решения. Разумное поведение человека является целенаправленным. Для его осуществления необходимо удерживать в поле В. цель поведения и сознательно, а значит, и внимательно контролировать все свои действия, включенные в соответствующий поведенческий акт. Сосредоточивая и удерживая свое В. на чем либо, переключая его с одного, совершаемого им действия, на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с высокой работоспособностью и качеством, то с помощью В. человек выбирает для себя определенный уровень активности и поддерживает его. Особенно существенна роль В. в тех поведенческих процессах, которые имеют внутренний характер и включают умственное планирование поведения.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
317.09 кб

Свойства внимания как функции контроля поведения человека

Конева Л. В., Плотников В. В.
Читать PDF
233.88 кб

Влияние нооклерина на функции памяти и внимания у больных эпилепсией в ремиссии

Рогачёва Т. А.
The article presents the results of a clinico-psychopathological, EEG and psychological investigation of 30 epileptic patients in remission that received a neurometabolic stimulator 'nooklerine'.
Читать PDF
130.42 кб

Показатели внимания и текущее функциональное состояние организма юных спортсменов

Коровин В. А., Викулов А. Д., Турчанинов С. Ю.
Исследование подростков, регулярно занимающихся футболом, показало тесные взаимосвязи между некоторыми характеристиками внимания и текущим функциональным состоянием организма.
Читать PDF
127.67 кб

ДИНАМИКА ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

Бартош О.П., Бартош Т.П., Мычко М.В.
Внимание в учебном процессе является одним из основных психологических факторов, определяющих успешность обучения младших школьников. Цель нашего исследования изучить динамику функции внимания в онтогенезе младших школьников г.
Читать PDF
300.39 кб

Принципы анализа функциональных параметров памяти, внимания и мышления у слабослышащих детей

Гафиятуллина Гузель Шамилевна, Трофимова Екатерина Владимировна
Изучены психофизиологические особенности детей с нейросенсорной тугоухостью. Показано, что способы восприятия, формирующиеся через овладение словесными обобщениями, запаздывают в развитии.
Читать PDF
654.34 кб

Клинико-диагностическое значение исследования функции внимания при сахарном диабете у детей и подрос

Пузикова О. З., Афонин А. А.
Читать PDF
355.52 кб

Сравнительная характеристика когнитивных функций у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивн

Тибекина Л. М., Фефелкина Н. С.
С целью выявления психофизиологических маркеров школьной дезадаптации у детей с СДВГ с хорошей и низкой успеваемостью был проведен анализ по журналам учета школьной успеваемости с изучением когнитивных функций у детей с СДВГ путем
Читать PDF
767.83 кб

Оценка функционального и психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста с дефицитом вниман

Гребнева Надежда Николаевна, Смирнова Марина Валерьевна
На базе муниципальных детских дошкольных учреждений города Тюмени проведено исследование морфофункционального и психоэмоционального состояния практически здоровых детей 6-7 лет и детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивнос
Читать PDF
718.74 кб

Сравнительный анализ показателей внимания и умственной работоспособности у детей различных функциона

Томилова Е.А., Ларькина Н.Ю., Колпаков В.В., Беспалова Т.В.
Установлены индивидуально-типологические особенности показателей внимания и умственной работоспособности младших школьников разных функциональных типов конституции (ФТК) детей с различным уровнем привычной двигательной активности
Читать PDF
4.71 мб

Возможности системы специальных кинезиологических упражнений в коррекции функции внимания детей с за

Шанина Галина Егоровна
В статье подробно дается характеристика особенностей внимания детей с задержкой психического развития, раскрываются основные его причины и предлагается комплекс методов психодиагностики и коррекции, обеспечивающих успешность усвое
Читать PDF
216.77 кб

Недостаточность управляющих функций у детей с синдромом дефицита внимания и детей с нарушениями речи

Канжин А. В., Емельянова Т. В.
В статье анализируются и сопоставляются особенности когнитивной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и у детей с задержкой речевого развития.
Читать PDF
239.15 кб

Взаимосвязь функций внимания с типологическими особенностями проявлений свойств нервной системы у ку

Бебинов Сергей Евгеньевич, Сальников Виктор Александрович
Исследуются различия функций внимания у начинающих водителей.
Читать PDF
664.53 кб

Функциональная организация произвольного направленного внимания и эффективность зрительного опознани

Петренко Н. Е., Фарбер Д. А.
Комплексное исследование поведенческих и нейрофизиологических показателей функциональной организации мозга при опознании неполных изображений и в период подготовки к выполнению этой когнитивной задачи выявило участие префронтально