ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ
ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание наружу)
Со времен Зигмунда Фрейда, выделившего «Я» в самостоятельную подструктуру, рассматриваемую как инструмент для разрешения противоречий между индивидом и внешней реальностью, инстинктом и моральными требованиями социума, сознанием и бессознательным, ставится вопрос о разграничения Я и НЕ-Я не в абстрактно-философском, а в конкретно психологическом смысле, т.е. «границах» Я по отношению а) к внешнему окружению; б) к внутреннему психическому. Причем, Я-границы понимаются не как абстрактная демаркация, или пассивный механический барьер (фильтр), а как процесс разделения различных психических содержаний, осуществляемый на основе сознательных идентификаций субъекта.
В Я-структурной модели личности Г. Аммона используется концепция «подвижных, гибких границ Я», являющихся «периферическим органом восприятия», позволяющим ребенку в ходе своего развития переживать и осознавать собственную идентичность, отмежевываясь как от окружающего мира (снаружи), так и от мира своих фантазий (изнутри).
Построение «подвижных» границ Я (Я-отграничение) позволяющих ребенку выделить себя из раннего симбиоза (с матерью) представляет первый творческий акт в собственном опыте идентичности и обозначает решающую фазу в развитии его «Я».
Поэтому внешнее Я-отграничение (отмежевание) рассматривается как одна из центральных гуманных функций.
Специфика группо-динамических условий разрешения симбиотических связей в первичной группе (т.е. характер психоэнергетики отношений ребенка в семейном кругу) может способствовать, или напротив, затруднять (вплоть до «запрета») формирование и последующее расширение границ Я, т.е. либо создавать предпосылки, либо препятствовать формированию бесконфликтной, относительно свободной от прессинга внешней реальности и внутренних потребностей личности.
1.Конструктивное внешнее Я-отграничение
Конструктивное внешнее я-отграничение (конструктивное я-отмежевание наружу) обеспечивает обособление развивающейся идентичности, безопасность личности от слияния или переидентификации, ее конструктивную автономию с гибкой коммуникационной границей «Я», обозначая отмежевание собственных чувств от чувств других людей, и, тем самым, способность к формированию хорошего «чувства реальности», накоплению обогащающего жизненного опыта, к вступлению в контакты (в т.ч. симбиотические), без угрозы для Я-идентичности и выходу из них без последующего чувства вины.
Для личности с конструктивным Я-отграничением характерна открытость, общительность, способность к постановке собственных целей и задач, согласующихся с требованиями окружающих, хороший эмоциональный контакт в межличностном взаимодействии, зрелость эмоциональных переживаний, возможность рационального распределения своего времени и усилий, выбора адекватной стратегии поведения в соответствии с меняющейся актуальной ситуацией и собственными жизненными планами, способность к оказанию помощи и поддержке окружающих в ситуациях, требующих участия.
2. Деструктивное внешнее Я-отграничение
Деструктивное внешнее Я-отграничение обозначает чрезмерную закрытость и жесткость внешней границы Я, контактный барьер, препятствующий продуктивному обмену социальной энергией и общению с другими лицами (окружающей группой), а, следовательно, и самореализации.
Причина деструктивного внешнего Я-отграничения кроется в деструктивно- «враждебном» характере атмосферы ранних симбиотических отношений в семье, сутью которых является «первичный запрет» на проявление активности и собственную идентичность ребенка, принуждающий его «Я» развиваться не в собственных, а в жестко предписанных границах, что становится фактором, продуцирующим не установление, а «обрыв» межличностных отношений, формирование непроницаемого «коммуникационного барьера», «обособлению без коммуникации».
В поведении деструктивное внешнее Я-отграничение проявляется неуверенностью в ситуациях, требующих навыков межличностного общения, избеганием контактов, нежеланием вступать в «диалоги» и дискутировать, стремлением эмоционально дистанцироваться от окружающих, скованностью, зажатостью, нежеланием вникать в чужие проблемы и посвящать других в собственные проблемы; общим снижением предметной активности.
Для таких лиц характерны замкнутость, закрытость, эмоциональная сдержанность, неумение устанавливать контакты, отсутствие гибкости в общении и умения улавливать нюансы в настроении и поведении собеседника, неспособность к совместному поиску компромиссов; сверхконтроль проявлений собственных переживаний и чувств; безучастность к проблемам, трудностям, и потребностям других, неспособность принимать помощь, ощущение эмоциональной пустоты; пассивная жизненная позиция, безынициативность.
3. Дефицитарное внешнее Я-отграничение
Дефицитарное внешнее Я-отграничение означает «сверхпроницаемость» и функциональную недостаточность внешней границы Я, снижающую автономию и продуктивный обмен социальной энергией в связи с «переполнением» внешними впечатлениями и чрезмерной адаптацией к требованиям внешнего мира.
Причина данного явления кроется в «злокачественном» характере раннего симбиоза (отношений матери к ребенку), при которых ребенок абсолютно не поддерживается в своих «поисках» собственной идентичности, упорно воспринимаясь матерью как неизменная «часть» ее самой. В данном случае из двух важнейших функций границы «Я»: обособления и связи, страдает первая, обеспечивающая возможность внутреннего формообразования и различения «Я» и «не Я», вследствие чего у субъекта доминирует не склонность к равноправным зрелым партнерским отношениям, а склонность к симбиотическому слиянию, создающая значительные трудности в поддержании устойчивых продуктивных отношений, особенно, в ситуациях необходимости их прерывания.
В поведении дефицитарное внешнее Я-отграничение проявляется неспособностью устанавливать, контролировать и регулировать межличностную дистанцию в отношениях с окружающими, ограничивать их потребности и отказывать (говорить «нет»), отстаивать собственные интересы, потребности и цели; неумением четко отделять свои чувства и переживания от чувств и переживаний других; трудностями в поддержании устойчивых продуктивных контактов, особенно, в ситуациях необходимости их прерывания; неспособностью брать на себя ответственность и принимать решения; поиском постоянной поддержки, одобрения, защиты и признания со стороны окружающих.
Лица с дефицитарным внешним Я-отграничением характеризуются как зависимые, неуверенные, несамостоятельные, ведомые, послушные, подверженные внушению и манипулированию, чрезмерно ориентированные на оценки, нормы и ценности группы (социального окружения) и идентифицирующие себя с групповыми интересами и потребностями, неспособные сформировать собственную, отличную от других точку зрения; склонные к постоянным сомнениям в правильности сделанного выбора и предпринимаемых действий; ощущением собственной слабости, незащищенности, открытости и беспомощности; «хамелеоноподобным» жизненным стилем в целом.
Три разных аспекта внешнего Я-отграничения (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).
Источник: Глоссарий терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой