ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание наружу) это что такое ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание наружу): определение — Психология.НЭС
ВНЕШНЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ ВНЕШНЕОКУЛЯРНЫЕ МЫШЦЫ

ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ

Найдено 1 определение:

ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ (Я-отмежевание наружу)

Со времен Зигмунда Фрейда, выделившего «Я» в самостоятельную подструктуру, рассматриваемую как инструмент для разрешения противоречий между индивидом и внешней реальностью, инстинктом и моральными требованиями социума, сознанием и бессознательным, ставится вопрос о разграничения Я и НЕ-Я не в абстрактно-философском, а в конкретно психологическом смысле, т.е. «границах» Я по отношению а) к внешнему окружению; б) к внутреннему психическому. Причем, Я-границы понимаются не как абстрактная демаркация, или пассивный механический барьер (фильтр), а как процесс разделения различных психических содержаний, осуществляемый на основе сознательных идентификаций субъекта.

В Я-структурной модели личности Г. Аммона используется концепция «подвижных, гибких границ Я», являющихся «периферическим органом восприятия», позволяющим ребенку в ходе своего развития переживать и осознавать собственную идентичность, отмежевываясь как от окружающего мира (снаружи), так и от мира своих фантазий (изнутри).

Построение «подвижных» границ Я (Я-отграничение) позволяющих ребенку выделить себя из раннего симбиоза (с матерью) представляет первый творческий акт в собственном опыте идентичности и обозначает решающую фазу в развитии его «Я».

Поэтому внешнее Я-отграничение (отмежевание) рассматривается как одна из центральных гуманных функций.

Специфика группо-динамических условий разрешения симбиотических связей в первичной группе (т.е. характер психоэнергетики отношений ребенка в семейном кругу) может способствовать, или напротив, затруднять (вплоть до «запрета») формирование и последующее расширение границ Я, т.е. либо создавать предпосылки, либо препятствовать формированию бесконфликтной, относительно свободной от прессинга внешней реальности и внутренних потребностей личности.

1.Конструктивное внешнее Я-отграничение

Конструктивное внешнее я-отграничение (конструктивное я-отмежевание наружу) обеспечивает обособление развивающейся идентичности, безопасность личности от слияния или переидентификации, ее конструктивную автономию с гибкой коммуникационной границей «Я», обозначая отмежевание собственных чувств от чувств других людей, и, тем самым, способность к формированию хорошего «чувства реальности», накоплению обогащающего жизненного опыта, к вступлению в контакты (в т.ч. симбиотические), без угрозы для Я-идентичности и выходу из них без последующего чувства вины.

Для личности с конструктивным Я-отграничением характерна открытость, общительность, способность к постановке собственных целей и задач, согласующихся с требованиями окружающих, хороший эмоциональный контакт в межличностном взаимодействии, зрелость эмоциональных переживаний, возможность рационального распределения своего времени и усилий, выбора адекватной стратегии поведения в соответствии с меняющейся актуальной ситуацией и собственными жизненными планами, способность к оказанию помощи и поддержке окружающих в ситуациях, требующих участия.

2. Деструктивное внешнее Я-отграничение

Деструктивное внешнее Я-отграничение обозначает чрезмерную закрытость и жесткость внешней границы Я, контактный барьер, препятствующий продуктивному обмену социальной энергией и общению с другими лицами (окружающей группой), а, следовательно, и самореализации.

Причина деструктивного внешнего Я-отграничения кроется в деструктивно- «враждебном» характере атмосферы ранних симбиотических отношений в семье, сутью которых является «первичный запрет» на проявление активности и собственную идентичность ребенка, принуждающий его «Я» развиваться не в собственных, а в жестко предписанных границах, что становится фактором, продуцирующим не установление, а «обрыв» межличностных отношений, формирование непроницаемого «коммуникационного барьера», «обособлению без коммуникации».

В поведении деструктивное внешнее Я-отграничение проявляется неуверенностью в ситуациях, требующих навыков межличностного общения, избеганием контактов, нежеланием вступать в «диалоги» и дискутировать, стремлением эмоционально дистанцироваться от окружающих, скованностью, зажатостью, нежеланием вникать в чужие проблемы и посвящать других в собственные проблемы; общим снижением предметной активности.

Для таких лиц характерны замкнутость, закрытость, эмоциональная сдержанность, неумение устанавливать контакты, отсутствие гибкости в общении и умения улавливать нюансы в настроении и поведении собеседника, неспособность к совместному поиску компромиссов; сверхконтроль проявлений собственных переживаний и чувств; безучастность к проблемам, трудностям, и потребностям других, неспособность принимать помощь, ощущение эмоциональной пустоты; пассивная жизненная позиция, безынициативность.

3. Дефицитарное внешнее Я-отграничение

Дефицитарное внешнее Я-отграничение означает «сверхпроницаемость» и функциональную недостаточность внешней границы Я, снижающую автономию и продуктивный обмен социальной энергией в связи с «переполнением» внешними впечатлениями и чрезмерной адаптацией к требованиям внешнего мира.

Причина данного явления кроется в «злокачественном» характере раннего симбиоза (отношений матери к ребенку), при которых ребенок абсолютно не поддерживается в своих «поисках» собственной идентичности, упорно воспринимаясь матерью как неизменная «часть» ее самой. В данном случае из двух важнейших функций границы «Я»: обособления и связи, страдает первая, обеспечивающая возможность внутреннего формообразования и различения «Я» и «не Я», вследствие чего у субъекта доминирует не склонность к равноправным зрелым партнерским отношениям, а склонность к симбиотическому слиянию, создающая значительные трудности в поддержании устойчивых продуктивных отношений, особенно, в ситуациях необходимости их прерывания.

В поведении дефицитарное внешнее Я-отграничение проявляется неспособностью устанавливать, контролировать и регулировать межличностную дистанцию в отношениях с окружающими, ограничивать их потребности и отказывать (говорить «нет»), отстаивать собственные интересы, потребности и цели; неумением четко отделять свои чувства и переживания от чувств и переживаний других; трудностями в поддержании устойчивых продуктивных контактов, особенно, в ситуациях необходимости их прерывания; неспособностью брать на себя ответственность и принимать решения; поиском постоянной поддержки, одобрения, защиты и признания со стороны окружающих.

Лица с дефицитарным внешним Я-отграничением характеризуются как зависимые, неуверенные, несамостоятельные, ведомые, послушные, подверженные внушению и манипулированию, чрезмерно ориентированные на оценки, нормы и ценности группы (социального окружения) и идентифицирующие себя с групповыми интересами и потребностями, неспособные сформировать собственную, отличную от других точку зрения; склонные к постоянным сомнениям в правильности сделанного выбора и предпринимаемых действий; ощущением собственной слабости, незащищенности, открытости и беспомощности; «хамелеоноподобным» жизненным стилем в целом.

Три разных аспекта внешнего Я-отграничения (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).

Оцените определение:

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г.

Найдено рефератов по теме ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме — 5

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование внешней детерминации процесса социализации подростков с синдромом дефицита внимания и г

Глушкова Валентина Павловна
Изучение влияния внешних детерминант на процесс социализации у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Верификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и выявление его сопряженности с другими типами нарушенного развития у подростков. Исследование внешних детерминант процесса социализации у подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Скачать PDF

Исследование внешней детерминации процесса социализации подростков с проявлениями синдрома дефицита

Глушкова Валентина Павловна
Изучение внешних детерминант процесса социализации подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивностью. Концептуально-теоретическое обоснование проблемы социально-психологической детерминации процесса социализации у подростков с проявлениями СДВГ. Верификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Скачать PDF

Возможности профессиональной адаптации будущих экономистов к внешнеэкономической деятельности в пери

Антропова Любовь Васильевна
В статье раскрывается актуальность проблемы адаптации будущих специалистов по мировой экономике к особенностям своей трудовой деятельности в условиях многонациональных фирм и к специфике деятельности российских предприятий на внешних рынках. Автор показывает возможности профессиональной адаптации в вузе. В статье представлена модель ин-теллектуального обеспечения процесса адаптации будущих экономистов к внешнеэкономической деятельности в период обучения в вузе, показаны результаты внедрения данной модели.
Скачать PDF

Имидж молодежных субкультур как Внешнее выражение внутренней экспрессии личности

Эррера Л.М.
В работе рассмотрена взаимосвязь таких понятий, как имидж и личностные качества у молодежных субкультур, установлены и структурированы среднеустойчивые и динамические параметры внешнего экспрессивного Я у некоторых молодежных субкультур.
Скачать PDF

Человеческий мозг как фрактальная голограмма внешнего нелинейного мира

Белокопытов Юрий Николаевич
Анализируются успехи и неудачи российских и зарубежных специалистов в исследовании человеческого мозга. В связи с тем, что различные дисциплины в изучении мозга ощущают кризис, предлагается фрактально-синергетический подход к исследованию этого сложнейшего феномена. Гипотетически обосновывается новая перспективная концепция в изучении человеческого мозга, которая может дать ответы на многие неразрешимые вопросы. Теоретические исследования автора выводят нас на новый интегративный уровень человеческого мозга, а именно познания окружающего мира и возникновения новых голографических свойств.
Скачать PDF

К вопросу о дискриминация по внешнему облику

Погонцева Дарья Викторовна
В статье рассматривается феномен дискриминации по внешнему облику. Приводятся теоретические и экспериментальные работы российских и зарубежных исследователей посвященные таким разновидностям дискриминации как: лукизм (lookism), эйджизм (ageism), дискриминация по весу (толстый/худой) (weightism), дискриминация по росту (highism) и другие. Приводятся эмпирические данные исследования различных аспектов дискриминации по внешнему облику.
Скачать PDF

Социально-психологические особенности значимых других, оказывающих влияние на самооценку внешнего об

Дроздова Елена Валерьевна
В статье рассматриваются социально-психологические характеристики значимых других, являющихся и не являющихся «значимыми оценщиками внешнего облика» в студенческой группе.
Скачать PDF

Эталон внешней привлекательности глазами студентов института физической культуры

Черкашина Анна Георгиевна
В статье представлены результаты исследования эталона внешней привлекательности глазами студентов Института физической культуры. Стимульным материалом послужила авторская методика исследования самоотношения к Образу Физического Я (МИСОФ).
Скачать PDF

Психологические аспекты внешнего стиля в контексте групповой идентичности

Крылов А.Н.
Krylov А.N. External Style Psychological Aspects in the Context of Group Identity.The article considers psychological and pedagogical aspects of achieving group identity by means of external style. Situations, in which a certain social group membership is demonstrated by use of clothes, working clothes, certain attributes and accessories, are shown.
Скачать PDF

Формирование и развитие психофизиологических состояний подростков в условиях влияния факторов внешне

Хватова Марина Владимировна
В статье рассматриваются взаимоотношения в системе человек-среда с позиции комплексного подхода. Выявлены факторы и их влияние на формирование и развитие психофизиологических состояний подростков разных условий обучения. Показано, что в условиях обучения в лицее выражено влияние факторов, приводящих к психоэмоциональному напряжению, тремору, напряжению со стороны вегетативной системы регуляции.
Скачать PDF

«Внешнее» и «Внутреннее» в целостной активности субъекта бытия (на примере студентов вузов)

Волочков Андрей Александрович, Попов Алексей Юрьевич
Скачать PDF

Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дис

Лабунская Вера Александровна, Бзезян Анастасия Амбарцумовна
В статье с позиций психологии социального познания рассматривается феномен оценивания этнокультурных типов внешнего облика. Приводятся результаты сравнительного анализа эстетических оценок, привлекательности и степени соответствия гендеру различных компонентов (лица, телосложения, оформления) этнокультурных типов внешнего облика, в качестве которых рассматриваются «славянский тип внешнего облика», «кавказский тип внешнего облика» и «азиатский тип внешнего облика». На основе 30 видов оценок типов внешнего облика сделаны выводы о том, что: оценки внешнего облика обусловлены его принадлежностью к определенному этнокультурному типу; дискриминационное отношение молодых людей в большей степени проявляется к лицам с «азиатским типом внешнего облика»; на выраженность дискриминации оказывает влияние гендер объекта оценивания.
Скачать PDF