Влияние психологическое ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ

Влияние сверстников

Найдено 2 определения термина Влияние сверстников

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Влияние сверстников

peer influences) Здоровые отношения с себе подобными необходимы для развития человека. Поскольку дети и подростки живут в расширяющемся социальном мире, им важно учиться строить эффективные отношения с людьми. Высококачественные отношения с др. важны для всех аспектов развития детей и подростков. Конструктивные отношения способствуют научению, интернализации ценностей и аттитюдов, приобретению компетентности в разных областях и эффективной социализации. Такие отношения могут быть со взрослыми и с др. детьми или подростками. Традиционно отношения между взрослыми и детьми рассматривались как важное средство обеспечения эффективной социализации и нормального развития. Дело, однако, в том, что отношения детей и подростков с равными себе на всем протяжении детства, отрочества и юности - критический фактор развития и социализации. Молодежь должна: а) именно в общении со сверстниками приобрести социальную компетентность, интернализовать аттитюды и ценности, научиться понимать др.; б) занять уютную нишу в своей субкультуре. По сравнению с взаимодействием со взрослыми, интеракции детей и подростков со сверстниками, в целом, более частые, интенсивные и разнообразные. Влияние общения со сверстниками на ценности, аттитюды, перспективы и социальную компетентность В общении со сверстниками дети непосредственно перенимают и усваивают аттитюды, ценности, умения и знания, к-рые невозможно получить от взрослых, например как вести себя в конфликтной ситуации или как побороть искушение. Сверстники эффективно объясняют друг другу, насколько и почему одни вещи являются правильными, а др. - неправильными, какими соц. знаниями и умениями нужно овладеть и почему. Сверстники снабжают действенными моделями уместного и неуместного поведения. Социализирующее значение сверстников не прекращается с окончанием юношеского периода, Друзья и коллеги оказывают сильное влияние на ценности, аттитюды, перспективы и соц. компетентность чел. на протяжении всей его жизни. Отношения со сверстниками также часто позволяют удовлетворить потребность в соц. сравнении. Просоциальное и антисоциальное поведение Взаимодействие со сверстниками обеспечивает модели, поддержку и благоприятные возможности просоциального поведения. Если дети воспринимают своих сверстников как стремящихся к таким просоциальным действиям, как честность, альтруизм, сотрудничество и уважительное отношение к людям, они будут склоняться именно к такому поведению. В общении с другими детьми у ребенка часто появляется возможность помочь, утешить, поделиться чем-то, проявить заботу и сделать подарок. Склонность подростков к таким формам проблемного или переходного поведения, как употребление наркотиков, добрачные сексуальные отношения или делинквентность, связана с их восприятием отношения сверстников к такому поведению. Если подростки видят, что их друзья не одобряют таких акций, они будут стремиться не участвовать в них. К тому же полное непринятие ребенка сверстниками побуждает его к таким антисоциальным действиям, как вызывающе агрессивные, деструктивные и др. отрицательно воспринимаемые формы поведения. Импульсивность Детям часто не достает временной перспективы, необходимой для того, чтобы вытерпеть отсрочку в получении вознаграждения и связанного с ним удовольствия. Однако по мере их развития и дальнейшей социализации фокусирование на своих непосредственных побуждениях и потребностях сменяется способностью воспринимать ход событий в более отдаленной перспективе. Теперь они способны также посмотреть на свои желания с т. зр. др. Способность выбирать перспективу Именно в процессе взаимодействия со сверстниками дети научаются видеть ситуации и проблемы с т. зр. др., к-рая, как правило, отличается от их собственной. С. в. п. - одна из важнейших для когнитивного и соц. развития. Она связана с рядом важных характеристик, включая способности представлять информацию в понятном для др. виде и быстро схватывать смысл сообщений др., конструктивно разрешать конфликты, охотно делиться информацией о себе, содействовать групповому решению проблем и показывать положительное отношение к др. в сходной ситуации. В основном благодаря взаимодействию со сверстниками, дети избавляются от эгоцентризма и приобретают усиливающуюся С. в. п. Автономия А. - это способность понять ожидания др. в любой данной ситуации и быть свободным в выборе того, соответствовать ли этим ожиданиям или нет. Принимая решение относительно соответствующего поведения, самостоятельные, независимые люди склонны взвешивать свои внутренние ценности и ожидания др. людей, а уже потом реагировать гибким и целесообразным способом. Взаимоотношения сверстников оказывают сильное влияние на развитие системы ценностей, соц. навыков и социальной сензитивности, равно как и на интернализацию принятия и поддержки, создающих основу для самоодобрения. Одиночество Дети нуждаются в конструктивных отношениях со сверстниками, чтобы избежать мук О. Хотя и взрослые могут обеспечить нек-рые формы товарищеских отношений, детям необходимы тесные и близкие отношения со сверстниками. Идентичность В течение младенчества, детства, отрочества, юности и ранней взрослости чел. проходит через несколько последовательно сменяемых и частично перекрывающихся идентичностей. В отношениях со сверстниками дети начинают сознавать сходства и различия между собой и др., они экспериментируют с различными социальными ролями, помогающими им интегрировать собственное чувство Я, проясняют свои аттитюды и ценности и объединяют их в самоопределение, создавая в итоге систему координат для восприятия и понимания себя. Коалиции Что касается людей, то их объединение имеет важное эволюционное значение, повышая выживаемость в борьбе с врагами, а также с природными и соц. катаклизмами. В детстве большинство людей завязывают дружеские отношения и формируют привязанности. Образуются К, к-рые обеспечивают помощь и поддержку не только в течение детства и отрочества, по и на протяжении всей взрослой жизни. Продуктивность, стремления и психологическое благополучие В учебной и трудовой обстановке сверстники и равные по положению люди оказывают сильное влияние на продуктивность и стремления друг друга. Поддерживающие отношения между соучениками и между сотрудниками связаны также с использованием способностей в ситуациях достижения. Кроме того, способность поддерживать взаимозависимые отношения и отношения сотрудничества - важнейшее проявление психол. благополучия и здоровья. Плохие отношения со сверстниками в начальной школе предвещают психол. нарушения и делинквентность в средней школе, а подобные отношения в средней школе предсказывают взрослую патологию. Содействие развитию позитивных отношений со сверстниками К сожалению, мн. совр. школы, семьи и др. общественные ин-ты никак не способствуют развитию у детей и подростков здоровых отношений со сверстниками. Содействие формированию конструктивных отношений со сверстниками, возможно, - одна из наиболее важных задач, стоящих перед родителями, педагогами и др. взрослыми, если они хотят создать благоприятные условия для здорового развития и эффективной социализации подрастающего поколения. См. также Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте, Развитие социального поведения людей, Среднее детство Д. В. Джонсон, Р. Т. Джонсон
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Влияние сверстников

peer influences) – роль интеракций детей и подростков с равными себе на всем протяжении детства, отрочества и юности в социализации и развитии личности (Джонсон, Джонсон, 2005). Принято считать что эти отношения являются «критическим фактором развития и социализации». Влияние сверстников рассматривается в разных аспектах. 1. Влияние общения со сверстниками на ценности, аттитюды, перспективы и социальную компетентность. В общении со сверстниками дети невольно и непосредственным образом перенимают умения, знания, ценности и установки, которые не всегда возможно получить от взрослых, которые нередко не владеют соответствующими коммуникативными способностями, например, как вести себя в ситуации конфликта или побороть искушение. Это происходит, как полагают, потому, что сверстники аффективно объясняют, почему следует вести себя так или иначе и тем самым снабжают действенными моделями уместного или неуместного поведения. Социализирующее влияние сверстников не прекращается с окончанием юношеского периода. Часто отношения со сверстниками позволяет удовлетворить и потребность в сравнении. 2. Просоциальное и антисоциальное поведение. Например, если подросток видит, что сверстники не одобряют проблемное поведение (наркотизацию, ранние сексуальные отношения, делинквентность и др.), он, вероятно, будет от него дистанцироваться, и наоборот, стремиться к нему, чтобы заслужить их одобрение. В свою очередь полное неприятие ребенка сверстниками может побуждать его к антисоциальным действиям, таким, как агрессивные, деструктивные и др. 3. Импульсивность. Влияние сверстников может побуждать ребенка смотреть на свои желания с точки зрения других людей и, таким образом, овладевать контролем своих побуждений. 4. Способность выбирать перспективу, то есть адекватную точку зрения для восприятия и оценки своего поведения. Под влиянием сверстников ребенок, во-первых, научается воспринимать проблемы и ситуации их глазами, то есть преодолевать свой эгоцентризм. Во вторых, эта способность является одной из важнейших для когнитивного и социального развития. Например, для развития умения представлять информацию в понятном для других виде, развития способности быстро схватывать смысл сообщений других, конструктивно разрешать конфликты, охотно делиться информацией о себе, содействовать групповому решению проблем и показывать положительное отношение к другим в сходной ситуации. 5. Автономия, то есть способность понимать ожидания других в любой ситуации и быть способным в выборе того, соответствовать этим ожиданиям или нет, опираясь на складываюшиеся собственные представления о ценностях. Указывается, что взаимоотношения сверстников в силу указанных в пункте 1 факторов оказывают сильное влияние на развитие системы ценностей, социальных навыков и социальной сенситивности, равно как на интернализацию принятия и поддержки, создающих основу для самоодобрения. 6. Одиночество. Конструктивные отношения со сверстниками позволяют детям в значительной степени избегать «мук одиночества», особенно если они лишены возможности это делать в общении со взрослыми. 7. Идентичность. В общении со сверстниками дети начинают осознавать сходства и различия между собой и другими, они экспериментируют с разными социальными ролями, помогающими им интегрировать собственное чувство Я, проясняют свои аттитюды и ценности и объединяют их в самоопределение, создавая в итоге систему координат для восприятия и понимания себя. 8. Коалиции. В детстве большинство людей завязывает дружеские отношения и формирует привязанности. Образующиеся коалиции обеспечивают помощь и поддержку не только в течение детства и отрочества, но и в последующие годы. 9. Продуктивность, стремления и психологическое благополучие. Плохие отношения со сверстниками в начальной школе обычно предвещают психологические нарушения и делинквентность в средней школе, а подобные отношения в средней школе предсказывают появление взрослой психопатологии. Д.В.Джонсон и Р.Т.Джонсон указывают, что, к сожалению, многие современные школы и другие общественные институты никак не способствуют развитию у детей и подростков здоровых и продуктивных отношений со сверстниками, и это является одной из наиболее важных задач, стоящих перед родителями и педагогами.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками

Курбанова З.С.
Скачать PDF

Влияние раннего опыта организованного взаимодействия со сверстниками на процессы психологической ада

Ермолова Татьяна Викторовна, Кирюшкина Марина Сергеевна
Анализ особенностей социального развития детей раннего возраста и, в частности, уточнение возрастной формы их социальной зрелости и ее взаимосвязи с характером адаптации к детскому дошкольному учреждению
Скачать PDF

Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками

Васягина Наталия Николаевна
Усиливающийся сегодня интерес к индивидуальности ребенка, развитию его активной, социально-ориентированной позиции, обуславливает необходимость обоснования психологических факторов, задающих соответствующий требованиям времени вектор личностного развития дошкольника. В настоящей работе мы исходим из убежденности в том, что развитие социально-активной и социализированной личности невозможно без учета особенностей эмоциональной сферы, и в первую очередь социальных эмоций. Эмоциональные переживания играют важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, от того как ребенок чувствует себя в коллективе взрослых и сверстников во многом зависит психическое здоровье, что может в дальнейшем отразится на его жизни в целом. С другой социальные эмоции оказывают значительное влияние на процесс формирования мотивов и ценностных ориентаций личности и, являясь одной из доминант «Я-концепции», регулируют отношение ребенка к внешнему миру, характер его общения со взрослыми и сверстниками, направляя и корректируя этот процесс. Будучи одним из важнейших регуляторов поведения, социальные эмоции направляют процесс социализации и аккультурации детей, помогают их вхождению в мир взрослых. Особенно важное значение имеет иссле-дование роли социальных эмоций в развитии общения у детей дошкольного возраста, так как индивидуальный стиль общения начинает складываться именно в этот период, а трудности и отклонения в развитии мотивации общения, возникающие в раннем и дошкольном возрасте, практически не корректируются в дальнейшем в отличии от нарушений когнитивных и поведенческих компонентов общения. Целью настоящего исследования явилось изучение влияния социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками. Эмпирическое исследование осуществлялась в два этапа. На первом этапе были изучены индивидуальные особенности эмоциональной сферы дошкольников, выявлены связи между уровнем развития социальных эмоций и отдельными параметрами базовых эмоций, изучена связь социальных и базовых эмоций с характером общения (стиль общения, статусная позиция в группе) дошкольников со сверстниками. Второй этап был реализован в виде формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент был направлен на развитие у дошкольников социальных эмоций, путем включения детей в систему заданных взрослыми эмоциональных эталонов. При формировании содержательной стороны эмоциональных эталонов мы использовали игры на основе литературных произведений и составленных нами сказок, в процессе которых дети совместно со взрослыми анализировали внешние особенности и личностные качества героев. Для формирования отношения дошкольников к полученным знаниям, мы включали дошкольников в продуктивную творческую деятельность (рисование, режиссерские игры, модификация методики Л.С.Венгера “Две игрушки”). Подводя итоги проведенного исследования, можно констатировать, в основе социально-ориентированной позиции дошкольника, определяющей характер его общения является формирование у детей социальных эмоций, которые опосредуют отношения с обществом, определяя таким образом процесс вхождения ребёнка в социум, в том числе и группу сверстников. Полученные с работе материалы показали, что в развитии социальных эмоций в дошкольном возрасте можно выделить четыре уровня, причем наиболее распространенным является уровень, характеризующийся наличием у детей определённых знаний о нормах, ценностях, идеалах, оценках, принятых в обществе, но недостаточно сформированным эмоциональным отношением к ним. Таким образом эти знания не являются реально дейтсвующими мотивами их поведения. На развитие социальных эмоций в дошкольном возрасте большое влияние оказывает эмотивность детей. Высокого уровня в развитии социальных эмоций, чаще других, достигают дети, имеющие низкий порог эмоциональной реакции. Форма и направленность эмоций не оказывают такого прямого влияния, так как при определенных индивиудальных качествах (высокий интеллект, рефлексивность, доброжелательное отношение к окружающим и т.д.) закрытая форма не только не препятсвует. но и способствует развитию социальных эмоций. Статусное место дошкольников в группе сверстников определяется в первую очередь эмотивностью детей. При этом на передний план выдвигаются такие её характеристики как низкий порог, открытая форма и высокий уровень эмпатии. Умение сопереживать, сочувствовать, понимать переживания сверстника, также как умение заразить сверстников своим эмоциональным состоянием, вызвать к себе положительную ответную эмоцию, являются наиболее значимыми для детей дошкольного возраста при их социометрическом выборе. Влияние индивидуальных психологических особенностей на статус определяется позицией ребёнка по отношению к сверстнику, а также его поведением в конфликтной ситуации. Лидирующее положение занимают дети с адекватной, высокой самооценкой, стремлением к доминированию, отсутвием фиксации на препятствиях и умением разрешать возникающие конфликты в социально дозволенных рамках. В дошкольном возрасте намечается тенденция к ориентации при социометрическом выборе, на социально значимые ценности, оценки. Высокое статусное место начинают занимать не только эмоционально привлекательные дети, но и дети, овладевшие социальными эмоциональными эталонами, вследствие чего их поведение отличается нормативностью и направленностью на контакт с окружающими. Характер общения дошкольников со сверстниками зависит в первую очередь от уровня развития у них социальных эмоций. Все дети с высоким уровнем социальных эмоций не только занимают высокое статусное место в группе, но и имеют адекватный стиль общения с ровесниками. При этом на передний план выдвигается содержательная сторона социального эталона, которая лежит в основе развития навыков социального общения, а также активности при взаимодействии с ровесниками и позитивного отношения к ним. Низкий уровень развития социальных эмоций препятствует развитию и нормализации общения, приводит к активному отторжению ребенка сверстниками. Влияние индивидуальных психологических особенностей на характер общения дошкольников со сверстниками заключается прежде всего в том, что они определяют степень активности во взаимоотношениях со сверстниками и умение находить выход из конфликтных ситуаций. При этом наиболее благоприятным оказывается сочетание выской самооценки, стремления к доминированию и адекватности. Меньше других факторов, на характер общения со сверстниками, оказывает влияние эмотивность детей, которая оказывает влияние на статусное место ребёнка в группе детского сада, определяет позитивное отношение к общению с ровесниками, но не лежит в основе развития социальных навыков общения. Предложенная нами методика формирования у дошкольников социальных эмоций путем включения ребёнка в систему заданных взрослыми эмоциональных эталонов, среди которых ведущее место занимают правила и нормы поведения, оценочные категории оказала значительное влияние на повышение уровня развития социальных эмоций у детей. Полученные в формирующем эксперименте данные показали, что специально организованное обучение, направленное на формирование у детей социальных эмоциональных эталонов, оказывает влияние и на их характер общения со сверстниками. Овладев социальными нормами и правилами поведения, дошкольники приобретают навыки социального общения, становятся активными членами своей группы, что превращает процесс их социализации в сознательно мотивируемую деятельность.
Скачать PDF

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА СВЕРСТНИКА НА РАЗВИТИЕ САМОПОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Карпушова Ольга Александровна
В статье анализируется проблема влияния образа сверстника на развитие самопознания в младшем школьном возрасте. Рассмотрены основные факторы и механизмы развития самопознания младших школьников. Обсуждается значение образа сверстника в развитии самопознания детей. Анализируются подходы к изучению связи образа Я и образа сверстника в младшем школьном возрасте. Описаны диагностические процедуры, с помощью которых изучались особенности развития образа Я и образа сверстника у младших школьников. Выявлена связь между образом Я и образом сверстника и ее направление. В статье представлены количественные и качественные результаты экспериментального исследования связи образа Я и образа сверстника у учащихся вторых четвертых классов. Показана степень сформированности знаний учащихся о себе и о сверстнике. На основе результатов корреляционного анализа выявлено наличие связи между уровневыми характеристиками образа Я и образа сверстника у младших школьников. Отмечены возрастные особенности этой связи. Проанализированы особенности социального сравнения в процессе самопознания младших школьников. На основе качественного анализа сделаны выводы о направлении связи между образом Я и образом сверстника. Показаны возрастные тенденции направленности этой связи.
Скачать PDF

Влияние способов воспроизведения на объем воспроизводимых движений

Гончаров В.И.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Влияние чтения иноязычных художественных текстов на формирование мотивации студентов

Канищева Т.В.
Скачать PDF

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированност

Шихвердиев Сулейман Нажмутдинович
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру.
Скачать PDF

Гомеостатические модели влияния психоэмоциональной напряженности на риск психосоматических заболеван

Красковский Антон Борисович, Носов Алексей Викторович, Шаталова Ольга Владимировна
Рассмотрена взаимосвязь психоэмоциональной напряженности с риском развития психосоматических заболеваний, предложены методы построения моделей оценки риска, базирующихся на нейронных сетях.
Скачать PDF

Влияние тендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию в пожилом и старческом возраст

Соколинская Е. В.
В статье рассмотрены особенности структуры тендерной идентичности людей позднего возраста. Обследовано 111 испытуемых в возрасте от 65 до 89 лет. Исследование проводилось при помощи методик: «МиФ», «SF-36», «Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» и «Пятифакторного опросника». Получены данные, свидетельствующие о наличии значимых различий в адаптивности мужчин и женщин по ряду факторов, а также о наличии корреляционной взаимосвязи между тендерной идентичностью и социально-психологической адаптацией у лиц пожилого и старческого возраста.
Скачать PDF

Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей

Королева Наталья Николаевна
Рассматриваются вопросы воздействия процессов информатизации на личность современного человека, проблемы влияния различного стажа общения в виртуальной среде на личностные особенности пользователей. Показаны различия в уровне личностной и ситуативной тревожности, мотивации аффилиации, уровне субъективного контроля, самоотношения, специфике смысложизненных ориентаций интернет-пользователей, обусловленные стажем виртуального общения. Определены личностные характеристики, которые обусловливают склонность молодежи к общению в среде Интернет.
Скачать PDF

Влияние фрустрации на поведение умственно отсталых учащихся подросткового возраста

Бажукова Оксана Александровна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния фрустрации на поведение умственно отсталых школьников. Показана зависимость между фрустрированностью и уровнем враждебности и агрессивности подростков с нарушениями интеллекта.
Скачать PDF