Влияние психических нарушений на протекание общения

Найдено 1 определение:

Влияние психических нарушений на протекание общения

существенное снижение продуктивности О. при возникновении отдельных симптомов психич. болезни (при большинстве психич. заболеваний происходит избирательное нарушение отдельных психич. функций, а не всего строя мышления и поведения). Наиболее тяжелые преграды в О. возникают при помрачении сознания, когда информация из окружающего мира становится недоступна больному или доставляется ему в искаженном, фантастическом виде. При нек-рых помрачениях сознания (напр., при делирии) возможно на короткое время привлечь внимание пациента, заставить его выполнить инструкции путем многократного повторения; в др. случаях (напр., при сумеречном помрачении) продуктивное О. невозможно вовсе до момента прекращения психоза, и от опасных поступков больного приходится удерживать силой. Невербальный компонент О. существенно страдает при заболеваниях, проявляющихся изменениями эмоциональной сферы. В частности для больных шизофренией характерна апатия, проявляющаяся бедностью мимики и монотонностью речи, а также амбивалентность, выражающаяся в противоречивости и алогичности эмоциональных реакций. Для расстройств личности, напротив, характерна чрезмерность эмоций, плохой контроль над ними, быстрая их смена (эмоциональная лабильность). Вербальный компонент О. часто изменяется при психич. заболеваниях в связи с изменением строя ассоциаций. В частности при депрессии происходит обеднение ассоциаций (замедление мышления), что выражается в односложных замечаниях и ответах. При мании, напротив, чрезмерная живость ассоциаций (ускорение мышления) ведет к повышенной отвлекаемости и мешает пациенту донести свои мысли до собеседника. Нарушения интеллекта (олигофрении и деменции) также выражаются в бедности речи и словарного запаса (олигофазия), а также мешают выделить в речи наиболее важные моменты, что приводит к излишней детализации (патологическая вязкость, обстоятельность). Стойкое нарушение мыслительного строя характерно для больных шизофренией, у к-рых с течением времени нарастает склонность к символическому мышлению, бессмысленному рассуждательству (резонерство), неожиданным логическим построениям (паралогическое мышление). В исходе болезни весь строй мышления разрушается и становится невозможно понять ни одной из предлагаемых пациентом фраз (разорванность). Нарушения мотивационной сферы могут существенно повлиять на стиль О. В частности, при мании отмечается повышение потребности в О., пациенты становятся навязчивы, неугомонны. При депрессии, напротив, временно утрачивается потребность в О., пациенты уединяются, бывают раздосадованы, если их заставляют принимать участие в О. Нарастающая замкнутость (аутизм) характерна также для больных шизофренией, в этом случае О. возможно при наличии инициативы со стороны окружающих, однако сам пациент не проявляет никакой активности в беседе и прекращает ее, как только собеседник становится источником неудобства или фрустрации. Совершенно уникальным расстройством при шизофрении является кататонический синдром, при к-ром О. становится часто невозможным из-за бессмысленного молчания (мутизм), стереотипного повторения своих мыслей (речевые стереотипии) или слов окружающих (эхолалия). Наконец, препятствием к О. может стать чрезмерная боязливость и тревожность, напр., для лиц с психастенией характерна выраженная потребность в О., но они не могут позволить себе свободный обмен мнениями из-за страха показаться неловкими или некомпетентными. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000. Ю. Г. Тюльпин
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений

Киселева О. В.
Рассматриваются особенности совладающего поведения в группах подростков 13-16 лет с нарушениями и без нарушений поведения. Проводится сопоставительный анализ личностных особенностей, влияющих на выбор продуктивных копинг-стратегий у учащихся с нарушениями и без нарушений поведения.
Скачать PDF

Психологический феномен влияния тендера на позицию ребенка с нарушениями зрения в игровой деятельнос

Гаджиева Д. П.
Статья посвящена актуальной проблеме исследования влияния тендерных различий на игровую деятельность детей с нарушениями зрения. Выявляются особенности проявления полоролевой идентификации, доказывается необходимость гендерно-ориентированного воспитания детей с нарушениями зрения.
Скачать PDF

Влияние фактора возраста на нарушения когнитивных функций больных с локальными повреждениями мозга р

Лассан Л.П.
Проанализированы результаты нейропсихологического исследования 808 детей и подростков 7 18 лет, из них 689 больные с локальными поражениями головного мозга (опухолями, арахноидальными кистами, сосудистой патологией, врожденной гидроцефалией), 119 здоровые. Все больные и здоровые были разделены на четыре возрастные группы: младший школьный возраст 7-9 лет, предпубертатный возраст 10-12 лет, пубертатный возраст 13-15 лет, старший школьный возраст 16-18 лет. Выявлены нарушения когнитивных функций и их зависимость от характера патологического процесса головного мозга и возраста.
Скачать PDF

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции». Изложены результаты исследования, направленного на изучение зависимости социометрического статуса личности в группе от ее манипулятивной направленности. Обнаружено, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма имеют высокий социометрический статус по гностическому и коммуникативному критерию.
Скачать PDF

Влияние индивидуальных особенностей учителя на характер педагогического общения с учащимися

Зверякова Светлана Витальевна
В работе рассматривается проблема индивидуализации деятельности учителя в различных аспектах, основное внимание уделяется анализу индивидуального стиля деятельности учителя (рассматриваемого в аспекте деятельностного подхода), и прежде всего по отношению к сфере межличностного общения.
Скачать PDF

Психосексуальность старших подростков с нарушениями общения

Донской Дмитрий Алексеевич
Данная статья представляет клинико-психологический и акмеологический анализ психосексуального развития в старшем подростковом возрасте для дальнейшего выбора психокоррекционных мероприятий.
Скачать PDF

Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподо

Вейц Алина Эмильевна
В статье представлен анализ результатов исследования влияния семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами. Выявлены виды родительского отношения и типы семейного воспитания в семьях детей исследуемых групп. В семьях детей с неврозоподобными расстройствами отмечается недостаточное принятие ребенка, чрезмерный контроль за действиями ребенка, недооценивание ребенка как личности, патологизирующее семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. В семьях детей с неврозами тип воспитания соответствует потворствующей гиперпротекции, выявлены признаки неуверенности в выборе воспитательной стратегии, предпочтения в ребенке детских качеств, смыслообразующей роли ребенка в жизненной ситуации. Определены особенности структуры личности детей каждой группы в зависимости от видов родительского отношения и типов семейного воспитания. Для детей с неврозоподобными расстройствами характерны эмоциональная неустойчивость, незрелость, отсутствие ответственности за свои поступки, возбудимость, нетерпеливость, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность, легкомысленность. Для детей с неврозами тревожность, вялость, апатичность, ригидность, сниженный фон настроения, молчаливость, подозрительность, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность. Показано, что дети обеих групп используют неэффективные типы фрустрационного реагирования. Проведен корреляционный анализ влияния семейного окружения на особенности структуры личности и типы фрустрационного реагирования детей каждой исследуемой группы.
Скачать PDF

Влияние раннего развития детей старшего дошкольного возраста на процесс общения

Мосина Софья Викторовна
На основе проведенных исследований форм и тематики общения старших дошкольников проанализировано влияние раннего развития детей, сформированного современным информационным пространством, на процесс их общения.
Скачать PDF

Влияние гендерного развития на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения

Маллаев Джафар Михайлович, Омарова Патимат Омаровна, Изиева Джамиля Пайзутдиновна
В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния гендера на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения. Использование модифицированной методики Д. М. Маллаева по выявлению типов социального поведения на выборках слепых и слабовидящих дошкольников и младших школьников позволило авторам выявить гендернообусловленные социально-психологические особенности детей, детерминированные патологией зрения.
Скачать PDF

Влияние особенностей общения между родителями на эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста

Гонина Ольга Олеговна
Статья посвящена проблеме общения между родителями как одного из важных факторов эмоционального развития их детей в дошкольном возрасте. Автор излагает результаты исследования связи между нарушениями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходство во взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения).
Скачать PDF

Влияние особенностей личности субъекта диалогического дискурса на сокращенные формы речевого общения

Доброва Виктория Вадимовна
Изучение реальных диалогов, важнейшую социальнопсихологическую компоненту которых составляют сокращенные формы общения, с учетом личностных особенностей общающихся, а также языковой культуры, семантики и элементов речи говорящих является актуальным направлением в исследовании межличностного общения. Проведенное эмпирическое исследование позволило утверждать, что существует зависимость между личностными характеристиками (экстраверсия, интроверсия, импульсивность, рассудительность), мотивацией общения, коммуникативными способностями участников диалога и появлением в структуре диалога различных семантико-синтаксических типов сокращенных высказываний. Полученные в эксперименте данные позволяют утверждать, что структурно семантические особенности такой мало исследованной в психологии формы речевого диалога как монорематические высказывания зависят как от уровня языковой культуры, так и от личностных особенностей субъектов диалогического общения.
Скачать PDF

Влияние соблюдения/нарушения норм справедливости на самооценку человека

Гулевич Ольга Александровна
Justice is one of the criteria which people rely on in evaluation of events taking place around them. For this purpose they use a number of norms which regulate reward distribution, the process of decision making and relations between participants. If an event meets a norm then it is evaluated as fair. The respect/violation of such norms influences self-appraisal. The given research has demonstrated that people who recalled their own unfair acts appraised themselves higher in comparison with those who recalled their fair acts. Justice violation in interpersonal relations had a greater influence on self-appraisal then in business and educational settings. And finally, the violation of different norms of justice was differently connected with self appraisal.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: