процесс передачи и приема информации через оптический канал связи; специфические средства информации, облегчающие ориентацию человека в предметно-пространственной среде; область профессиональной деятельности дизайнера, связанная с проектированием этих средств. Традиционно к В. к. относят графику, фото, кино, телевидение, рекламу, выставки, полиграфическую продукцию. Средством любой коммуникации является знак, который может быть определен как материальный объект (объемный, плоский, светящийся, движущийся) и как смысловая единица, выступающая в различных знаковых формах: знак-буква, знак-символ, знак-пиктограмма. Развернутая система знаков используется, напр., на транспорте, в торговле, общественном питании, офисах и др. Большое распространение в качестве средства В. к. имеет цвет. Информативность цвета широко используется в промышленности, на транспорте, в рекламе (напр., фирменные цвета, запрещающие и предупреждающие цвета). Эффективное использование средств В. к. невозможно без тщательного анализа процесса воздействия знака на поведение человека. Инженерная психология и эргономика изучают закономерности этого воздействия, которые определяют эффективность применения В. к. в конкретных условиях практической деятельности человека с учетом социальнопсихологических факторов.
245.80 кб
Семантика визуальных коммуникаций
Предложены математическая модель смыслового содержания визуального сообщения и экспериментальная схема, позволяющая в соответствии с этой моделью оценить его прием в числовой форме.