Словообразование. Происходит от лат. visualis - зрительный.
Категория. Форма мышления.
Специфика. Творческое решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.
ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Визуальное мышление
ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
один из познавательных процессов, направленный на информационную подготовку и принятие решения. В. м. осуществляется посредством либо целенаправленных действий, либо неосознаваемых операций, таких как манипулирование образами, их трансформация, «умственное вращение» и др. Эти операции осуществляются как с первичными, так и со вторичными образами и их предметными значениями. Продуктом В. м. является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение структурированным и видимым. В. м. играет большую роль в деятельности операторов, особенно на этапах перехода от знаково-символических информационных моделей к реальной предметной ситуации, построению ее образно-концептуальных и проблемных моделей.
Визуальное мышление
(от лат. visualis — «зрительный») — одна из форм мышления, проанализированная Р. Арнхеймом. В качестве основы для ее выделения послужила способность человека решать творчески проблемные задачи, связанные с образным моделированием. Составными элементами данной формы выступают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В. м. наиболее развито у художников, архитекторов и дизайнеров.
В настоящее время существует предположение о том, что пространственные задачи более сложны для человека, поэтому они требуют участия лобной боковой коры обоих полушарий, в то время как для решения вербальных задач достаточно работы только боковой коры левого полушария.
Среди отечественных психологов проблемами визуального, пространственного, мышления занимались Л. С. Выготский («инструментальный, технический, практический интеллект»), С. Л. Рубинштейн («наглядно-действенное и наглядно-образное мышление») и др.
Литература
Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
В настоящее время существует предположение о том, что пространственные задачи более сложны для человека, поэтому они требуют участия лобной боковой коры обоих полушарий, в то время как для решения вербальных задач достаточно работы только боковой коры левого полушария.
Среди отечественных психологов проблемами визуального, пространственного, мышления занимались Л. С. Выготский («инструментальный, технический, практический интеллект»), С. Л. Рубинштейн («наглядно-действенное и наглядно-образное мышление») и др.
Литература
Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
МЫШЛЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЕ
англ. visual thinking).
1. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы (предоглавления, воображения). Описано, напр., в работе А. Р. Лурия "Маленькая книжка о большой памяти" (1968).
2. Вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы отличаются автономностью по отношению к объектам отражения. М. в. продолжает и завершает процесс обобщенного отражения сущностных особенностей объектов, который был начат мышлением наглядно-действенным и наглядно-образным. Исходные основания этого отражения содержатся в предметном содержании внешних перцептивных и опознавательных действий и в уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов. Результирующая часть этого процесса отражения (М. в.) включает такую форму внутренних викарных перцептивных действий, которая позволяет преобразовывать выделенное предметное содержание в динамическую систему функций объектов или их частей.
Если на более низких уровнях отражения (при мышлении наглядно-действенном и наглядно-образном) викарные перцептивные действия используются для актуализации и преобразования известного - образов памяти при опознании и предметно-понятийных образов при формировании концептуальной модели, то на уровне М. в. эти действия направляются на определение неизвестного - структуры функциональных связей и отношений реальных или идеальных объектов. Благодаря ма-нипулятивной способности зрительной системы могут создаваться и преобразовываться взаимодействия элементов концептуальной модели, воспроизводиться структура внутренних связей и общая динамика функциональных отношений элементов, объединенных в целостную систему.
Обобщение средствами викарных перцептивных действий может осуществляться на широкой основе. С их помощью выявляются границы устойчивого функционального взаимодействия элементов, устанавливается соподчиненность функций элементов, направление, интенсивность и общая динамика функциональных изменений. В свете подобного отражения элементы характеризуются не предметными свойствами, а процедурными особенностями изменений их состояний. Установлением связи элементов процедурного вида воспроизводится действительный "природный" процесс функционирования объектов отражения по их собственным естественным законам. Одновременно функции элементов приобретают "операциональный смысл", из которого могут извлекаться принципы осуществления адекватных практических действий с объектами в реальных условиях. Определение наиболее значимых и специфических функций элементов, устойчивых функциональных связей изменяет и характер манипулятивных действий. С ориентировки и исследования они перестраиваются на более направленное и избирательное выполнение. Происходит как бы функциональная специализация манипулятивных действий, аналогичная той, которая прослеживается в генетическом развитии, когда сформированные "образы вещей" и "образы связей вещей" превращаются в "образы действий" с ними. М. в. проявляется в наибольшей степени в творчестве архитекторов, режиссеров, дизайнеров, скульпторов и др. представителей творческих видов деятельности; оно также проявляется в диагностике и управлении состоянием сложных систем, особенно при выведении их из нештатных режимов работы и аварийных состояний, при принятии стратегических решений, в научной разработке теоретических схем и концепций. (В. М. Гордон.)
1. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы (предоглавления, воображения). Описано, напр., в работе А. Р. Лурия "Маленькая книжка о большой памяти" (1968).
2. Вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Эти образы отличаются автономностью по отношению к объектам отражения. М. в. продолжает и завершает процесс обобщенного отражения сущностных особенностей объектов, который был начат мышлением наглядно-действенным и наглядно-образным. Исходные основания этого отражения содержатся в предметном содержании внешних перцептивных и опознавательных действий и в уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов. Результирующая часть этого процесса отражения (М. в.) включает такую форму внутренних викарных перцептивных действий, которая позволяет преобразовывать выделенное предметное содержание в динамическую систему функций объектов или их частей.
Если на более низких уровнях отражения (при мышлении наглядно-действенном и наглядно-образном) викарные перцептивные действия используются для актуализации и преобразования известного - образов памяти при опознании и предметно-понятийных образов при формировании концептуальной модели, то на уровне М. в. эти действия направляются на определение неизвестного - структуры функциональных связей и отношений реальных или идеальных объектов. Благодаря ма-нипулятивной способности зрительной системы могут создаваться и преобразовываться взаимодействия элементов концептуальной модели, воспроизводиться структура внутренних связей и общая динамика функциональных отношений элементов, объединенных в целостную систему.
Обобщение средствами викарных перцептивных действий может осуществляться на широкой основе. С их помощью выявляются границы устойчивого функционального взаимодействия элементов, устанавливается соподчиненность функций элементов, направление, интенсивность и общая динамика функциональных изменений. В свете подобного отражения элементы характеризуются не предметными свойствами, а процедурными особенностями изменений их состояний. Установлением связи элементов процедурного вида воспроизводится действительный "природный" процесс функционирования объектов отражения по их собственным естественным законам. Одновременно функции элементов приобретают "операциональный смысл", из которого могут извлекаться принципы осуществления адекватных практических действий с объектами в реальных условиях. Определение наиболее значимых и специфических функций элементов, устойчивых функциональных связей изменяет и характер манипулятивных действий. С ориентировки и исследования они перестраиваются на более направленное и избирательное выполнение. Происходит как бы функциональная специализация манипулятивных действий, аналогичная той, которая прослеживается в генетическом развитии, когда сформированные "образы вещей" и "образы связей вещей" превращаются в "образы действий" с ними. М. в. проявляется в наибольшей степени в творчестве архитекторов, режиссеров, дизайнеров, скульпторов и др. представителей творческих видов деятельности; оно также проявляется в диагностике и управлении состоянием сложных систем, особенно при выведении их из нештатных режимов работы и аварийных состояний, при принятии стратегических решений, в научной разработке теоретических схем и концепций. (В. М. Гордон.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004