Витализм
ВИТАЛИЗМ
Философская точка зрения, согласно которой "жизненная сила" не поддается объяснению с помощью механических, химических или физических принципов, ответственных за жизнь. Это – форма плюрализма (1), включающая жизненную силу в дополнение к сознанию и материи дуализма.
Витализм
лат. vitalis - жизненный) - философская концепция, согласно которой “жизненная сила” не может быть представлена в терминах естественных наук (физики, химии и т.п.). В свое время Гельмгольц (Герман Людвиг Фердинанд, 1821-1894, с 1888 г. иностранный член Петербургской Академии наук) и трое его коллег подписали ставший легендарным «Пакт против витализма», в котором утверждали, что силами, действующими внутри живых организмов, являются исключительно физико-химические факторы; 2. форма плюрализма, рассматривающая жизненную силу как некую третью сущность, в дополнение к таким философским категориям, как сознание и материя.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Витализм
от лат. vitalis — жизненный) - учение о принципиальном отличии живых систем от неживых; несводимости жизненных процессов к закономерностям неорганической природы; наличии в живых системах особых сил и принципов, отсутствующих в неживых, — таких, как целесообразность, нерасчленимость и др. Согласно В., живым организмам присуща целесообразно действующая жизненная сила, целостная причинность, в то время как неживым телам — "причинность элементов". В современной науке многие характеристики, которые В. считал присущими лишь биологическим системам, рассматриваются как проявления всех сложных самоорганизующихся систем, а особенности живых систем выявляются в контексте их происхождения и генезиса жизни (см.: синергетика).
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
Витализм
(Vitalismus). Учение о жизненных состояниях (энергиях), которые, если даже и зависят от физических и психических процессов, отделены резко от явлений неорганического мира и направляемы нематериальными силами и началами. Энергия, свойственная организмам, которая толкает их проявлять ее в действиях и в жизни. Живой толчок органической материи и организмов. Обобщает три качества органического динамизма: питание, движение и чувствительность. Сексуальность также является масштабом витализма. Существуют: античный витализм, витализм более нового времени и неовитализм. При психических расстройствах можно наблюдать изменение в витализме в смысле усиления или ослабления его внешних проявлений (маниакальных и гипоманиакальных, депрессивных и гиподепрессивных состояний).
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ВИТАЛИЗМ
философское учение, концептуальная точка зрения, в которой утверждается, что «жизненная сила», т. е. энергия, заложенная в живых организмах, не объяснима естественно-научным образом – с помощью механистических, физических или химических законов. Жизненная энергия, согласно В., представляется особого рода сущностью или особой разновидностью энергии, связанной только с феноменом жизни и принципиально отличной от других явлений, в том числе видов энергии, существующих и действующих в физическом, химическом и других мирах. Эта гипотетическая жизненная энергия, признаваемая философами, придерживающимися В., иногда рассматривается в качестве третьей силы наряду с телом, подчиняющимся законам физики, механики и химии, и духом, действующим на основе психологических законов. См. дуализм, дух, плюрализм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ВИТАЛИЗМ
(vitalis; от лат. vita жизнь) - жизненный, полный жизни, напр., жизненная энергия. В широком смысле слова - движение, действие, сила. В исследованиях личности понятие «витальный» употребляется в связи с потребностями и означает энергию базовых, физиологических потребностей. В. - концепция, согласно которой организм обладает особой жизненной силой, определяющей течение всех физиологических процессов. В. противостоит механицизму, согласно которому жизненные процессы без остатка разложимы на силы и факторы неживой природы. Неовитализм, принимая принцип каузальности и понятие закона, характерное для естественных наук, пытается обосновать идею о том, что в жизни организмов действует особая сверхмеханическая жизненная закономерность. Он отрицает возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю закономерность.
Витализм
vitalism) В. - система взглядов, суть к-рой заключается в том, что живая материя, в отличие от неживой, наполнена особой жизненной силой. Противоположная позиция - биолог. механицизм - восходит к идеям Р. Декарта, считавшего, что животные функционируют точно так же, как машины, и что действия чел. тоже преимущественно механистичны. Гельмгольц и трое его коллег подписали ставший легендарным "Пакт против витализма", в к-ром утверждали, что силами, действующими внутри живых организмов, являются исключительно физико-химические силы. XX в. отмечен активными исслед. нейронной активности, оптики, ощущений и психофизических процессов, к-рые помогли раскрыть природу мн. явлений, связанных с живыми организмами, ранее считавшихся таинственными или не подлежащими изучению. Эти события спровоцировали появление новых версий В., в том числе и той, к-рой придерживались Г. Дриш и А. Бергсон и к-рая была назв. в честь неуловимого потока жизни "жизненным порывом" (elan vital). Примерно в то же самое время механистическую позицию представлял Жак Леб. Т. н. дух механицизма доминировал в эксперим. психологии и в первой половине XX в. Впоследствии дискуссии между виталистами и механицистами, представлявшими разные психол. школы, возникали вновь и велись вокруг предмета психологии и ее методов. См. также Вопрос об отношении души и тела, Философские проблемы психологии Э. Б. Пратт
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
ВИТАЛИЗМ
(от лат. vitalis жизненный) — идеалистическое учение о биологии, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов, якобы заключенных в живых организмах (энтелехия, созидающая сила, жизненная сила, душа, архей и т. п.) и управляющих жизненными явлениями. Истоки витализма лежат в учении Платона о душе. Элементы витализма присутствовали в философии Аристотеля (энтелехия). Ярким представителем этого направления был известный немецкий химик, врач Г. Шталь. Он утверждал, что целесообразное устройство живых существ и их самосохранение зависят от разумной деятельности души, «которая сама строит себе тело». Болезнью Шталь считал «сумму движений, вызываемых душой для освобождения тела от внедрившихся в него вредностей» (анимизм). По Шталю, тело и душа — одно и то же. Естественная сила предохраняет наше тело от заболеваний, она сливается с силами природы и излечивает болезни. Врач должен приходить на помощь жизненной силе, ослабление которой вызывает смерть. Наиболее известные врачи-виталисты XVII–XIX вв., начавшие интенсивно изучать процессы головного мозга и нервной системы, были Я. ван Гельмонт — нидерландский естествоиспытатель, видный представитель ятрохимии и витализма, ввел термин «газ», впервые поставил опыты по изучению питания растений; И. Мюллер — немецкий естествоиспытатель и физиолог; Ф. Гоффман — немецкий врач, развил «динамическое» учение о движении в организме, ввел термин «тонус» (движение), который, якобы, регулируется нематериальным нервным флюидом (эфиром), исходившим из желудочков мозга; Дж. Броун — английский врач, считавший основой существования жизни возбудимость, полагая, что здоровье — это нормальное состояние возбудимости, а болезнь — повышенное или пониженное; А. Галлер — швейцарский врач, основоположник экспериментальной физиологии, создавший теорию «физиологических свойств», показавший роль нервов как носителей чувствительности и проводников раздражения.