Виктимность ВИКТОРИАНИЗМ

ВИКТИМОЛОГИЯ

Найдено 3 определения термина ВИКТИМОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ВИКТИМОЛОГИЯ

лат. victima - жертва, греч. logos - наука). Концепция, согласно которой роль жертвы преступления предопределена специфическими личностными, характерологическими и моральными качествами, чертами пострадавшего, его социокультуральными особенностями, взаимоотношениями с преступной средой, своеобразной ролью в механизме совершения преступления. Имеет приложение в судебной психиатрии, разрабатывающей проблему виктомологической профилактики общественно опасных действий и выделяющей формы виктимного поведения пострадавших [Боброва И.Н. и соавт., 1988]. В частности, придается особое значение роли психопатологических факторов в формировании виктимного поведения.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

Виктимология

victimology) В. определяется как изучение "жертв преступления и всего, что связано с такой жертвой" (Драпкин и Виано), как "изучение взаимосвязей между преступником и жертвой" (С. Шефер) и как "наука о жертвах" (И. Л. Куташ и др.). Бенджамин Мендельсон был первым, кто предложил выделить В. как науку. Однако интерес к В. начал развиваться лишь в 1940-х гг. Фон Хентиг полагал, что между жертвами и преступниками часто существует "отвратительный симбиоз", при к-ром жертва стимулирует преступника к совершению криминального действия в отношении этой самой жертвы. Он называл такие жертвы "активирующими пострадавшими" и описал 4 вида таких жертв: а) те, к-рые желают ущерба (подчиняющиеся); б) те, к-рые поступают так с целью достижения большего выигрыша (потворствующие); в) те, к-рые сотрудничают (способствующие); г) те, к-рые провоцируют или подталкивают (подстрекающие). Мендельсон развил это понятие, разделив жертвы на 6 категорий в зависимости от степени виновности. Вольфганг нашел этому эмпирическое подтверждение, когда обнаружил, что 26% жертв убийств ускоряли нападение своего агрессора. Куташ разработал "Базовый виктимологический словарь агрессии" и систему классиф., устанавливающую общую терминологию для этой новой науки. Жертв агрессии можно подразделить на 2 четко выраженные категории: а) пассивные жертвы (не принимали активного участия в том, чтобы стать жертвой) и б) активные жертвы (способствовали нападению). Продолжительность и частота нахождения в роли жертвы агрессии тж могут классифицироваться. Расстройства, к-рые могут формироваться у жертвы ситуативной агрессии, м. б. либо острыми, либо хроническими; каждый тип характеризуется отдельным набором симптомов. Острый синдром жертвы ситуативной агрессии (acute situational aggression victim syndrome). Кратковременное ситуативное нарушение, возникающее вслед за физ. нападением. Симптомы варьируют от полной потери сил, тревоги, горя, дезориентации, враждебности, раскаяния, регрессии и отрицания до крайних проявлений, походящих на истерический невроз либо конверсионного, либо диссоциативного типа. Военные обычно называют эти последние симптомы "военным неврозом" или "психич. травмой, полученной в ходе боевых действий". Хронический синдром жертвы ситуативной агрессии (chronic situational aggression victim syndrome). Продолжительное расстройство, к-рое развивается у чел., в течение длительного времени находящегося в роли жертвы агрессии. Симптомы варьируют от неврастении, хронической тревоги, вины, раздражительности, нарушений сна, ретроградной амнезии, крайней апатии, регрессии, сниженной самооценки и ослабления силы эго до идентификации с агрессором, сильной ипохондрии, соматизации и психотических депрессивных реакций. Тогда как жертва ситуативной агрессии может обнаруживать расстройства, к-рые ослабляют силу эго, провоцирующие агрессию жертвы обладают изначальной слабостью эго. Такого рода расстройства м. б. трех типов - импульсивные, компульсивные и характерологические. См. также Жестокое обращение с ребенком, Психопатическая личность, Садомазохизм И. Л. Куташ

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Виктимология

лат. victima - жертва, греч. logos - наука) - учение о роли личностных и психических качеств жертвы агрессии в механизме преступления, «изучение взаимосвязи между преступником и жертвой» (Шефер), «наука о жертвах (Куташ и др.). Б.Мендельсон был первым, кто предложил выделить виктимологию как науку. В 1940 годах фон Хетинг представил первую типологию жертв преступлений. В ней различались такие жертвы, которые: а) сами желают себе ущерба (подчиняющиеся жертв»); б) поступают так с целью достижения большего выигрыша (потворствующие жертвы); в) сотрудничают с агрессором (способствующие жертвы); г) провоцируют или подталкивают агрессора на акты насилия (подстрекающие жертвы). Вольфган обнаружил, что 26% жертв убийств своими действиями ускоряют нападение на себя со стороны агрессора. Ныне жертв агрессии предпочитают подразделять на 2 четко выраженные категории: а) пассивные жертвы преступления - они не совершают активных действий с тем, чтобы стать жертвой, но обнаруживают при этом личностные проявления виктимности; б) активные жертвы преступления - они совершают определенные действия, которые способствуют нападению на себя. Например, женщина откликается на предложение посетить поздним вечером дом малознакомого мужчины, в результате чего она подвергается крайне жестокому изнасилованию сексуального извращенца.

Различают два основных типа психического расстройства, которые могут быть у жертвы «ситуативной агрессии» (Куташ, 2005). 1. Острый синдром жертвы ситуативной агрессии (acute situcional aggression dictum syndrome) – симптомы расстройства вариируют от тревоги, горя, дезориентации, враждебности, раскаяния, регрессии и полной потери сил до крайних его проявлений, напоминающих истерический невроз либо конверсионного, либо диссоциативного типа («аналог военного невроза» или последствий «психической травмы, полученной в ходе боевых действий»). 2. Хронический синдром жертвы ситуативной агрессии (chronic situcional agression victum syndrome) – затяжное психическое расстройство, которое развивается у человека, в течение длительного времени пребывающего в роли жертвы агрессии. Например, муж в течение 10 лет буквально истязает свою безответную жену, измывается над ней, приводит в дом других женщин и спаривается с ними на виду у жены, насилует ее сестру и т.п., объясняя эти свои действия тем, что в нем существует некая чуждая ему самому личность, с которой он справиться не в состоянии. Симптоматика хронического синдрома жертвы вариирует от неврастении, хронической тревоги, вины, раздражительности, нарушений сна, ретроградной амнезии, крайней апатии, регрессии, сниженной способности к защитной агрессии и ослабления силы Эго до идентификации с агрессором (напоминая Стокгольмский синдром – см.), выраженной ипохондрии, соматизации и психотических депрессивных реакций. При этом виктимологи, не будучи обычно клиницистами, не приводят достоверных данных о том, какому числу виктимных жертв изначально были свойственны упомянутые или какие-нибудь иные психические расстройства.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 8

Социально-психологическая виктимология личности как психотехническая система социальной терапии викт

Руденский Евгений Владимирович
В статье представлена характеристика социально-психологической виктимо-логии личности как психотехнической системы социальной терапии виктимной личности в единстве теории виктимогенеза личности как теоретико-методологического основания психотехнической системы, психотехнической теории терапевтической социализации, психотехники социально-психологической диагностики виктимности, психотехники клинико-социологиче-ского метода социальной терапии, психотехники терапевтического социально-психологического тренинга, конструктивистской педагогики онтогенетической социализации как психотехнической дидактики. Социальная терапия виктимной личности представлена как социально-психологическая технология девиктимизации (снижения виктимности) личности.
Скачать PDF

Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания

Мудрик Анатолий Викторович, Петрина Мария Григорьевна
Дается характеристика социально-педагогической виктимологии как отрасли знания, входящей в раздел социальной педагогики; показано распространение этой новой отрасли знания в социально-педагогических работах; даются определения социальнопедагогической виктимологии, ее объекта и предмета, основных понятий (виктимность, виктимогенность, виктимайзер, жертва неблагоприятных условий социализации и др.); раскрываются ее теоретико-познавательная, прикладная и гуманистическая функции; предлагается трактовка возможностей применения принципа дополнительности в социально-педагогической виктимологии. Материал будет полезен специалистам социальной сферы, в том числе педагогам и психологам сферы образования.
Скачать PDF

Виктимологические проблемы безопасности участников спортивных мероприятий

Смирнов Александр Александрович
Спортивная виктимология является практически неразработанной наукой областью. Проблемы безопасности человека вообще и спортсмена в частности, существуют давно. Всё чаще мы узнаём о массовых беспорядках на аренах стадионов нашей страны, о некорректном поведении болельщиков и спортсменов, в результате которого появляются человеческие жертвы, многочисленные травмы и неудовлетворённость всего спортивного сообщества. В статье рассматривается значение виктимологии как необходимого элемента для исследования проблем безопасности в спорте и массовых спортивных мероприятиях. В связи с этим предлагается комплексный подход и механизм, направленный для решения проблем и задач в организации обеспечения безопасности спортсменов и болельщиков при подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий.
Скачать PDF

К вопросу о теоретических подходах изучения виктимологической превенции дефектов профессиональной со

Милевич К.С.
В статье рассматривается необходимость исследования проблемы предупреждения дефектов профессиональной социализации школьников.
Скачать PDF

Социализационный дефект онтогенеза личности как проблема социально-психологической виктимологии личн

Руденский Евгений Владимирович
В статье впервые в отечественной психологии представлен феномен «социализационный дефект онтогенеза личности» как проблема социально-психологической виктимологии личности, инновационной социально-психологической теории, автором которой является Е.В. Руденский. Социализационный дефект онтогенеза личности рассматривается с позиции клинико-социологической методологии социально-психологической виктимологии личности и на основе интеграции социализационно-компетентностного, социализационносубъектного, социально-конструктивистского и социализационно-интеракционистского подходов, которые автор, а под его руководством и все сотрудники Лаборатории социально-психологической виктимологии Е.В.Руденского реализуют в теоретико-методическом обосновании шести частей социально-психологической виктимологии личности: социально-генетической виктимологии личности; культурно-генетической виктимологии личности; социально-педагогической виктимологии личности; психологической виктимологии личности; социальной виктимологии личности; клинико-социологической виктимологии личности.
Скачать PDF

К вопросу о трактовке основных понятий и категорий педагогической виктимологии

Голубь М.С., Голубь М.А.
В статье рассматривается трактовка основных понятий педагогической виктимологии, рассматриваются вопросы общей теории виктимологии и направления ее развития.
Скачать PDF

К вопросу о трактовке основных понятий и катего-рий педагогической виктимологии

Голубь М.С., Голубь М.А.
Скачать PDF

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИ

Руденский Е.В.
Сегодня вузы первые два года призваны не только решать задачи реализации программ высшего профессионального образования, но и устранять дефекты социализации личности студента, которые она приобрела в общеобразовательной школе. Виктимология образования предоставляет виктимологической концепции управления качеством образования онтологические профили деформации личности виктима. Представленные на основе материалов исследований онтологические профили конформистской, инфантильной, аномичной и маргинальной деформаций личности являются основанием для описания характеристик дефицита субъектной интеграции личности. Практическая реализация этого диагностического инструмента в управленческом алгоритме виктимологической концепции дает возможность определить типологию направленности личности студента в интеракционной системе образовательного процесса высшей школы.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!