ВИДЫ ВЕРБАЛЬНЫХ АКТОВ

Найдено 1 определение
ВИДЫ ВЕРБАЛЬНЫХ АКТОВ
в совр. психологии применяется для обозначения различных актов вербально-речевого общения и составляющих их ингредиентов; речь дифференцируют по формам, разным интерпретациям и, благодаря такой дифференциации, усматривают-выявляют в ней различные аспекты верб авизированных актов, речевой деятельности; а) экстероречь (внешняя речь) получила в психологии название устной речи; ей противоположна по своим предикатам письменная речь, которая согласно культурно-историческим традициям, эволюционным факторам возникла на более поздних этапах, как способ речевой коммуникации, а в ней самой, словесные модели высказывания денотатируются-обозначаются при помощи графосимволов; экстероречь, устную и письменную дифференцируют на продуктивную, активную, экспрессивную и рецептивную, пассивную, импрессивную; продуктивная речь—это речерепродукция-вербалакт, описание-дескрипция; рецептивная речь—это слушание, чтение чего-либо; само же деление речи на продуктивную и рецептивную довольно условно-относительно; восприятие же вербальных актов, самой речи, слушание, чтение, само понимание речи — есть активный процесс, включающий в себя латентное проговаривание, осознанно-осмысленную переработку, пересигналирование-перекодирование воспринятых вербальных актов; форма-вид речи дифференцируется в зависимости от тех факторов, кои связаны с анализаторными системами; и тем самым вид речи определяется-дефиницируется по классификации того анализатора, который является приматным в данном вербальном акте —речь произносимая, слышимая, видимая; например, к видимой речи можно отнести способы коммуникации посредством визуально-воспринимаемых кодов-сигналов, представляющих собой метаинформацию-метакодирование звукоречевых сигналов в элементы визуально-оптического; б) интероречь (внутренняя речь) — латентная-скрытая вербализация, обеззвученные вербальные акты, репродуцирующиеся-возникающие в процессе мышления-менталитетоизации индивидом про-себя-в себе; этот вид речи является, как бы производной формой экстероречи, самоспецифически-адатированной к выполнению рефлексивно-ментальных операций; она помогает решать различные задачи в уме, способствует повышению внимания при выслушивании референций других индивидов, чтении про себя, усиливает механизмы запоминания и реминисценций; при непосредственном участии интероречи осуществляется дискурсивно-аподиктическая обработка различной информации, в том числе и сенсорной, происходит их осмысление-осознание-понимание в русле той или иной системы логико-понятийных конструкций-моделей; человек как бы создаёт-конструирует-тектонизируют в себе самом, в своем Эго самоприказы, саморезолюции, самоинструкции, самоаргументацию, которая ему необходима для социоориентации в мире, в тех или иных обществах, процессах общения-коммуникации с другими индивидами; на основе интероречи и осуществляется индивидом самооценка, самоанализ, совершаемых им поступков, актов поведения, чувств, эмоций; интероречь можно эксплицировать также, как форму генерации-порождения того или иного речевого высказывания, суждения, как модель лингво-имманентного программирования, которая способствует ориентации индивида в окружающий среде, а также помогает ему осуществлять воспроизведение, в разных ситуациях, тех приемлемо-необходимых поз, жестов, кинетических актов, помогающих продуцировать его успешное общение с другими людьми; генезис-истоки интероречи недостаточно изучены, но по мнению выд. отеч. псих. Л. Выготского. она является продуктом эгоцентрической речи, к примеру, разговора ребенка вслух во время игры или других занятий: П.Блонский считал, что интероречь возникает-проявляется симультанно с экстероречью, как результат беззвучного повторения-реверберации ребенком, обращенных к нему слов, словосочетаний кого-либо из взрослых; дискурс-грамматическая модель форм речи может быть весьма разнообразной в зависимости от структуры-содержания ментального акта и тех обстоятельств, которые генерируют-продуцируют сам мыслительный акт; например, предлагаю, одну из таких моделей; интероречь, продуцирующая ту или иную мысль, кодопульсирует в виде различных, в аддитивном порядке, слов, фраз, словосочетаний, х которым, в свою очередь, прикрепляются-подсоединяются различные эйдетические модели, эйдосо-сигналы, образы-конструкты-конститутивы, малозначимые, значимые детали самих образов-моделей, а также условные знаки, кодознаки, а вся эта суммация-когеренция-конвергенция уже образует-репродуцирует-генерирует, в свою очередь, специфическо-индивидуализированные кодомодельные структуры, совершенно отличные от вербальных моделей устной и письменной речи; заметим, что в эпизодах, связанных с ментальными затруднениями, не находимостью нужных ключей-слов, интероречь становится отрывистой, фрагментарной и может переходить во внутренние монологи-шепот и даже в акты громкой речи, что уже позволяет индивиду, преодолевая затруднения-сбои, более продуктивнее-осмысленнее анализировать объекты бытия и их детали и регулировать собственный мыслительный процесс; данные физиологов предполагают, что основная физиологическая функция латентной артикуляции при ментальной деятельности индивида заключается в речемоторной-речекинетической активации мозга и морфологизации в его вербальных отделах тех или иных речедвигательных, доминантных конструкций, которые интегрируют кодоимпульсы различных анализаторов коры бол.пол.гол. мозга и образуют тем самым, единую моделефункциональную систему, которая регулируется посредством актов кинестезии интероречи и осуществляет, таким модусом, аналитическую переработку, поступающей в мозг, сигналоинформации.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.