ВИДЫ РЕЧИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Виды речи
Категория. Механизмы речи.
Виды. Различают внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной или пассивной, и внутреннюю.
При выполнении целевых функций в структуре какого-либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВИДЫ РЕЧИ
англ. kinds of speech) - принятые в психологии обозначения для различных актов речевого общения или их компонентов. Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленное™ речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила название устной речи. Ей противопоставляется (тоже внешняя) речь письменная, исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов {графем).
Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную речь и рецептивную, пассивную, импрессивную речь. Продуктивная речь - это говорение (речепроизнесение), описание; рецептивная речь - слушание, чтение. Деление речи на продуктивную (активную) и рецептивную (пассивную) весьма условно. Восприятие речи (слушание, чтение), ее понимание - активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого.
В исследованиях развития речи детей изучают как минимум еще 2 своеобразных В. р. - автономную речь и эгоцентрическую речь маленьких детей.
Кроме того, выделяют В. р. в зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном речевом акте (напр., речь слышимая, произносимая и видимая). Аналогично с этим м. б. обозначена и осязательная речь, т. е. речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по Брайлю или ощупывании руки др. человека, говорящего с помощью дактильной речи (см. Дактилология). К видимой речи, кроме обычной письменной, следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т. ч. общение посредством сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи видимой речи - это ми-мико-жестовая речь глухих, дактильная речь и чтение с губ.
Речь, выполняя функции средства к.-л. специального общения, приобретает специфическую внутреннюю структуру; соответственно этому м. б. выделены многие В. р.: поэтическая, магическая и др. (И. А. Зимняя.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

РЕЧИ ВИДЫ
основные виды Р. человека-это устная и письменная, диалогическая и монологическая, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и не осознаваемая). Устной называется Р., при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными им по опыту предметами или явлениями. Устная Р. не предполагает использования письменных знаков, изображаемых на каких-либо материальных носителях. Письменной называют Р., предполагающую передачу ее содержания с помощью изображаемых на каких-либо материальных носителях символов (знаков, букв, иероглифов и т. п.). Диалогическая-это Р., в которой участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них произносит какую-либо реплику, адресованную другому человеку или сразу нескольким людям; их собственные речевые высказывания в свою очередь выступают как реакции на реплику данного человека. Монологическая-это Р., принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и до конца только им самим. Это может быть текст, написанный одним человеком, или Р., произносимая одним человеком и не пре рываемая репликами других людей. Устным монологом является, например, выступление какого-либо человека перед публикой. Диалог или диалогическая форма Р. предполагает прерывание Р. данного человека репликами-высказываниями других людей; при этом реплики каждого из участников диалога выступают как речевые реакции на высказывания друг друга. Монолог или монологическая Р. также не предполагает какой-либо обратной речевой реакции со стороны воспринимающего его человека: монолог должен быть понятным сам по себе, без дополнительных пояснений и вопросов со стороны тех, кто его воспринимает. Как диалог, так и монолог могут быть, соответственно, устными или письменными. В устном диалоге человек может произносить Р. от имени двух или нескольких разных лиц, последовательно меняясь с ними ролями (если в таком обмене речевыми репликами участвуют более двух человек, то их совместный разговор называется полилогом). Например, от имени разных людей часто выступают актеры. Различные формы письменного диалога нередко воспроизводят в своих литературных произведениях и писатели. Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую Р., которая осознается и самим говорящим человеком, и воспринимающими ее людьми. В повседневном деловом, бытовом и других видах общения мы постоянно пользуемся этой Р. для обмена информацией друг с другом. Внутренняя Р.-это особая разновидность речи, которая участвует в управлении внутренними, психологическими процессами и поведением человека. Эта Р. имеет свои особенности и свои специфические функции. См. речь внутренняя.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
366.60 кб

Виды и формы работы при обучении речи студентов-иностранцев медицинского вуза на примере использован

Бактыбаева Аннель Тлеумагамбетовна
В статье проанализированы мнения исследователей об использовании в обучении инте-рактивных технологий, особенно в среде преподавания русского языка как иностранного.
Читать PDF
10.81 мб

Виды упражнений для обучения устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному (на начально

Дмитриева Дарья Дмитриевна
Статья посвящена проблеме обучения устной речевой деятельности на занятиях по русскому языку как иностранному.
Читать PDF
15.75 мб

ВИДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНО

Визгина-Толлисс Екатерина Викторовна, Филатова Ирина Валерьевна
В статье описывается система заданий по развитию речи для аудиторной и самостоятельной работы студентов-ино-странцев начального уровня изучения РКИ (А0-А1) с применением социальных сетей, интернета, мобильных приложений.