Категория. Механизмы речи.
Виды. Различают внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной или пассивной, и внутреннюю.
При выполнении целевых функций в структуре какого-либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму.
ВИДЫ РЕЧИ
Виды речи
ВИДЫ РЕЧИ
англ. kinds of speech) - принятые в психологии обозначения для различных актов речевого общения или их компонентов. Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленное™ речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила название устной речи. Ей противопоставляется (тоже внешняя) речь письменная, исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов {графем).
Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную речь и рецептивную, пассивную, импрессивную речь. Продуктивная речь - это говорение (речепроизнесение), описание; рецептивная речь - слушание, чтение. Деление речи на продуктивную (активную) и рецептивную (пассивную) весьма условно. Восприятие речи (слушание, чтение), ее понимание - активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого.
В исследованиях развития речи детей изучают как минимум еще 2 своеобразных В. р. - автономную речь и эгоцентрическую речь маленьких детей.
Кроме того, выделяют В. р. в зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном речевом акте (напр., речь слышимая, произносимая и видимая). Аналогично с этим м. б. обозначена и осязательная речь, т. е. речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по Брайлю или ощупывании руки др. человека, говорящего с помощью дактильной речи (см. Дактилология). К видимой речи, кроме обычной письменной, следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т. ч. общение посредством сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи видимой речи - это ми-мико-жестовая речь глухих, дактильная речь и чтение с губ.
Речь, выполняя функции средства к.-л. специального общения, приобретает специфическую внутреннюю структуру; соответственно этому м. б. выделены многие В. р.: поэтическая, магическая и др. (И. А. Зимняя.)
Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную речь и рецептивную, пассивную, импрессивную речь. Продуктивная речь - это говорение (речепроизнесение), описание; рецептивная речь - слушание, чтение. Деление речи на продуктивную (активную) и рецептивную (пассивную) весьма условно. Восприятие речи (слушание, чтение), ее понимание - активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого.
В исследованиях развития речи детей изучают как минимум еще 2 своеобразных В. р. - автономную речь и эгоцентрическую речь маленьких детей.
Кроме того, выделяют В. р. в зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном речевом акте (напр., речь слышимая, произносимая и видимая). Аналогично с этим м. б. обозначена и осязательная речь, т. е. речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по Брайлю или ощупывании руки др. человека, говорящего с помощью дактильной речи (см. Дактилология). К видимой речи, кроме обычной письменной, следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т. ч. общение посредством сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи видимой речи - это ми-мико-жестовая речь глухих, дактильная речь и чтение с губ.
Речь, выполняя функции средства к.-л. специального общения, приобретает специфическую внутреннюю структуру; соответственно этому м. б. выделены многие В. р.: поэтическая, магическая и др. (И. А. Зимняя.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
РЕЧИ ВИДЫ
основные виды Р. человека-это устная и письменная, диалогическая и монологическая, внешняя (звучащая и осознаваемая) и внутренняя (не сопровождаемая звуками и не осознаваемая). Устной называется Р., при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными им по опыту предметами или явлениями. Устная Р. не предполагает использования письменных знаков, изображаемых на каких-либо материальных носителях. Письменной называют Р., предполагающую передачу ее содержания с помощью изображаемых на каких-либо материальных носителях символов (знаков, букв, иероглифов и т. п.). Диалогическая-это Р., в которой участвуют, как минимум, два человека. Каждый из них произносит какую-либо реплику, адресованную другому человеку или сразу нескольким людям; их собственные речевые высказывания в свою очередь выступают как реакции на реплику данного человека. Монологическая-это Р., принадлежащая только одному человеку, произносимая с начала и до конца только им самим. Это может быть текст, написанный одним человеком, или Р., произносимая одним человеком и не пре рываемая репликами других людей. Устным монологом является, например, выступление какого-либо человека перед публикой. Диалог или диалогическая форма Р. предполагает прерывание Р. данного человека репликами-высказываниями других людей; при этом реплики каждого из участников диалога выступают как речевые реакции на высказывания друг друга. Монолог или монологическая Р. также не предполагает какой-либо обратной речевой реакции со стороны воспринимающего его человека: монолог должен быть понятным сам по себе, без дополнительных пояснений и вопросов со стороны тех, кто его воспринимает. Как диалог, так и монолог могут быть, соответственно, устными или письменными. В устном диалоге человек может произносить Р. от имени двух или нескольких разных лиц, последовательно меняясь с ними ролями (если в таком обмене речевыми репликами участвуют более двух человек, то их совместный разговор называется полилогом). Например, от имени разных людей часто выступают актеры. Различные формы письменного диалога нередко воспроизводят в своих литературных произведениях и писатели. Внешней (звучащей, осознаваемой) называют такую Р., которая осознается и самим говорящим человеком, и воспринимающими ее людьми. В повседневном деловом, бытовом и других видах общения мы постоянно пользуемся этой Р. для обмена информацией друг с другом. Внутренняя Р.-это особая разновидность речи, которая участвует в управлении внутренними, психологическими процессами и поведением человека. Эта Р. имеет свои особенности и свои специфические функции. См. речь внутренняя.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007