Виды речевой деятельности и их особенности

Предыдущий термин:
ВИДЫ РЕКРУТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ

Следующий термин:
ВИДЫ РЕЧИ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Виды речевой деятельности и их особенности

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией). Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Особенности речевой деятельности курсантов военного вуза и старшеклассников

Фомина Наталья Александровна, Беспалова Татьяна Михайловна
В статье представлены результаты исследования речевой деятельности курсантов военного вуза и старшеклассников.
Читать PDF

Особенности общительности и лингвистические характеристики речевой деятельности менеджеров и педагог

Агапова Анна Юрьевна, Фомина Наталья Александровна
В статье рассматриваются результаты исследования общительности как системного свойства личности менеджеров и педагогов и лингвистические (языковые, речевые и содержательно-смысловые) характеристики те
Читать PDF

Особенности эмоциональной сферы учителей-логопедов и их отражение в речевой деятельности

Леева Анна Николаевна, Фомина Наталья Александровна
Статья посвящена раскрытию особенностей эмоциональной сферы учителей, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, и их проявлений в речевой деятельности.
Читать PDF

Учет индивидуальных особенностей студентов в процессе развития речевой деятельности

Коренева А.В.
В статье раскрыта специфика реализации принципа личностно-ориентированного образования в процессе преподавания курса «Русский язык и культура речи», предназначенного для студентов-нефилологов.
Читать PDF

Учет индивидуальных особенностей студентов в процессе развития речевой деятельности

Коренева А.В.
В статье раскрыта специфика реализации принципа личностно-ориентированного образования в процессе преподавания курса «Русский язык и культура речи», предназначенного для студентов-нефилологов.
Читать PDF

Проявление индивидных свойств личности в параметрах речевой деятельности

Морозова И.С., Маханькова H.A.
В работе определено соотношение понятий «активность личности» и «речевая деятельность», их общее и особенное.
Читать PDF

Типы личности студентов и специфические для них характеристики речевой деятельности

Лоскутова Анна Сергеевна
Анализируются связи личностных особенностей студентов и характеристик их речевой деятельности, описываются типичные тексты студентов различных личностных типов.
Читать PDF

Проявление типа характера человека в его речевой деятельности

Валиулина В.Р., Чеботарева Е.Ю.
В статье анализируется связь между типом характера человека и особенностями его письменной речевой деятельности, а также описываются речевые проявления основных типов характера.
Читать PDF

Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности

Фролова Алена Владимировна
В статье дается обзор теорий и подходов к осмыслению феномена антиципации в речи, раскрыва-ется содержание понятия речевого прогнозирования, рассматриваются психолингвистические ас-пекты речевого прог
Читать PDF

Установка студентов на осуществление иноязычной речевой деятельности

Киселева Людмила Борисовна
Статья посвящена анализу психологической установки и ее влиянию на иноязычную речевую деятельность студентов. Рассматривается проблема языковой установки и причины речевых ошибок студентов.
Читать PDF

Нейропсихологический подход к анализу речевой деятельности

Карпенко Диана Алексеевна
В статье автором предпринята попытка анализа строения и развития речевой деятельности с позиции различных психологических подходов и взглядов видных ученых-психологов.
Читать PDF

Проблема соотношения эгоцентрической речи с иными видами речевой деятельности

Третьякова Полина Сергеевна
В статье представлена усовершенствованная модель формирования навыков неспонтанной речи и лингвокогнитивной деятельности.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!