Виды речевой деятельности и их особенности

Предыдущий термин:
ВИДЫ РЕКРУТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ

Следующий термин:
ВИДЫ РЕЧИ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Виды речевой деятельности и их особенности

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией). Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими. Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности речевой деятельности курсантов военного вуза и старшеклассников

Фомина Наталья Александровна, Беспалова Татьяна Михайловна
В статье представлены результаты исследования речевой деятельности курсантов военного вуза и старшеклассников. Раскрыты общие и специфические особенности их речевой продукции на предтекстовом уровне, описаны лингвистические характеристики текстов как продуктов индивидуальной речевой деятельности и психологические компоненты речевых действий.
Скачать PDF

Особенности общительности и лингвистические характеристики речевой деятельности менеджеров и педагог

Агапова Анна Юрьевна, Фомина Наталья Александровна
В статье рассматриваются результаты исследования общительности как системного свойства личности менеджеров и педагогов и лингвистические (языковые, речевые и содержательно-смысловые) характеристики текстов как продуктов их индивидуальной речевой деятельности.
Скачать PDF

Особенности эмоциональной сферы учителей-логопедов и их отражение в речевой деятельности

Леева Анна Николаевна, Фомина Наталья Александровна
Статья посвящена раскрытию особенностей эмоциональной сферы учителей, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, и их проявлений в речевой деятельности.
Скачать PDF

Проявление индивидных свойств личности в параметрах речевой деятельности

Морозова И.С., Маханькова H.A.
В работе определено соотношение понятий «активность личности» и «речевая деятельность», их общее и особенное. Выявлена взаимосвязь психодинамических составляющих активности и психологических компонентов речевой деятельности
Скачать PDF

Типы личности студентов и специфические для них характеристики речевой деятельности

Лоскутова Анна Сергеевна
Анализируются связи личностных особенностей студентов и характеристик их речевой деятельности, описываются типичные тексты студентов различных личностных типов.
Скачать PDF

Проявление типа характера человека в его речевой деятельности

Валиулина В.Р., Чеботарева Е.Ю.
В статье анализируется связь между типом характера человека и особенностями его письменной речевой деятельности, а также описываются речевые проявления основных типов характера.
Скачать PDF

Специфика исследования феномена антиципации в речевой деятельности

Фролова Алена Владимировна
В статье дается обзор теорий и подходов к осмыслению феномена антиципации в речи, раскрыва-ется содержание понятия речевого прогнозирования, рассматриваются психолингвистические ас-пекты речевого прогнозирования.
Скачать PDF

Установка студентов на осуществление иноязычной речевой деятельности

Киселева Людмила Борисовна
Статья посвящена анализу психологической установки и ее влиянию на иноязычную речевую деятельность студентов. Рассматривается проблема языковой установки и причины речевых ошибок студентов. Показана роль установки на уровне активности личности.
Скачать PDF

Нейропсихологический подход к анализу речевой деятельности

Карпенко Диана Алексеевна
В статье автором предпринята попытка анализа строения и развития речевой деятельности с позиции различных психологических подходов и взглядов видных ученых-психологов.
Скачать PDF

Проблема соотношения эгоцентрической речи с иными видами речевой деятельности

Третьякова Полина Сергеевна
В статье представлена усовершенствованная модель формирования навыков неспонтанной речи и лингвокогнитивной деятельности. Данная модель отношений предоставляет возможность не только связать разные виды внутренней речи с разными типами речи, но и рассмотреть их соотношение с категорией интенции. Это позволяет более глубоко проанализировать взаимоотношения эгоцентрической речи с иными видами речевой деятельности.
Скачать PDF

Продуктивные виды деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развива

Хорева Марина Алекссевна, Иванова Валентина Михайловна
Целью статьи является стремление показать, что задачами логопеда и психолога является оказание каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление дополнительных сил в развитии индивидуальности. Такие взаимоотношения требуют от педагога больших внутренних усилий, и, возможно перестройки взглядов на процесс коррекционно-развивающей работы и своей роли в нем. У детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе часто отсутствует интерес к обучению, они легко отвлекаются, быстро утомляются и нуждаются в постоянной помощи, у многих наблюдаются нарушения развития речи. При построении коррекционной работы с ними требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества педагогов. Психолог и логопед, кроме традиционных коррекционных средств и приемов, применяют такие виды творческой деятельности и арт-терапии как тестотерапия, сенсорная коробка с цветными крупами и сыпучими материалами, цветная соль, аппликации наклейками, рисование воздушными фломастерами. В подобных видах деятельности специальная подготовка, талант и художественные достоинства работ не столь значимы важны сам процесс творчества и особенности внутреннего мира. Для поддержания мотивации ребенку с ограниченными возможностями здоровья, важно именно сейчас, на занятии получить результат увидеть продукт своего труда. Тестотерапия уводит ребенка в увлекательную страну пластики, открывает дверцу в мир творчества и мастерства. Соленое тесто эластично, легко обрабатывается, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Его можно окрасить любой краской гуашь, акрил, акварель и т.д. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов пуговицы, ладошки, вилки, расчески, ткани и т.д. Образовательное, коррекционное, воспитательное значение лепки из теста велико. Такая форма деятельности помогает развитию органов чувств, способствует взаимодействию «рука-рука», «рука-глаз», «рука-ухо-глаз» (развивает мелкую моторику, при этом равномерно распределяя мышечное напряжение). Дети любят играть с такими «маленькими мирками», как сенсорная коробка, наполненная разнообразными крупами и сыпучими материалами (обычные и окрашенные рис, гречка, пшено, горох, фасоль, соль, мука, и пр.). С помощью дополнительных предметов (совочки, кисточки, игрушки, мелкие предметы, буквы) ребенок создает «свой мир», «купается», ищет или закапывают различные предметы, пишет и рисует пальчиками и палочками. Подобные игры полезны для развития развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, развития мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения и речи, незаменимы для проигрывания проблемных ситуаций, когда ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах, может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободится от страхов и застенчивости. Насыпание цветной солью или «насыпушки» (прозрачные сосуды, наполненные сыпучими материалами). Здесь трудно что-то испортить, не получить красивого результата. Достаточно покрасить обыкновенную соль гуашевыми красками или разноцветными мелками, насыпать ее в емкости, приготовить воронку, взять любую прозрачную бутылочку или стакан и все можно творить. Во время этого занятия активизируется работа пальцев рук, мозга, развивается воображение, творческое мышление и речь. У этой технологии много преимуществ: выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего мира, в передаче формы, образа («оживить» неживое и придумать несуществующее). Достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, у ребенка нет страха перед ошибкой. Так рождаются «картины» настроения, радуга или разноцветная буква и ребенок счастлив. Картинки-наклейки. Они есть в журналах и книжках, шоколадных «киндерсюрпризах», продаются отдельно и книгами. Трудно найти ребенка, который не держал их в руках и не пытался куда-нибудь приклеить. И если они нравятся детям, почему бы их не взять для коррекционно-развивающей работы. Использование наклеек с самыми различными изображениями позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины. Это особенно важно в работе с детьми, которым процесс ожидания труден, они нервничают, нетерпеливы и суетливы. Кроме быстроты создания изображения, использование наклеек дает возможность организовать активное участие ребенка в процессе совместного рисования, позволяет обучать его, при этом усвоение новой полезной информации об окружающем мире проходит достаточно эффективно. Сюжеты картин с использованием наклеек зависят от желаний ребенка, «арсенала» наклеек и фантазии педагога ( «дорога», «подводный мир», «цветочная поляна», картинки на букву, буква из картинок, слово из первых букв предметов и многое другое). Фломастеры давно уже вошли в список привычных материалов для детского творчества. «Волшебными» часто называют воздушные фломастеры (выдуваемые фломастеры или блопены). Они интересны для детей тем, что рисуют ими не совсем обычным способом, а изображение получается с помощью брызг выдуваемой краски. Эти фломастеры развивают и укрепляют дыхательную систему дуть в него очень просто и для достижения эффекта достаточно свободного выдоха, при этом выдувается струя из множества мелких капелек, а изображение получается похожим на результат рисования зубной щеткой. На занятиях логопеда и психолога дети рисуют с помощью трафаретов (картинки, буквы, слоги и слова). Как и при обычном рисовании, есть возможность смешивать цвета, можно дуть сильнее или слабее, держать фломастер над одной и той же частью рисунка дольше или совсем немного (регулировать интенсивность и насыщенность цвета). В ходе применения предложенных видов продуктивной творческой деятельности детей с ограниченными возможностями решается целый ряд задач: воспитательные происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира, складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения ребенка с педагогом; коррекционные корректируется образ «Я», улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми; психотерапевтические «лечебный» эффект достигается благодаря тому, что создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности ребенка, забота о нем, его чувствах, переживаниях, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха; диагностические -корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции; развивающие складываются условия, при которых ребенок переживает успех, справляется с трудной ситуацией, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, развивается речь и ребенок учится вербализации эмоциональных переживаний. Подводя итог можно сказать, такие виды творческой деятельности как тестотерапия, сенсорная коробка с цветными крупами и сыпучими материалами, цветная соль, аппликации наклейками, рисование воздушными фломастерами можно использоваться как дополнительный инструмент в развитии у детей внимания, памяти, мышления, речи, коммуникативных навыков. Такой подход дает возможность смены видов детской деятельности, снижает психоэмоциональное напряжение и утомляемость у детей с ограниченными возможностями. И самое важное, каждое занятие с включением подобных видов деятельности дарит детям радостное настроение, вызывает интерес и желание становиться лучше.
Скачать PDF

Социально-активные виды деятельности, как форма предотвращения агрессивного поведения подростков

Орлова Д.С.
Неопределенная и напряженная социальная, экономическая и экологическая обстановка, сложившаяся в наше время, способствует росту агрессивных проявлений, особенно в подростковой среде. Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой, вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии является одной из самых актуальных в мире.Uncertain and intense social, economic and environmental conditions prevailing nowadays promote the growth of aggressive manifestations, especially among teenagers. The situation of aggressive behavior of teenagers growth affects, on the one hand, society in general, on the other hand, causes a concern among educators and parents. Therefore, it is safe to say that the problem of teenage aggression is one of the most important in the world.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!