Виды памяти это что такое Виды памяти: определение — Психология.НЭС
Виды общения виды поведения

ВИДЫ ПАМЯТИ

Найдено 5 определений термина ВИДЫ ПАМЯТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВИДЫ ПАМЯТИ

структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала. По ХАРАКТЕРУ ЗАПОМИНАЕМОГО МАТЕРИАЛА могут быть выделены зрительная, слуховая, осязательная память. По параметрам ДЛИТЕЛЬНОСТИ хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 с., кратковременную с временем хранения не более 30 с. и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ПАМЯТИ ВИДЫ

англ. kinds of memory) -различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями.

1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними (см. Память музыкальная, Память слуховая, Память тактильная.) Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Словесно-логическая память - память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях (см. Память словесно-логическая, Память эмоциональная).

2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную (см. Непроизвольное запоминание, Произвольное запоминание).

3. По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную (см. Память сенсорная, Сенсорный регистр, Память иконическая, Память эхоическая), кратковременную память (см. Память буферная) и долговременную память (см. Память процедурная). Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти (см. Память оперативная), обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. (См. Память первичная и вторичная.)

Т. о., в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. П. в., выделенные в соответствии с разными критериями, находятся в органическом единстве. Так, словесно-логическая память в каждом конкретном случае м. б. либо непроизвольной, либо произвольной; одновременно она обязательно является либо кратковременной, либо долговременной. Различные П. в., выделенные по одному и тому же критерию, также взаимосвязаны. Кратковременная и долговременная память по существу представляют собой 2 стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти. (Т. П. Зинченко.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Виды памяти

Категория. Механизмы мнемических процессов.

Виды. Различаются прежде всего по временным показателям удержания в памяти и характеристикам материала.

По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 с., кратковременную, с временем хранения не более 30 с. и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно.

По характеру запоминаемого материала наиболее развитыми у человека являются зрительная, слуховая, осязательная память.

Источник: Психологический словарь

ПАМЯТИ ВИДЫ

на основе различных критериев выделяются следующие виды памяти: П. ассоциативная, Память двигательная, Память долговременная, Память кратковременная, П. логическая, П. мгновенная, П. механическая, П. непроизвольная, П. образная, П. оперативная, П.произвольная, П. эмоциональная

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Виды памяти

Рассмотрим основные виды памяти. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: 1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. 2. От приемов заучивания. Приемы заучивания: a. механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления; b. логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической; c. образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная; d. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания). Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека). Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности. Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.  

Источник: Сто экзаменационных ответов по психологии

Найдено рефератов по теме ВИДЫ ПАМЯТИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Виды диагностических ошибок в работе практического психолога

Рыжкова А.Н.
Статья посвящена рассмотрению видов диагностических ошибок в работе практического психолога. Предложенная в статье авторская классификация создана путем обобщения описанных в психологии видов диагностических ошибок и построена на основании выделения трех критериев: субъективные и объективные источники диагностических ошибок и тактические ошибки.
Скачать PDF

Страхи: определение, виды, причины

Дорофеева Г.А.
Скачать PDF

Виды психологической защиты у девиантных подростков

Антилогова Лариса Николаевна, Рассудова Л. А.
В статье описывается феномен психологической защиты в подростковом возрасте, раскрываются особенности проявления и функционирования психологической защиты у девиантных подростков. Приводятся результаты исследования видов психологической защиты у девиантных подростков.
Скачать PDF

Виды и функции границ в психологических исследованиях

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлен анализ различных видов и функций границ, используемых в психологических концепциях и парадигмах. Показано, что на смену метафорической и топологической трактовкам этого термина приходит понимание границы как самоценного источника развития. Утверждается, что в контексте социальной психологии правомерно говорить об интерсубъектных и интерсубъективных границах взаимодействия Я и Другого.
Скачать PDF

Виды и механизмы функциональной алекситимии

Трунов Дмитрий Геннадьевич
Вводится термин «функциональная алекситимия» для обозначения трудностей в вербализации эмоционального опыта, не связанных с какими-либо органическими расстройствами. Рассматриваются различные виды и механизмы функциональной алекситимии: педагогическая, психологическая, лингвистическая. Предлагается схема коррекции функциональной алекситимии в условиях психологического консультирования.
Скачать PDF

Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание

Давлетбаева З.К.
В статье определены содержательные аспекты асоциального поведения учащихся, определены основные ее виды. В процессе последовательного структурированного рассмотрения, понятие асоциального поведение приобретает логическую обоснованность и целостность.
Скачать PDF

Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности

Михайлова Ольга Борисовна
Проведен культурно-исторический и теоретический анализ основного источника всех инноваций в обществе — инновационного потенциала личности. Автор подробно описывает эволюцию терминов «инновация» и «потенциал» в различных отраслях науки. Рассматривается связь инновационной деятельности и активности личности. Представлен анализ феномена активности в дифференциальной психологии, на основании которого сформулировано предположение, что инновационный потенциал личности детерминирован разными видами активности.
Скачать PDF

Современные виды подготовки летного состава гражданской авиации в области человеческого фактора

Зиньковская Светлана Михайловна
в статье рассматриваются одна из современных областей подготовки эксплуатационного персонала на воздушном транспорте специальная подготовка в области человеческого фактора, а также актуальные вопросы, связанные с обучением летного состава гражданской авиации в области человеческого фактора как одной из мер повышения безопасности полетов.
Скачать PDF

Виды прайминга в исследованияхвосприятия и перцептивного внимания

Фаликман М.В., Койфман А.Я.
Скачать PDF

Виды организационной идентификации

Бурмистрова О. Н.
Скачать PDF

Основные направления и виды семейного консультирования в практике работы специалиста

Прохорова Оксана Германовна
Статья посвящена консультированию, одному из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплены значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.
Скачать PDF

Виды межличностных отношений

Клепцова Елена Юрьевна
В статье рассмотрены теоретические аспекты гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности. Дается понятие гуманизации межличностных отношений. Анализируются виды отношений и виды межличностных отношений. Предложена характеристика параметров отношений.
Скачать PDF