Виды эмоциональных процессов и состояний

Предыдущий термин:
ВИДЫ РЕЧИ

Следующий термин:
ВИЕРОРДТА, ЗАКОН

Содержание:

Найдено 1 определение:

Виды эмоциональных процессов и состояний

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями. Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией. Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Влияние рефлексии и регуляторных процессов на интенсивность психических состояний студентов в ситуац

Чернов Альберт Валентинович
Статья посвящена проблеме взаимодействия интенсивности психических состояний с регуляторными процессами и рефлексией в экзаменационной ситуации.
Читать PDF

О механизмах взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов субъекта

Прохоров Александр Октябринович, Юсупов Марк Геннадьевич
В статье обсуждается динамический, содержательный и рефлексивный аспекты взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов субъекта.
Читать PDF

Взаимосвязь психических состояний и мыслительных процессов в учебной деятельности студентов

Прохоров Александр Октябринович, Юсупов Марк Геннадьевич
Статья посвящена изучению наиболее общих закономерностей взаимодействия состояний и мыслительных процессов в условиях учебной деятельности студентов.
Читать PDF

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ

Ярославцева Анна Владимировна
В статье рассматривается одна из малоизученных функций изменённых состояний сознания (ИСС): контроль, регуляция когнитивных процессов и когнитивных состояний.
Читать PDF

Влияние ацизола на патоморфологические изменения тканей почек и миокарда у крыс, состояние процессов

Брин В. Б., Митциев А. К., Бабаниязов Х. Х., Пронина Н. В., Заалишвили Т. В.
Профилактическое применение ацизола является эффективным способом коррекции токсического действия свинца при хроническом отравлении, что достоверно подтверждается данными морфологических исследований.
Читать PDF

Состояние процессов свободно-радикального окисления при остром поражении печени

Кантюков С.А., Кривохижина Л.В., Фархутдинов Р.Р.
В данном исследовании изучено состояние процессов свободно-радикального окисления (СРО) в крови и гомогенате печени методом регистрации железоиндуцированной хемилюминесценции и определением продуктов
Читать PDF

Состояние процессов свободно-радикального окисления при остром поражении печени

Кантюков С.А., Кривохижина Л.В., Фархутдинов Р.Р.
В данном исследовании изучено состояние процессов свободно-радикального окисления (СРО) в крови и гомогенате печени методом регистрации железоиндуцированной хемилюминесценции и определением продуктов
Читать PDF

Состояние познавательных процессов у учащихся с дизорфографией

Елецкая Ольга Вячеславовна
Статья посвящена актуальной для логопедии проблеме нарушения формирования у школьников орфографического навыка письма.
Читать PDF

Влияние метформина на состояние процессов гидратации в компонентах крови у детей и подростков с мета

Бекезин В.В., Фаращук Н.Ф.
В работе представлены результаты исследования влияния метформина на состояние процессов гидратации в компонентах крови у детей и подростков с метаболическим синдромом.
Читать PDF

Состояние компенсаторных процессов в единственной почке и уровень перекисного окисления липидов и бе

Сатаева Т.П., Лазарев К.Л., Захарова А.Н., Житова В.А.
Изучено действие этанола на состояние тканей единственной почки, оставшейся после нефрэктомии в течение трех месяцев после операции. Эксперимент проведен на 60 белых крысах.
Читать PDF

Управление процессом детоксикации и состоянием организма больного хирургической инфекцией

Кемеров С.В., Жерлов Г.К., Степин Д.А.
Первый опыт применения разработанной системы управления процессом детоксикации и состоянием больного хирургической инфекцией позволил получить обнадеживающие результаты и подтвердить ее целесообразнос
Читать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: