Вертгеймер Макс

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Вертгеймер Макс | Wertheimer, Мах (1880-1943)
Вертгеймер полагал, что целое принципиально отличается от суммы своих частей - не только тем, что оно больше своих частей, но и первично по отношению к ним.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ВЕРТГЕЙМЕР МАКС
15.04.1880, Прага – 12.10.1943, Нью-Йорк) — немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии. В 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое „короткое замыкание“. С 20–х гг. приступил при помощи метода „рассуждения вслух“ (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии „примитивных народов“, парапсихологией. Известны его разработки „детектора лжи“.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Вертгеймер (Wertheimer) Макс
(15.04.1880, Прага - 12.10.1943, Нью-Йорк) - немецко-американский психолог, основатель гештальтпсихологии.
Биография. Поступил в Пражский университет на факультет правоведения. Затем стал изучать психологию, посещал лекции Х.Эренфельса. В Берлинском университете изучал философию и психологию. В 1904 г. защитил докторскую диссертацию в Вюрцбургском университете у О.Кюльпе. Работал в университетах Праги, Вены, Берлина, Франкфурта. В 1921 г. вместе с К.Коффкой и В.Келером основал журнал "Psychologische Forschung". С 1929 г. - профессор. В 1933 г. эмигрировал в США, где работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.
Исследования. В 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое "короткое замыкание". С 20-х гг. приступил при помощи метода "рассуждения вслух" (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии "примитивных народов", парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи.
Сочинения. Gestaltpsychologische Forschungen // (Hrsg.) Saupe E. Einfuhrung in die neuere Psychologie. Osterweck, 1928;
Продуктивное мышление. М., 1987

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Вертгеймер Макс
(1880–1943 ) нем. психолог, теоретик гештальтпсихологии. В. исследовал процесс творческого мышления у детей и взрослых. Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми, беседы, в том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, В. пришел к выводу о несостоятельности не только ассоцианистского, но и формальнологического подхода к мышлению. От обоих подходов скрыт продуктивный, творческий характер мышления, выражающийся в «перецентрировке» (переструктурировании) исходного материала, его реорганизация в новое динамическое целое. В анализе проблемных си туаций и способов их решения В. выделил несколько основных этапов мыслительного процесса: 1) возникновение темы. На этом этапе появляется чувство «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека; 2) анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации; 3) решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени не осознан, хотя предварительная сознательная работа необходима; 4) возникновение идеи решения – инсайт; 5) исполнительская стадия. В исследованиях В. обнаружил отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, намного труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался. Осн. работа: «Продуктивное мышление», 1945.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ВЕРТГЕЙМЕР МАКС
(Wertheimer Max) (1880—1943)-немецкий психолог, представитель гештальт-психологии. Известен своими исследованиями в области творческого (продуктивного) мышления, психологии сознания и восприятия. В.М. доказал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представлено условие задачи или проблемная ситуация. От адекватности схемы зависит и правильность решения задачи, причем хорошая схема дает возможность взглянуть на задачу с разных точек зрения и увидеть ее различные решения. Процесс создания разных гештальтов из набора одних и тех же образов является процессом творчества в собственном смысле слова. В.М. также изучил фи-феномен, открыл и описал ряд законов гештальта. Он является автором и создателем «детектора лжи» на основе усовершенствованного им метода словесных ассоциаций. Согласно учению В.М., первичными данными психологии являются целостные, сложные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их простых элементов и столь же простых связей между ними. Элементы поля, по В.М., объединяются в структуру в зависимости от таких отношений между ними, как близость расположения в пространстве, сходство, замкнутость, симметричность. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному В.М. законом прегнантности или законом «хорошей формы».
Соч.:Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie. Erlangen: Enke, 1925; Продуктивное мышление. М., Прогресс, 1987. См. ассоциаций метод, гештальта законы, гештальт-психология, детектор лжи, мышление продуктивное, прегнантности закон (хорошей формы закон), фи-феномен.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВЕРТГЕЙМЕР МАКС
Wertheimer, 1880-1943) - нем. и амер. психолог, основатель гештальт-психологии. В своем знаменитом экспериментальном исследовании кажущегося движения (1912), считающимся "началом" гештальт-психологии как направления, В. подверг экспериментальной и теоретической критике существовавшие теории восприятия, базировавшиеся на принципе элементаризма (свойства целого объясняются на основе знания свойств элементов). В этот период своего творчества для объяснения феномена кажущегося движения и др. явлений целостности восприятия В. использует принцип физиологического и психического изоморфизма (так, кажущееся движение считается результатом физиологического процесса "короткого замыкания" в мозге).
С 1920-х гг. В. занимается проблемами творческого мышления, анализируя не столько результаты такового в виде гештальтов (см. Инсайт), сколько процессуальную сторону мышления, его стадии, пользуясь при этом (как и его коллега К. Дункер) методом "рассуждения вслух" в диалоге с экспериментатором, что означало выход исследования не только за рамки гештальт-психологии (многие введенные здесь В. понятия аналогичны таковым в деятельностном подходе к анализу мышления в школе А. Н. Леонтьева, напр, "переносу", операциональному значению и др.), но и за рамки классического понимания объективного исследования в психологии. При этом из его работ исчезают физиологические аналогии для объяснения собственно психологических закономерностей. Хотя исследования В. в этой области, опубликованные по большей части после его смерти, и получили определенную разработку в различных вариантах проблемного обучения в педагогической психологии, они еще не в полной мере оценены.
В. известен также своими работами в области музыкального восприятия, психологии "примитивных народов", разработками психологического "детектора лжи" (см. Ассоциативный эксперимент) и др. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ВЕРТГЕЙМЕР МАКС
(1880 —1943)—выд.нем.псих. основатель гештальтпсихологии; В. подверг критическому анализу существующие теории ассоциативного направления в психологии, и теоретически-экспериментально доказал, что само сознание конструируется-строится из целостности знакообразов — гештальтов (1912); в своих работах В. использует-применяет принцип психофизиологического изоморфизма — сущность которого в том, что кажущееся движение, его динамика, считается результатом функционально-физиологического процесса, «короткого замыкания»по В., в морфоструктурах мозга; гештальт же образы, по В., являются первичными, имеют специфическую модальность и совершенно отличаются от простых ощущений; предикаты-свойства частей по В., определяются структурой, а из самой структуры части-элементы могут вычленяться только искусственно; подвергая критике прежние концепции, связанные с проблемами сознания В. считает, что их следует заменить более новыми и уже посредством феменологического метода в импликации с экспериментальными открытиями, новшествами, создать прогрессивно новую гештальт-картину-панораму сознания, которая, как полагает В., будет регулировать-контролировать динамику психических образований-конститутивов; критику психологии 20-х годов В. связывал с критикой физиологии, которой он противопоставил оригинальную трактовку нервной деятельности, как тотально-динамической структуры, эквивалентной по В., полю; корреляция же между такой системно-структурной моделью и психическим гештальтобразом мыслилась В., как структурный изоморфизм, т.е. конгруэнтность-сообразность ингредиентов одной системы-структуры, например, карт, топонимических предметов; при изучении визуально-зрительной перцепции и ее механизмов В. определил целый комплекс-набор гештальтов, несколько канонизировал свои постулаты и придал особую значимость прегнантности как специфике воспринимаемого образа-знака-символа, способного; по его мнению, в определенных состояниях индивида, его сознания моделироваться в законченную форму-конструкт или, говоря языком В., «хорошую форму»; «хорошей»же по В., формой, дефиницировалась-определялась целостноструктурная фигура, которую уже нельзя сделать более редуцированной-упрощенной; подлинным же мышлением, актами ментальности по В., является инсайт, который В. понимал, как детектороизацию-схватывание целостности модели-предмета, а сам предмет по В., должен быть прокомментирован-дескриптирован в определенных терминах, например, та-ких как реорганизация, центрирование, структурирование и т.д.; работы В. оказали значительное влияние на Коффку, Кёлера, на мировоззрение отеч. псих. Леонтьева.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ВЕРТГЕЙМЕР (Wertheimer) Макс

(1880—1943) — немецко-американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, военной и юридической психологии, философии и теории психологии. Основатель гештальтпеихоло-гии. Образование получил в разных ун-тах: в Кардовском ун-те (Прага) изучал юриспруденцию и философию, затем стал изучать психологию, посещая лекции X. Эрен-фельса; вместе с К. Штумпфом занимался музыкой, философией и психологией в Берлинском ун-те. В 1904 г. в Вюрцбур-гском ун-те под руководством О. Кюль-пе защитил докт. дис. по психологии. Профессиональную деятельность начал в Берлинском психологическом институте (1916-1929). С 1929 по 1933 -профессор Франкфуртского ун-та. Работал также в ун-тах Праги, Вены, Берлина. В 1921 г. вместе с К. Коффкой и В.Келером основал журнал Psychologische Forschung. Награжден почетным знаком Вильгельма Вундта. В 1934 г. эмигрировал в США, где работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (профессор, 1934—1943), преподавал и писал о социальных ценностях, истине и этике геш-тальта. Основным вкладом В. стала демонстрация фи-(рЫ)-феномена — оптической иллюзии движения двух неподвижных источников света (1912). В этом своем знаменитом экспериментальном исследовании кажущегося движения (считающимся началом гештальтпсихологии как направления), В. подверг экспериментальной и теоретической критике теории восприятия, базировавшиеся на принципе элементаризма. Для объяснения феномена кажущегося движения и других явлений целостности восприятия он использовал принцип изоморфизма физиологического и психического, поскольку, по его мнению, кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое короткое замыкание . Фи-феномен в гештальтпсихологии впоследствии служил доказательством того, что переживание (в данном случае восприятие движения) не является простой суммой факторов и потому для понимания мыслей и действий человека нельзя изучать их вне целостности как отдельные элементы. В. объединил свои взгляды в законе точности, который включал в себя такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия. Он полагал, что эти явления воспринимаются в основном потому, что сознание навязывает ощущениям определенные организационные принципы. С 1920-х гг. В. стал заниматься проблемами творческого мышления. Анализируя не столько результаты мышления в виде целостных гештальтов, сколько процессуальную сторону мышления, его стадии, пользовался (как и его младший коллега К. Дункер) не феноменологическим самонаблюдением (как ранее в работах по восприятию), а методом рассуждения вслух в диалоге с экспериментатором. Это означало выход исследования не только за рамки гештальтпсихологии, но и за рамки классического понимания объективного исследования в психологии. Многие введенные при этом В. понятия аналогичны таковым в деятельностном подходе к анализу мышления в школе А.Н. Леонтьева, например, переносу, операциональному значению и др. При этом из работ В. исчезают различные физиологические аналогии для объяснения собственно психологических закономерностей. Хотя исследования В. в этой области, опубликованные по большей части после его смерти, и получили определенную разработку в различных вариантах проблемного обучения, в педагогической психологии, они еще не в полной мере по достоинству оценены. В. известен также своими работами в области музыкального восприятия, психологии примитивных народов, разработками психологического детектора лжи и др. В рус. пер. издана книга В.: Продуктивное мышление, М., 1987. Л.А. Карпенко, Е.Е. Соколова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ВЕРТГЕИМЕР МАКС
Макс Вертгеймер родился 15 апреля 1880 г. в Праге. Его отец был директором бизнес-колледжа, мать хорошо разбиралась в искусстве. Вертгеймер получил образование в частных школах Праги, а затем поступил в Карловский университет. После его окончания Вертгеймер уехал в Германию, где изучал философию и психологию под руководством Карла Штумпфа Особую роль для него сыграла работа в лаборатории О. Кюльпе, т.к. именно в ней было получено много наиболее интересных экспериментальных данных в области мышления человека. В 1904 г. он получил степень доктора философии. Темой его диссертации было детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов. Последующие несколько лет Вертгеймер занимался различными проблемами психологии, продолжал разработку контроля свидетельских показаний, а также изучал пациентов, страдающих афазией (нарушением речи). В результате этих исследований им были определены несколько методов определения подлинности свидетельских показаний 1. Метод ассоциаций. Его суть заключается в том, что испытуемый должен на каждое предъявляемое ему слово реагировать любым другим, приходящим ему в голову. Таким образом, используя слова, несущие определенную смысловую нагрузку, можно определять качество показаний. 2. Метод репродукции. При использовании этого метода испытуемому предлагается текст для запоминания, который содержит некоторые элементы, сходные с содержанием скрываемого, другие - похожие на него, а также элементы, не имеющие никакого отношения к скрываемому содержанию. По истечении некоторого времени при воспроизведении текста могут наблюдаться ошибки. Следующие три метода не разрабатывались Вертгеймером столь же подробно. Это метод ассоциативных вопросов, метод восприятия и метод отвлечения внимания. В 1910 г. его заинтересовал феномен кажущегося движения, и М. Вертгеймер провел ряд экспериментов. Предметом этих опытов служили простейшие случаи кажущегося движения, которое наблюдается при наблюдении одного предмета в разных положениях. То, что при этом в восприятии имеется, кроме предметов, еще и движение, М. Вертгеймер назвал фи-феноменом. Также он исследовал некоторые закономерности, возникающие при этом. В частности, фи-феномен наблюдается только при определенной длительности промежутка времени между показом двух предметов. Если этот промежуток меньше оптимальной величины, оба раздражения воспринимаются одновременно и неподвижно, если больше - они видны последовательно, но тоже неподвижно. Вертгеймер определил, какова в различных условиях величина этого оптимального промежутка, и определил ее зависимость от расстояния между предметами. Результатом этих исследований стал доклад, прочитанный в 1912 г., основная идея которого заключалась в том, что воспринимаемое зрительное движение не может быть получено в результате простого суммирования ощущений или восприятий. Качество опыта не может быть выведено из свойств составляющих его элементов. Со временем Макс Вертгеймер, а также Курт Коффка и Вольфганг Келер, также принимавшие участие в экспериментах, пришли к выводу, что этот принцип применим не только к феномену зрительного движения, но и ко всей психологической науке в целом. Таким образом, в своем докладе Вертгеймер заложил основу будущей теории гештальтпсихологии. Суть ее заключается в том, что интегрированные целостные системы (гештальты) не являются простой суммой своих составных частей. Скорее наоборот, характеристики гештальтов определяют природу, роль и функции своих составляющих. С 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления, а позже - над созданием концепций решения задач и творческой мысли. Эта работа была прервана войной. Ученый был привлечен к работе по обнаружению подводных лодок. В 1923 г. он женился на своей студентке Анне Каро. В 1929 г. Вертгеймер уехал их Берлина во Франкфурт, где работал на кафедре философии и психологии Франкфуртского университета. В начале 1933 г., когда политическая ситуация в Германии сильно усложнилась, Вертгеймер уехал в Чехословакию, а в сентябре того же года - в Соединенные Штаты Америки, где он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В Америке Вертгеймер продолжил свои исследования, их результаты легли в основу создания книги «Продуктивное мышление». Согласно существовавшим тогда теориям, понимание любых поведенческих особенностей человека может быть обеспечено экспериментальной работой по получению простых ассоциаций или связей «стимул-реакция». Вертгеймер доказал, что подобные теории не могут объяснить продуктивного мышления. Он утверждал, что для полного понимания процессов познания и процесса решения задач необходимо рассматривать целостные структуры, имеющие организованные составные части, функции и роль которых зависят от их положения в гештальте. В процессе разработки этих частных задач у Вертгеймера окончательно оформляется его теория. Основой ее является гештальт - ярко выраженное целое, система, в пределах которой ее элементы находятся во взаимосвязи друг с другом и с единым целым, где каждая часть или подчасть имеет собственное место, роль и функцию, отводимые для нее природой целого. Структура гештальта такова, что изменение в одной его части влечет изменение во всех остальных частях и в едином целом, поскольку части гештальта не изолированы друг от друга. На основе этой теории Вертгеймер разрабатывал концепцию процесса научения. По его мнению, природа происходящих при этом процессов и событий не может быть понята при помощи ассоциативных связей. В основе истинного научения лежит понимание, прозрение, по Вертгеймеру - инсайт. Как объяснял ученый, процесс научения состоит в переходе от состояния, когда что-то представляется совершенно бессмысленным, к ситуации, когда нечто ранее бессмысленное становится ясным, доступным пониманию. Если научение состоялось, то перенос его на другую ситуацию, к которой оно тоже применимо, не составляет никакого труда. Таким образом, чтобы проверить, действительно ли научение состоялось, необходимо убедиться, можно ли обобщить изученное и перенести его на другую ситуацию, к которой оно тоже применимо. Концепция решения задач также подробно рассматривалась Вертгеймером в его книге «Продуктивное мышление». По его мнению, чтобы решить задачу, требуется выработать соответствующее поле задачи. Это может быть переход от хаотичного восприятия предлагаемой информации к получению организованной концепции этой информации. Или, например, выработка поля задачи может заключаться в том, чтобы реорганизовать ошибочное представление об этой задаче в другое, более действенное. Важным элементом научения является процесс понимания, что та или иная стратегия «сработает» в данной ситуации. Этот феномен получил у М. Вертгеймера название этапа Хеффдинга, по имени датского философа и психолога Харальда Хеффдинга, который сформулировал этот феномен в конце XIX в. Он выдвинул предположение о том, что сходство, или подобие, является решающим фактором, определяющим узнавание. Осознание этого сходства делает возможным перенос. Работая в Нью-Йорке, Вертгеймер не прекращал заниматься более подробной разработкой теории гештальтов. Особое внимание он уделял проблеме анализа и синтеза, причем первому придавалось большее значение. По его мнению, анализ должен идти не снизу вверх, а сверху вниз, т.е. от целого к части, поскольку лишь изучение первичного целого может дать представление и определение его частей. Вертгеймер считал, что нужно начинать анализ с уровня целого, затем переходя к его элементам, а не пытаться подняться до уровня гештальта, начиная с его составных частей. В 1943 г. Макс Верт1еймер умер. Он не закончил своих исследований, но тем не менее остался в истории психологии как основатель гештальттеории, первоначально названной теорией Вертгеймера. Его последователи - Курт Левин, Курт Коффка и Вольфганг Келер - более подробно разрабатывали эту теорию в различных направлениях. Огромное значение для практической, прикладной психологии имели его разработки в области проверки истинности свидетельских показаний.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004