ВЕРБАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ это что такое ВЕРБАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ: определение — Психология.НЭС
ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ Вербальные функции

ВЕРБАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Найдено 1 определение:

ВЕРБАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

шаблонные фразы, часто используемые в рекламе, PR и СМИ утверждения, которые в силу своей высокой частотности хорошо известны, узнаются аудиторией, легко вспоминаются при получении новых информационных посланий.

В PR-материалах и в официальной общественно-политической пропаганде, которую ведут большинство российских СМИ, используется множество ВС: "правовое государство", "общечеловеческие ценности", "рыночная экономика", "права личности", "социальные трансферты", "в рамках закона", "права и свободы граждан", "гражданская позиция", "гражданское общество", "отечественный производитель", "цивилизованные страны", "высокий рейтинг", "открой свое дело" и т. п. Некоторые из подобных клише выступают в роли эвфемизмов, затемняющих реальный смысл высказываний. Напр., когда говорят о некой "структуризации экономики" имеют в виду банальную деструктуризацию, сокращение объемов экономической деятельности, работников, числа рабочих мест. Отдельные ВС такого рода могут указывать на политическую окраску, групповую принадлежность, напр., выражение "в этой стране". Чуть раньше в ходу были такие ВС, как "единственный гарант Конституции", "всенародно избранный", "молодые реформаторы", "шоковая терапия" и т. д.

Оппозиционные пресса и публичная политическая речь имеют свой набор ВС: "грабительская приватизация", "наша страна, Отечество" (в отличие от "в этой стране"), "духоподъемное событие", "все патриотические силы", "национальная идея", "национальные интересы", "всемирное значение", вплоть до неприличий - "дерьмократов" и "чубайсизации".

В не столь давние советские времена тиражировались такие идеологемы, как "прорабы перестройки", "дружба братских народов", "судьбоносные решения", "плюрализм мнений" и "социализм с человеческим лицом". Чуть раньше было: "партийное руководство", "партийные решения", "коммунистическая сознательность", "наша партия", "коммунистическое отношение к труду", "социалистическое соревнование" и "социалистический лагерь", "дорогой Леонид Ильич Брежнев" и "все прогрессивное человечество", "одобрять и поддерживать". Были эфмеистические высказывания, ВС вроде: "компетентные органы", "сигналы общественности", "отдельные недостатки", "моральная неустойчивость" и "бытовое разложение".

В практике коммерческой рекламы ВС называют "психологическими хлопушками". Это идиомы, идиоматические (устойчивые) выражения типа: "По ценам производителя. Погрузка и доставка бесплатно. Евро-стандарт. Цены ниже заводских. Высокое качество. Товары мирового класса. За счет фирмы. Оплата и склад в одном месте. Посредники оплачиваются. Звоните немедленно". Колдуны, маги, гадалки и ясновидцы, поднаторевшие в психотехнике общения с клиентами, употребляют такие "волшебные" ВС в своей рекламе, как "результат - 1 день" (в смысле, в тот же день) или "эффективность 120%", а некоторые добавляют еще - "безгрешно".

К лексическим шаблонам относятся и бытовые, нейтральные идиомы, устойчивые выражения вроде: "прост, как правда", "с энергией, достойной лучшего применения", "ничтоже сумняшеся", "по пальцам пересчитать". Можно отметить литературные: "Элементарно, Ватсон", "утром деньги - вечером стулья", "моська лает на слона". Есть даже "рекламные" (обычно долго не живут): "Съел, и порядок", "тепло и сухо" (у тинейджеров), "Ждем-с". Много оценочных ВС, идиом типа: "лыс, как колено", "глуп, как пробка (павиан)", "надут, как индюк", "глух, как тетерев", "силен, как носорог", "богат, как Ротшильд", "беден, как церковная крыса", "ядовит, как змея", "непробиваем, как стена" и т. д.

К ВС относятся все - народные пословицы и поговорки, расхожие цитаты "из классики": "у семи нянек - дитя без глаза", "вот тебе, бабушка, и Юрьев день", "семь раз отмерь - один раз отрежь", "с миру по нитке - умному на кафтан"; цитаты - "пришел, увидел, победил" (из Юлия Цезаря), "во многих знаниях есть многия печали" (Библия), "я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо" (слова древнеримского философа Теренция, приписанные позднее Карлу Марксу), "главное - начать" (М. Горбачев), "ахиллесова пята" (мифы Древней Греции), "троянский конь", "яблоко раздора" ("Илиада" Гомера). См. КЛИШЕ, ТРАФАРЕТНЫЙ, ШАБЛОН.

Оцените определение:

Источник: С. Гинзер. Международный гештальт-лексикон.

Найдено рефератов по теме ВЕРБАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическая концепция вербального отражения действительности

Медведев Д.А.
Статья посвящена проблеме построения психологической концепции вербального отражения действительности. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему, блоки которой формируются на разных стадиях онтогенеза, и приводит результаты констатирующего эксперимента по этапам развития картины мира, мировоззрения и субъективного мироздания.
Скачать PDF

Роль прототипов в процессах вербальной креативности

Абисалова Елизавета Алексеевна
Наиболее часто используемые модели креативности опираются на ассоциативные процессы, однако они не могут объяснить все экспериментальные данные, накопленные за последние несколько десятков лет. Мы провели эксперимент, в котором показали наличие прототипической структуры ответов испытуемых в тесте Гилфорда. Из материалов предыдущего исследования мы взяли бланки ответов испытуемых на тест необычных использований Гилфорда для одного предмета (кирпич), убрав упоминание этого предмета из ответов. Испытуемые оценивали по 5-балльной шкале типичность и адекватность полученного списка вариантов использования для пяти различных предметов. Результаты показали одинаковую структуру результатов для всех использованных понятий: больше всего времени испытуемые тратили на проставление среднего балла, тогда как крайние баллы, отражающие несомненную принадлежность к категории и, напротив, непринадлежность к категории, требовали меньше всего времени. У всех понятий была обнаружена сходная категориальная структура: набор «хороших примеров», входящих в ядро категории и периферия, куда вошли все остальные ответы. Таким образом, полученные результаты демонстрируют, что при работе с тестами креативности испытуемые используют не только одну заданную -категорию, но и ряд других.
Скачать PDF

К вопросу о социально-психологических предпосылках подверженности личности вербальному влиянию

Богатова Е. Б.
В данной статье приведен теоретический анализ проблемы изучения социально психологических предпосылок подверженности личности вербальному влиянию. Среди наиболее значимых условий высокой восприимчивости личности к информационному воздействию выделяют : интерес к теме, дефицит надежной информации, состояние тревоги, неопределенность, социальные установки, фрустрация потребности в безопасности, признании, престиже и др. Сегодня, когда личность все чаще сталкивается с натиском беспорядочной информационной лавины, возникает актуальная необходимость эмпирического изучения социально психологических факторов и механизмов формирования устойчивости к различным видам вербального влияния.
Скачать PDF

Эмоциональный, абстрактно-логический и вербальный интеллект в контексте проблемы социализации молоды

Шемякина Т.П., Богомаз С.А.
Достижение молодыми людьми высокой степени социализации в большей степени обусловлено уровнем развития их эмоционального интеллекта, чем абстрактно-логического и вербального.
Скачать PDF

Вербальное и невербальное выражение социотипических характеристик животных в мультфильмах (на матери

Тукаева Ирина Илдаровна
Данная статья посвящена особенностям вербального и невербального выражения социотипических характеристик животных в мультфильмах на примере мультфильма «Жил был пёс». Освещаются основные персонажи мультфильма, выявляются особенности их поведения и речевые характеристики.
Скачать PDF

Психофизиологические детерминанты вербальной креативности старшеклассников

Серпионова Е. И.
Скачать PDF

Особенности формирования зрительно-вербальных функций у детей с нарушениями речи

Вишнёва Е. А.
В статье представлено исследование зрительно-вербальных функций у детей с нарушениями речи. Установлены возрастные особенности опознания зрительных образов и зрительного внимания у данной категории детей. Обоснованы пути компенсации нарушений семантической интерпретации зрительных образов.
Скачать PDF

Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности

Мальцев В.П., Шибкова Д.З.
Рассматриваются особенности образной и вербальной креативности студентов естественного профиля обучения 1-3 курсов с учетом тендерной принадлежности. В результате анализа полученных результатов выявлены тендерные различия по показателю вербальной оригинальности. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий. Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление тендерных различий в образной и вербальной креативности студентов.
Скачать PDF

Сравнительный анализ проявлений вербальных и невербальных компонентов умственных способностей у юнош

Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович
В статье говорится, что для разработок образовательных программ и технологий, наиболее адекватных разным этапам роста и взросления человека, требуется всестороннее изучение всех природных детерминант интеллектуального развития. Нужно учитывать индивидуальные качества каждого учащегося, играющие, безусловно, различную роль и имеющие различную степень влияния на характер познавательной деятельности. Авторы рассматривают различия в проявлениях интеллекта дифференцировано, по половому признаку. Выясняется, в какой мере меняется соотношение вербальных и невербальных компонентов умственной деятельности у юношей и девушек в зависимости от их общего интеллектуального потенциала. В ходе исследования, которое проводилось в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и в котором приняли участие студенты первого курса, было установлено, что гендерных различий в уровне общего интеллекта нет. Однако у девушек отмечено преобладание вербальных умственных способностей. Кроме того, обнаружены следующие закономерности: у студентов мужского пола с высоким, средним и низким уровнем общего интеллекта отмечается примерно одинаковый коэффициент соотношения вербального и невербального интеллекта; среди студенток подобное равновесие отмечено лишь у обладательниц высокого интеллекта. Основной вывод статьи заключается в том, что, поскольку развитие вербальных и невербальных компонентов взаимообусловлено, необходим интегрированный подход к формированию мыслительных способностей учащихся. Учебный материал должен быть ориентирован на стимулирование всех умственных качеств, что позволит умственных способностей у юношей и девушек, различающихся уровнем интеллекта осуществить дифференциацию обучения и даст возможность максимально раскрыть индивидуальные задатки студентов.
Скачать PDF

Прогностические возможности пространственных и вербальных тестов в диагностике возникновения труднос

Коногорская Светлана Анатольевна
Представлены результаты исследования пространственного и вербального компонентов мышления первоклассников в их взаимосвязи с успешностью освоения школьных навыков. Наиболее чувствительными к различным трудностям обучения оказались тесты пространственного мышления. Вербальные тесты могут дать дополнительную информацию для построения прогноза о возникновении трудностей чтения.
Скачать PDF

Выраженность вербальной агрессии и отношение к преподавателю у лиц с различной успешностью овладения

Крет Марина Владимировна
Данная статья рассматривает агрессивность и ее влияние на успешность обучения взрослых иностранному языку. Как предполагалось, в соответствии с анализом литературы, исследование показало, что спонтанность агрессии, неумение переключать агрессию, ауто агрессия, использование ритуальных форм агрессии и ответная агрессия характерны для обучающихся с низкими показателями обучения. Для этой группы обучающихся также характерно негативное отношение к преподавателю.
Скачать PDF

Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира

Медведев Дмитрий Алексеевич
Статья посвящена анализу особенностей онтогенеза вербального отражения действительности на этапе картины мира. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему и приводит результаты констатирующего эксперимента, передающие особенности развития данного психического образования на этапе картины мира.
Скачать PDF