ВЕРБАЛЬНОЙ ПЕТЛИ, ГИПОТЕЗА Вербальные и невербальные средства общения

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Найдено 2 определения термина ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Основой подобной классификации методов групповой психотерапии является преобладающий тип коммуникации и характер получаемого материала. Вербальные методы базируются на вербальной коммуникации и направлены преимущественно на анализ вербального материала. Невербальные методы опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции.

К вербальным методам групповой психотерапии обычно относят групповую дискуссию и психодраму, к невербальным - психогимнастику, проективный рисунок, музыкотерапию, хореотерапию и др.

Формально разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные является оправданным, однако практически любое взаимодействие в группе включает как вербальный, так и невербальный компоненты. Учет и анализ невербального поведения и взаимодействия в процессе использования вербальных методов (например, групповой дискуссии) позволяет более полно и адекватно раскрыть содержание той или иной вербальной коммуникации. Тенденция к использованию различных невербальных приемов в ходе групповой дискуссии, существенно обогащающая методический арсенал психотерапевта, расширяет содержание и улучшает качество обратной связи за счет включения невербального материала. Все это в определенной степени выводит групповую дискуссию из жестких рамок исключительно вербального, разговорного метода. Вместе с тем использование невербальных приемов не исключает необходимости вербального взаимодействия, в частности обмена мнениями о происходящем, вербализации невербальной коммуникации, эмоциональных состояний. В связи с развитием психотерапевтических направлений, основывающихся прежде всего на непосредственных эмоциональных переживаниях, наметилось частичное отождествление термина "вербальный" с терминами "рациональный", "познавательный", "когнитивный" и противопоставление трех последних понятиям "невербальный", "эмоциональный", "опытный" (в смысле опыта непосредственного переживания). Разграничение методов групповой психотерапии носит в значительной степени условный характер и целесообразно лишь с точки зрения преобладающего типа исходной коммуникации. Не существует данных, позволяющих утверждать, что вербальные методы способствуют лишь интеллектуальному осознанию, т. е. выполняют когнитивную функцию, а невербальные - эмоциональному переживанию. Каждый психотерапевтический метод в рамках групповой психотерапии, вне зависимости от того, вербальный он или невербальный, может затрагивать и когнитивную, и эмоциональную, и поведенческую сферы пациента.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Вербальные и невербальные методы групповой психотерапии

деление методов с учетом преобладающего вида коммуникации. Вербальные методы (групповая дискуссия, психодрама, др.) базируются на вербальной коммуникации и направлены преимущественно на анализ вербального материала. Невербальные методы (психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия, др.) опираются на невербальную активность, невербальную коммуникацию и концентрируются на анализе невербальной продукции. В связи с развитием психотерапевтических направлений, основывающихся прежде всего на непосредственных эмоциональных переживаниях, наметилось частичное отождествление термина "вербальный" с терминами "рациональный", "познавательный", "когнитивный" и противопоставление трех последних понятиям "невербальный", "эмоциональный", "опытный" (в смысле опыта непосредственного переживания). Подобное разграничение В. и н. м. г. п. носит в значительной степени условный характер и целесообразно лишь с точки зрения преобладающего типа коммуникации. Каждый психотерапевтический метод в рамках групповой психотерапии, вне зависимости от того, вербальный он или невербальный, может затрагивать и когнитивную, и эмоциональную, и поведенческую сферы пациента.

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено научных статей по теме — 12

Использование метода групповой работы в психотерапии женщин с ролевым конфликтом

Римская Татьяна Григорьевна, Мироненко Татьяна Ивановна
В данной статье рассматриваются психологические особенности протекания ролевого конфликта современных работающих женщин-педагогов разного возраста, и представлена авторская психотерапевтическая программа «Шаги к счастливой жизни», как метод коррекции поведения женщин, переживающих конфликт ролей.
Скачать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психотерапевты и психологи. Анализируется существующая проблема оценки группового процесса. Рассматривается построение модели группового процесса и разработка психосемантических методов его исследования.
Скачать PDF

Особенности применения аналитических методов мини-групповой работы в интенсивном бизнес-обучении

Жадько Наталья Викторовна
Рассматриваются содержание и принципы выбора «аналитических» методов организации групповой работы в тренинге. Особое внимание в статье уделяется условиям применения таких «аналитических» методов организации минигрупповой работы для задач формирования прикладных навыков, как проблемно-ориентированные, проектно-ориентированные методы, тренинг-семинар, «кейс стади» и др.
Скачать PDF

Вербальное и невербальное выражение социотипических характеристик животных в мультфильмах (на матери

Тукаева Ирина Илдаровна
Данная статья посвящена особенностям вербального и невербального выражения социотипических характеристик животных в мультфильмах на примере мультфильма «Жил был пёс». Освещаются основные персонажи мультфильма, выявляются особенности их поведения и речевые характеристики.
Скачать PDF

Сравнительный анализ проявлений вербальных и невербальных компонентов умственных способностей у юнош

Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович
В статье говорится, что для разработок образовательных программ и технологий, наиболее адекватных разным этапам роста и взросления человека, требуется всестороннее изучение всех природных детерминант интеллектуального развития. Нужно учитывать индивидуальные качества каждого учащегося, играющие, безусловно, различную роль и имеющие различную степень влияния на характер познавательной деятельности. Авторы рассматривают различия в проявлениях интеллекта дифференцировано, по половому признаку. Выясняется, в какой мере меняется соотношение вербальных и невербальных компонентов умственной деятельности у юношей и девушек в зависимости от их общего интеллектуального потенциала. В ходе исследования, которое проводилось в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии и в котором приняли участие студенты первого курса, было установлено, что гендерных различий в уровне общего интеллекта нет. Однако у девушек отмечено преобладание вербальных умственных способностей. Кроме того, обнаружены следующие закономерности: у студентов мужского пола с высоким, средним и низким уровнем общего интеллекта отмечается примерно одинаковый коэффициент соотношения вербального и невербального интеллекта; среди студенток подобное равновесие отмечено лишь у обладательниц высокого интеллекта. Основной вывод статьи заключается в том, что, поскольку развитие вербальных и невербальных компонентов взаимообусловлено, необходим интегрированный подход к формированию мыслительных способностей учащихся. Учебный материал должен быть ориентирован на стимулирование всех умственных качеств, что позволит умственных способностей у юношей и девушек, различающихся уровнем интеллекта осуществить дифференциацию обучения и даст возможность максимально раскрыть индивидуальные задатки студентов.
Скачать PDF

Применение вербального и невербального семантического дифференциала в исследовании этнической иденти

Бублик Мария Михайловна
Раскрыты основные преимущества применения методов психосемантики в изучении этнической идентичности. Произведено качественное и количественное сравнение семантических пространств этнической идентичности молодежи, построенных на материале вербального и невербального семантического дифференциала.There are revealed the main advantages of the method of psychosemantics in the research of ethnic identity. There is given the qualitative and quantitative comparison of the semantic spaces of the ethnic identity of the youth made on the basis of t he material of the verbal and non-verbal semantic differential.
Скачать PDF

Невербальная методика «Комплексная фигура» Рея - Остерриета и ее психодиагностическое значение для к

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна
Представлен краткий обзор литературы по методике «Комплексная фигура» Рея Остерриета, широко известной за рубежом как валидный инструмент психодиагностики различных видов нейрокогнитивного дефицита, его качественной и психометрической оценки как у взрослых, так и у детей, в целях дифференциального диагноза, функционального прогноза, мониторинга динамики и коррекции когнитивных дисфункций в процессе лечения и реабилитации.
Скачать PDF

Специфика межличностных коммуникаций (вербальных и невербальных) в дорожно-транспортной сфере

Резник Татьяна Федоровна, Шарапов Вячеслав Викторович
В статье рассматриваются особенности формирования тезауруса для рационального коммуницирования акторов дорожного движения.
Скачать PDF

Методологические и методические проблемы исследования актуализации многоуровневого группового субъек

Мирошниченко Ольга Александровна
В статье рассматриваются методологические и методические аспекты исследования группы как многоуровневого субъекта. Выделены актуальные проблемы экспериментального изучения малых групп. Обозначены основные параметры эмпирического исследования многоуровневого группового субъекта в различных социальных условиях, этапы и методы изучения
Скачать PDF

Невербальные и вербальные приемы изучения личности осужденного

Л.Н. Землин
Скачать PDF

Программа антиципационного тренинга как метода групповой работы

Сиразиев Марсель Рустемович
В статье представлена программа аннтиципационного тренинга как метода групповой работы в котором представлены упражнения, на развитие прогностических способностей подростка, умения правильно выстраивать диалог при возникновения конфликтных предпоссылок, а так же вовремя увидеть возникновение конфликта и предпринять попытки для его нейтрализации. Разработанная программа антиципационного тренинга может быть применена в рамках специального курса в образовательных учреждениях, а так же при частном консультировании. Метод групповой работы является более действенным, позволяя охватить большее количество испытуемых и создать в искусственной среде социально-психологическую ситуацию, равноценную реальной конфликтной ситуации, где подростка на практике будут обучать антиципирующему совладанию при возникновении конфликтных ситуаций Тренинг содержит 11 упражнений общей продолжительностью в 2 часа. Представленные программа содержит, вводные, разминочные и основные упражнения. Тренинг направлен на: 1. Развитие уровня антиципационной состоятельности; 2. Повышение способности к прогнозированию событий; 3. Развитие многовариантного типа мышления; 4. Умение видеть предпосылки межличностного конфликта. Актуальность программы антиципационного тренинга заключается в первую очередь в том, что впервые в научной среде рассматривается вопрос группового обучения подростков антиципационным (прогностическим) способностям для минимизации конфликтности и конфликтных предпосылок в процессе межличностного общения.
Скачать PDF

Исследования эффективности метода «Психокоррекция творческим самовыражением» в групповой психокоррек

Грушко Наталья Викторовна
Представлен опыт исследования эффективности психокоррекционного варианта метода «Терапия творческим самовыражением» в групповой работе. Описаны примеры применения метода в групповой психокоррекции с использованием конкретных методик творческого самовыражения.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: