ВЕРБАЛЬНАЯ ШКАЛА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ВЕРБАЛЬНАЯ ШКАЛА
Термин, часто используемый синонимично с вербальным тестом. Однако название шкала некоторыми предназначается для компонента большего теста.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ВЕРБАЛЬНАЯ ШКАЛА
словосочетание, иногда используемое вместо понятия «вербальный тест» для обозначения субтестов, имеющихся в сложных тестах интеллекта и связанных с решением задач, касающихся умственных действий со словами и понятиями. См. тесты интеллекта.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Шкала вербальная
форма фиксации данных в измерительной шкале, опирающаяся на набор суждений о наличии или степени выраженности изучаемого признака. Такие суждения могут быть представлены в виде полярных определений, напр.: сильно-слабо; хорошо - плохо; удовлетворительный - неудовлетворительный.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ШКАЛА ВЕРБАЛЬНАЯ
форма фиксации данных в шкале измерительной, опирающаяся на набор суждений о наличии или степени выраженности изучаемого признака. Такие суждения могут быть представлены в виде полярных определений (свернутая Ш. в.), напр.: лабильность
— ригидность; активность — пассивность; общительность — замкнутость (см. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ). Развернутая Ш. в. включает определения степени выраженности признаков, напр.: результат операции — отличный (хороший), удовлетворительный
(слабоудовлетворительный), неудовлетворительный. Другим примером может послужить шкалирование ответа на вопрос опросника:
Обведите кружком номер ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.
Многие готовы совершить неприглядный поступок, если уверены, что их не ожидает ответственность.
 
Целиком совпадает с моим мнением.
В общем согласен с этим суждением.
Не знаю.
Вряд ли с этим можно согласиться.
Совершенно не согласен.
Ш. в. могут быть монополярными и биполярными (см. ШКАЛЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ).
Критерии Ш. в. не всегда однозначно интерпретируются испытуемыми, принадлежащими даже к группам, сходным по возрастным, половым, социокультурным и другим признакам. Такая неопределенность понимания и истолкования затрудняет применение Ш. в. в
качестве точного психометрического инструмента. Результаты Ш. в. неустойчивы во времени, поэтому в чистом виде такие шкалы применяются редко. Психологические закономерности, возникающие у испытуемого при использовании Ш. в., типичны с появляющимися
при ответе на вопросы опросника личностного. Недостатки Ш. в. могут быть уменьшены за счет использования определенных приемов оптимального построения пунктов шкалы, а именно:
Необходимость согласования суждений с особенностями объекта. Напр., оценивая память, лучше пользоваться понятиями «хорошая — плохая» или «высокий уровень развития — низкий уровень развития», чем «сильная —слабая», «высокая развитость — низкая
развитость».
Четкость вербальных обозначений шкал (полюсов и промежуточных градаций); как можно меньше неточности, расплывчатости, двусмысленности в суждениях и понятиях. Напр.: «сильный— слабый» лучше, чем «очень сильный — очень слабый» или «значительный,
незначительный».
Вербальные обозначения не должны пересекаться, чтобы в одном понятии не содержалась часть другого.
Вербальные обозначения не должны содержать оценок, напр.: «очень известный — мало известный».
Вербальные обозначения должны четко указывать на один признак, а не на ряд свойств объекта. Напр., неудачной является шкала с полюсами: «желание учиться — нежелание учиться». Лучше разбить ее на несколько однозначных шкал: «интерес к учебе, трудолюбие
в освоении предметов, успешность учебы».
Для Ш. в. желательна небольшая длина (от двух до девяти градаций-суждений).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.