ВЕНГЕР Леонид Абрамович
Соч.:Восприятие и обучение. М., 1969; Генезис сенсорных способностей. М., 1976; Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию школьников (в соавт.). М., 1978; Домашняя школа (совместно с А.Л. Венгером). М., 1994. См. эталон сенсорный.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
(1925— 1992) — российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников. Д-р психологических наук (1968), профессор (1973). Демобилизовавшись из армии после ВОВ, окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1951) и был направлен по распределению в г. Ленина-бад Таджикской ССР. Работал преподавателем Учительского института, с 1957 г. — зав. кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. В 1960 г. переехал в Москву и до конца жизни работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста (с 1968). Научную и научно-практическую работу совмещал с преподаванием в Московском государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина (с 1972). Еще в студенческие годы В. начал исследование развития восприятия под руководством А.В. Запорожца. В 1955 г. защитил канд. дис. на тему: Восприятие отношений (на материале иллюзий тяжести и величины), позднее обобщил результаты своих исследований в докт. дис: Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. В 1967 г. выходит книга Восприятие и действие (в соавт. с А.В. Запорожцем, В.П. Зин-ченко и А.Г. Рузской), а в 1969— монография Восприятие и обучение. В ней представлены результаты многолетних исследований, посвященных развитию перцептивных действий ребенка с первых месяцев жизни и до конца дошкольного возраста. Работая в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского, В. экспериментально обосновал гипотезу А. В. Запорожца о культурно выработанных сенсорных эталонах, опосредствующих человеческое восприятие. Были выделены и изучены ранние формы пред-эталонов (двигательных, а позднее — предметных), специфичные для младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Совместно с сотрудниками В. разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий, складывающихся на протяжении дошкольного возраста (Диагностика умственного развития дошкольников , 1978). В настоящее время эта система широко используется не только в России, но и в других странах мира. Важным вкладом В. в детскую психологию стала теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных), положенная в основу разработанной под его руководством системы умственного воспитания дошкольников. Основным методом формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей, т.е. в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме специфичных для дошкольного возраста моделирующих видов деятельности: игры, рисования, конструирования и т.п. Полевой эксперимент, проведенный в большом количестве детских садов, подтвердил правильность выдвинутых предположений. Концепция В. представлена в монографиях Генезис сенсорных способностей (1976) и Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания (1986). Им выпущена также серия книг для родителей Домашняя школа мышления (1982— 1985), позволяющая развивать способности детей в условиях семейного воспитания. Ряд книг В. переведен на нем., англ., исп. и япон. языки. В настоящее время его ученики в основанном ими Детском центре им. Л.А. Венгера (при Институте дошкольного образования РАО) продолжают на основе его концепции разрабатывать программы дошкольного воспитания (Развитие, 1994; Одаренный ребенок , 1995), использующиеся в детских садах многих городов России. А.Л. Венгер
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005