ВЕНГЕР Леонид Абрамович

Предыдущий термин:
ВЕНА ЯРЕМНАЯ

Следующий термин:
Вендеровича проба

Содержание:

Найдено 1 определение:

ВЕНГЕР Леонид Абрамович

(1925— 1992) — российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников. Д-р психологических наук (1968), профессор (1973). Демобилизовавшись из армии после ВОВ, окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1951) и был направлен по распределению в г. Ленина-бад Таджикской ССР. Работал преподавателем Учительского института, с 1957 г. — зав. кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. В 1960 г. переехал в Москву и до конца жизни работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста (с 1968). Научную и научно-практическую работу совмещал с преподаванием в Московском государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина (с 1972). Еще в студенческие годы В. начал исследование развития восприятия под руководством А.В. Запорожца. В 1955 г. защитил канд. дис. на тему: Восприятие отношений (на материале иллюзий тяжести и величины), позднее обобщил результаты своих исследований в докт. дис: Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. В 1967 г. выходит книга Восприятие и действие (в соавт. с А.В. Запорожцем, В.П. Зин-ченко и А.Г. Рузской), а в 1969— монография Восприятие и обучение. В ней представлены результаты многолетних исследований, посвященных развитию перцептивных действий ребенка с первых месяцев жизни и до конца дошкольного возраста. Работая в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского, В. экспериментально обосновал гипотезу А. В. Запорожца о культурно выработанных сенсорных эталонах, опосредствующих человеческое восприятие. Были выделены и изучены ранние формы пред-эталонов (двигательных, а позднее — предметных), специфичные для младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Совместно с сотрудниками В. разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий, складывающихся на протяжении дошкольного возраста (Диагностика умственного развития дошкольников , 1978). В настоящее время эта система широко используется не только в России, но и в других странах мира. Важным вкладом В. в детскую психологию стала теория формирования познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных), положенная в основу разработанной под его руководством системы умственного воспитания дошкольников. Основным методом формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей, т.е. в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме специфичных для дошкольного возраста моделирующих видов деятельности: игры, рисования, конструирования и т.п. Полевой эксперимент, проведенный в большом количестве детских садов, подтвердил правильность выдвинутых предположений. Концепция В. представлена в монографиях Генезис сенсорных способностей (1976) и Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания (1986). Им выпущена также серия книг для родителей Домашняя школа мышления (1982— 1985), позволяющая развивать способности детей в условиях семейного воспитания. Ряд книг В. переведен на нем., англ., исп. и япон. языки. В настоящее время его ученики в основанном ими Детском центре им. Л.А. Венгера (при Институте дошкольного образования РАО) продолжают на основе его концепции разрабатывать программы дошкольного воспитания (Развитие, 1994; Одаренный ребенок , 1995), использующиеся в детских садах многих городов России. А.Л. Венгер

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF

Памяти Игоря Леонидовича Братчикова

Ампилова Н. Б., Графеева Н. Г., Демьянович Ю. К., Колесов А. К., Косовский Н. К., Костин В. А., Леонов Г. А., Ловягин Н. Ю., Ловягин Ю. Н., Лодкин А. А., Мартыненко Б. К., Новиков Б. А., Новикова Н. А., Петросян Л. А., Романовский И. В., Соловьев И. П., Тузова И. М., Чирков М. К.
Читать PDF

Памяти Игоря Леонидовича Братчикова

Ампилова Н. Б., Графеева Н. Г., Демьянович Ю. К., Колесов А. К., Косовский Н. К., Костин В. А., Леонов Г. А., Ловягин Н. Ю., Ловягин Ю. Н., Лодкин А. А., Мартыненко Б. К., Новиков Б. А., Новикова Н. А., Петросян Л. А., Романовский И. В., Соловьев И. П., Тузова И. М., Чирков М. К.
Читать PDF

К юбилею Ольги Леонидовны арямкиной

Читать PDF

Эдуарду Абрамовичу Аринштейну 80 лет

Читать PDF

Эдуарду Абрамовичу Аринштейну 80 лет

Читать PDF

К 60-летию со дня рождения и 40-летию научной деятельности профессора Ивана Абрамовича соболя

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!