ВЕКСЛЕРА ИНТЕЛЛЕКТА ИЗМЕРЕНИЯ ШКАЛЫ

Найдено 1 определение
ВЕКСЛЕРА ИНТЕЛЛЕКТА ИЗМЕРЕНИЯ ШКАЛЫ
группа наиболее известных и широко используемых тестов интеллекта. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Разработаны Д. Векслером. Первой была предложена в 1939 г. Векслер — Белль-вью
шкала (Wechsier — Bellevue Scale, от названия клиники, в которой она была разработана). Шкала стандартизирована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет.
Наибольшую известность получил модифицированный вариант этой шкалы, опубликованный в 1955 г. под названием Векслера интеллекта взрослых шкала (Wechsier Adult Intelligence Scale, WAIS), последняя редакция, или WAIS-R, опубликована в 1981 г. WAIS
предназначена для обследования лиц в возрасте от 16 до 64 лет. Состоит из 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную (действия) шкалы:
Шкала вербальная
1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка — I балл за правильное решение каждого вопроса. Примеры:
Из чего делают резину?
Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?
— Что такое гносеология?
2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, пониманию общественных норм. От испытуемого требуется дать ответ о возможном решении описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости
от точности ответа: 0, 1, 2 баллов.
Примеры:
Что нужно сделать, если Вы нашли на улице запечатанный конверт с написанным на нем адресом и непогашенной маркой?
Что означает выражение «Куй железо, пока горячо»?
Почему человек, родившийся глухим, не может говорить?
3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования
числовым материалом.
От испытуемого требуется устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного, на решение времени. Примеры:
Если человек купил 7 марок по 2 копейки каждая и дал полтинник, сколько он должен получить сдачи?
Цена двух банок с консервированными яблоками 31 копейка. Сколько стоит 12 банок?
Восемь человек могут закончить работу за 6 дней. Сколько человек потребуется, чтобы закончить работу за полдня?
4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. От испытуемого требуется установление и характеристика общности между парой
понятии. Оценка варьирует
от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения:
конкретного, функционального, концептуального. Напр., при установлении общего между
парой понятий «платье — пальто» могут быть даны ответы:
сделаны из одинакового материала, имеют пуговицы (0 баллов);
их носят, они дают тепло (1 балл);
верхняя одежда (2 балла).
В субтесте предлагается 13 пар понятий.
Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения цифр в прямом и обратном порядке. Задания аналогичны соответствующему субтесту шкалы памяти (см. ВЕКСЛЕРА
ПАМЯТИ ШКАЛА).
Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 — весьма распространенные, повседневного употребления; вторые
20 — средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов. Примеры:
 

Шкала невербальная.
7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задание состоит в написании под каждой цифрой в клеточке соответствующего ей символа (рис. 10). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно
зашифрованных цифр

8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали.
Предъявляется 21 изображение, в каждом из которых требуется отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие (рис 11). Правильный ответ (лимит времени не более 20 с) оценивается одним баллом.

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагается последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков (рис. 12). Время
ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом,
в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решений.
11. Субтест составления фигур. Направленность субтеста аналогична субтесту 9.
Испытуемому предлагаются в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитываются время и правильность решения.
В 1949 г. была предложена Векслера интеллекта шкала для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC; последняя редакция, или WISC-R, опубликована в 1974 г.), предназначенная для обследования детей в возрасте от 5 до 15 лет 11 месяцев
(для WISC-R стандартизация осуществлялась в возрастном диапазоне от 6,5 до 16,5 лет).
В отличие от шкалы WA1S в тесте WISC-R имеется 12-й субтест, альтернативный субтесту шифровки цифр. Этот субтест включает девять лабиринтов (рис. 13), время «выхода» из которых лимитировано. Задания вербальных и практических субтестов предъявляются
в детском варианте шкалы в чередующемся порядке. Субтест «лабиринты», проведение которого требует больше времени, по усмотрению экспериментатора может быть заменен на «шифровку». Любая другая замена, в том числе замена «лабиринтов» на какой-либо
другой субтест, так же как и замена «запоминанием цифр» (второй альтернативный субтест, используемый только в W/SC-R) любого из вербальных субтестов, производится только в случае, если один из основных субтестов приходится пропускать из-за
непредвиденных препятствий. Дополнительные субтесты батареи WISC-R («запоминание цифр» и «лабиринты») могут быть проведены вместе с основной группой заданий, но в этом случае их показатели не учитываются при определении значения IQ.

В 1963 г. была опубликована Векслера интеллекта шкала для дошкольников и младших школьников (Wechsler Preschool and Primary Scale oi Intelligence, WPPSI), предназначенная для детей в возрасте от А до 6,5 лет.
Она включает 11 субтестев, из которых 10 засчитываются при определении IQ. Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты заданий WISC, остальные три разработаны специально для данной шкалы. Субтесты также сгруппированы
в вербальную шкалу и шкалу действия; предъявление субтестов той и другой группы чередуется. Состав субтестов шкалы WPPSI следующий:
 
 

 
«Предложения» — тест на запоминание, заменивший субтест повторения цифровых рядов из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментатором повторять произносимое предложение. Этот субтест можно использовать вместо любого субтеста из вербальной
шкалы или предъявить как дополнительный для получения более точной диагностической информации. Субтест «дом животного» сходен с субтестами шифровки цифр. В этой группе заданий ребенку предъявляется карта с изображением собаки, цыпленка, рыбы
и кошки. В верхней части карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расставить домики по соответствующим изображениям животных. Оценка зависит от времени выполнения
и количества ошибок. В тесте «геометрические схемы» требуется с помощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей.
Для рассмотренных трех вариантов В. и. и. щ. существуют сокращенные формы, включающие 4- 6 субтестов, коэффициенты корреляции которых с основными вариантами составляют 0,8— 0,9. Среди таких можно указать на Краткий Век-слера интеллекта тест (Reduzierter
Wechsler Intelligenztest, WIP)-сокращенный вариант гамбургской редакции основного теста, состоящий из четырех субтестов. Разработаны нормы для пациентов психиатрических клиник (в возрасте от 15 до 60 лет) и здоровых (от 10 до 79 лет). Тест
стандартизирован на материале обследования 947 больных и 124 здоровых испытуемых. Показатели корреляции с основной формой теста (HAWIK) составляют по отдельным субтестам от 0,89 до 0,97. Коэффициенты надежности (по методу Кьюдера — Ричардсона),
определенные на основании данных обследования 305 больных и 197 здоровых лиц, варьируют от 0,53 до 0,89. Показатели консистенции заданий теста для психиатрических пациентов оказываются существенно выше, чем для здоровых. Имеются сведения о
конвергентной и дискриминантной валидности (см. ВАЛИДНОСТЬ КОНСТРУКТНАЯ). Так, показатели корреляции WIP с Амтхауэра интеллекта структуры тестом достигают 0,83; Векслера памяти шкалой — 0,38 (от 0,23 до 0,46 по отдельным субтестам), Бентона
визуальной ретенции тестом—0,35 (0,22—0,60). Имеется англоязычный вариант WIP (Мак-Ньюмар, 1950).
Эти формы находят использование лишь в исследованиях, направленных на приблизительный отбор испытуемых (см. ОТСЕИВАНИЕ).
Одним из важных достоинств В. и. и. ш. является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемым заданий субтестов. При пользовании сокращенной программой обследования качественные наблюдения невозможны.
Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования с помощью рассматриваемых шкал предусматривает подсчет оценок первичных по каждому из применявшихся вербальных и практических субтестов. Согласно таблицам перевода «сырых» показателей
в оценки шкальные, могут быть получены стандартные оценки результатов выполнения каждого отдельного субтеста. Эти данные могут быть представлены в виде профиля (рис. 14).

Оценки отдельных субтестов рассчитаны по шкале с характеристиками: М=10,=3. По суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) и табличным данным определяются
шкальные оценки IQ-вербального, IQ-невербального и общего IQ-показателя. Оценки по этим трем показателям выражены в единицах IQ-показателя стандартного (М = 100,— 15). Интерпретация
IQ-показателей по Векслеру проводится в соответствии со схемой, приведенной в табл. 1.

Количественная интерпретация результатов исследований с помощью В. и. и. ш. включает некоторые специальные приемы. Так, при анализе показателей WAIS может быть определен индекс возрастного снижения некоторых интеллектуальных функций. Опираясь
на экспериментальные данные, Д. Векслер разделяет субтесты на основные, результаты которых мало изменяются с возрастом испытуемых (словарный, осведомленность, составление фигур, обнаружение недостающих деталей), и те, которые чаще обнаруживают
с возрастом ухудшение результатов относительно возрастных стандартов (воспроизведение цифр, обнаружение сходств, шифровка, кубики Коса). Сравнением показателей в этих условно выделяемых группах субтестов определяется коэффициент детериорации,
или ущерба (DQ)

где ТНР — шкальные показатели по субтестам с практически неизмененными результатами; ТПР — показатели субтестов с переменными результатами.
Наибольший интерес представляют качественная интерпретация структуры уровня развития определенных функций интеллекта, а также оценка комплексных интеллектуально-личностных особенностей испытуемого.
При конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и неинтеллектуальные и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта. Характеристика функциональной направленности
отдельных групп заданий В. и. и. ш. и факторов, влияющих на результаты отдельных субтестов, приведены в табл. 2.

Разработка В. и. и. ш. опиралась на тщательную стандартизацию. Нормативная выборка для WAIS состояла из 1,7 тыс. испытуемых с равным количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте 16—64 лет были распределены по семи возрастным уровням. Предпринимались
специальные меры по обеспечению репрезентативности выборки. Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы путем тестирования выборки лиц пожилого возраста из 470 человек. Стандартизация шкальных показателей отдельных субтестов осуществлялась
на группе из 500 испытуемых (возраст от 20 до 34 лет), входивших в выборку стандартизации. Выборка стандартизации WISC-R состояла из 100 мальчиков и 100 девочек в каждом возрастном годовом интервале от 6,5 до 16,5 лет (общее количество испытуемых
2200). Аналогично процедуре стандартизации WAIS для обеспечения максимальной репрезентативности выборка была стратифицирована на основе данных переписи населения. Шкала WPPSI была стандартизирована на аналогичной выборке из 1,2 тыс. детей
(по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой полугодовой возрастной группе в диапазоне от 4 до 6,5 лет).
В ходе широкого и продолжительного применения В. и. и. ш. в психодиагностике накоплено немало сведений о надежности и валидности этих методик. Показатели надежности вербальных и практических шкал, а также теста в целом приведены в табл. 3.

Коэффициенты валидности текущей WAIS (по связи с критериями академической успеваемости и оценками профессиональной деятельности) составили 0,3 для невербальных субтестов и 0,4-0,5 для вербальных. Для WISC показатели валидности критериальной по
связи с результатами тестов достижений и учебными критериями интеллекта находятся в пределах 0,5— 0,6. При этом показатели вербальной шкалы более тесно коррелируют с критерием, чем показатели невербальной шкалы.
В. и. и. ш. отличаются высокой корреляцией с результатами других достаточно известных тестов интеллекта. Коэффициент корреляции с показателями Станфорд — Бине умственного развития шкалы для WAIS составляет около 0,8. Характерна более тесная связь
с результатами вербальной шкалы, чем с невербальным IQ-показателем. Так, для шкалы WISC коэффициент корреляции с данными Станфорд — Бине теста составляет 0,76 по вербальной шкале и 0,56 — по невербальной. Коэффициенты корреляции показателей
IQ WPPSI и теста Станфорд — Бине равны 0,82,0,81 и 0,67 для полной, вербальной и невербальной шкал соответственно.
Данные о валидности конструктной существенно дополняются факторным анализом результатов теста. Согласно его результатам, В. и. и. ш. насыщены фактором общего интеллекта (фактор g), определяющим около 50 % суммарной дисперсии батареи. Кроме того,
выявлены три групповых фактора: фактор вербального понимания (субтесты «словарный», «осведомленности», «понимание», «нахождение сходства»); фактор перцептивной организации (субтесты «Кубики Коса», «составление фигур»), выраженный сочетанием
факторов скорости восприятия и пространственных представлений; фактор памяти («арифметика», «запоминание цифровых рядов»).
Для правильной интерпретации количественных показателей, особенно в случае сравнительных психодиагностических исследований, имеют значение сведения об ошибке измерения, отражающей точность индивидуального результата (табл. 4).

В отечественных исследованиях В. и. и. ш. нашли достаточно широкое распространение. WAIS, впервые адаптированная в Ленинградском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева, успешно использовалась в комплексном
лонгитюдном изучении развития интеллекта (Б. Г. Ананьев, 1969 и др.). Тест применялся в дифференциальной диагностике умственной отсталости и задержки психического развития детей (А. Ю. Панасюк, 1976), а также судебно-психологической экспертизе
подростков (Л. А. Калинина, 1980). С помощью WAIS были получены данные, углубляющие представления об особенностях интеллекта при некоторых психических заболеваниях (И. Н. Гильяшева, 1983 и др.). WISC была адаптирована и стандартизирована на
отечественной выборке (А. Ю. Панасюк, 1973).
Сведений об использовании в СССР варианта WPPSI не имеется.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.