ВЕДУЩИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ

Найдено 1 определение
ВЕДУЩИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ
(от греч. mechane - машина - приводящий в движение) - это то, что определяет и направляет изменение психики, способствует возникновению новых качеств и является движителем процесса самоорганизации. Благодаря в.м.р. происходит саморазвертывание индивидуальных задатков и переход от одной стадии психического развития к другой. Исследования 20-30-х гг. ХХ в. были ориентированы на поиск механизма психического развития. В первых теориях присутствовала идея о саморазвитии, то есть об имманентном, присущем самой психике, характере развития (М.Я. Басов). Однако дальнейшие экспериментальные исследования показали, что без определенных условий и без действия конкретных механизмов, развитие сводится к биологическому росту без качественных психологических трансформаций. Одним из первых о существовании специального механизма развития заговорил С. Холл. В дальнейшем были определены следующие механизмы психического развития: интериоризация (Л.С. Выготский), идентификация (З. Фрейд), обособление (Л.С. Выготский) (или отчуждение по А. Маслоу), компенсация (А. Адлер), «сдвиг мотива на цель» (А.Н. Леонтьев), генерализация (С.Л. Рубинштейн). В работе механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компонент (эмоциональное заражение, опосредование и т.д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл. При их помощи среда и наследственность влияют на психику. Роль механизмов в психическом становлении разных людей не одинакова, она меняется даже в течение жизни конкретного человека. В ранние годы жизни на первый план выходят такие механизмы как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), а также идентификация с окружающими. В зрелом и, особенно, в пожилом возрасте эти механизмы уже не имеют прежнего значения. Уменьшение значения идентификации связана с тем, что группа общения (друзья, семья) уже создана, и почти не пересматривается. В пожилом возрасте существенно затруднена и социальная идентификация, то есть выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому сложна адаптация к новой среде (социальной, культурной, даже экологической) в этом возрасте. Значение механизма обособления, напротив, с возрастом увеличивается. Как правило, максимального развития он достигает в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личностной цельности и уникальности, стремлением отгородить свой внутренний мир от чужого вмешательства. В пожилом возрасте активность отчуждения снижается, но в некоторых случаях, как правило, связанных с нарушением социальной идентичности и возникновением агрессии или ухода от новой социальной среды, его роль может не только не уменьшиться, но и увеличиться, и охватывать как внутренний, так и внешний план деятельности. Возрастает в процессе онтогенеза и значение механизма компенсации. У детей низкий уровень рефлексии, адекватной оценки своей индивидуальности препятствует сознательной компенсации своих недостатков и слабостей. Бессознательной же компенсации часто препятствует навязанный взрослыми стиль деятельности. Поэтому полноценное функционирование этого механизма в первые годы жизни ребенка связано прежде всего с правильным отношением со стороны взрослого и его пониманием индивидуальности ребенка. Начиная с подросткового возраста, когда происходит осознание своих личностных качеств и способностей, возрастают возможности компенсации своих индивидуальных слабостей. В зрелости этот механизм во многом обеспечивает успешную самореализацию человека и его личностный и творческий рост. В пожилом возрасте роль компенсации возрастает, однако его деятельность смещается на компенсацию своих потерь - сил, здоровья, статуса, группы поддержки. Поэтому развитие этого механизма у людей пожилого возраста способствует нормальному старению. Современные концепции развития личности дополняют представления о механизмах. Напр., в концепции В.И. Слободчикова в качестве механизмов развития субъектности в пределах индивидуальной жизни выступают следующие: 1) «подражание» как проигрывание и репрезентация в актах «действенного символизма» (мимика, пантомимика) и взаимного обращения друг к другу; 2) «рефлексия» как разрыв, раздвоение и выход за пределы любого непосредственного процесса.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.