Ведущей деятельности концепция

Найдено 1 определение:

Ведущей деятельности концепция

совокупность представлений о закономерностях развития психики ребенка, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. отечественными психологами. Понятие В. д. используется ими в качестве основной характеристики того или иного возрастного периода. Согласно этой концепции, признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение типа В. д., ведущего отношения ребенка к действительности. В. д. — это не просто наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Она характеризуется следующими признаками: а) это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности (так, например, обучение, в точном смысле этого слова, впервые возникает уже в игре: ребенок начинает учиться, играя); б) это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (так, в игре у дошкольников формируются процессы активного воображения, в учении у школьников — процессы отвлеченного мышления); в) это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка (так, дошкольник в игре овладевает произвольностью). Таким образом, В. д. — это та деятельность ребенка, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Понятие В. д. было использовано Д. Б. Элькониным для построения периодизации психического развития, основанной на поочередной смене В. д., в одном возрастном периоде обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — операционально-технической сферы. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него В. д.: младенческому возрасту — ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение со взрослым; раннему детству —предметно-манипулятивная деятельность; дошкольному возрасту — сюжетно-ролевая игра; младшему школьному возрасту — учебная деятельность; подростковому возрасту — интимно-личное общение со сверстниками; ранней юности — учебно-профессиональная деятельность. В. д. не является единственной для той или иной ступени развития и лишь составляет как бы доминирующее ядро целой системы активностей, от которого зависят формирование и особенности протекания последних в данном возрасте. В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой В. д. не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Критическое рассмотрение концепции В. д. подвергает сомнению тезис о жестком закреплении какой-либо одной В. д., априорно выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня и состава (рабочая молодежь, учащиеся, «неформалы», несовершеннолетние правонарушители и др.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя межличностные отношения. А.В. Петровский видит в концепции В. д. «миф» возрастной психологии. Он подчеркивает, что в этой концепции не различаются педагогический и психологический подходы: что должно быть в психическом и личностном развитии и каким образом это может быть достигнуто — педагогический подход; что реально обнаруживается при изучении развития ребенка — психологический подход. Это позволило выдавать желаемое за действительное, должное — за сущее. К примеру, закрепление за подростковым возрастом в качестве ведущей общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) было идеологическим обоснованием понимания психологии подростка в советский период. А.Г.Рузская, А.В.Петровский
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Культура воспитательной деятельности офицеров подразделений вв МВД России: современные концепции раз

Костенко Ю.Я.
Скачать PDF

Взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности на разных возр

Веденеева Екатерина Владимировна
Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности в группах «беспомощных» и «самостоятельных» испытуемых в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
Скачать PDF

Исследование успешности ведущей деятельности у испытуемых с личностной беспомощностью на разных возр

Циринг Д.А., Веденеева Е.В.
Приводятся результаты эмпирического исследования успешности ведущей деятельности у испытуемых с личностной беспомощностью и самостоятельностью в младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах.
Скачать PDF

Развитие смысловой теории мышления в концепции совместно-диалогической познавательной деятельности

Джакупов Сатыбалды Мукатаевич
В статье рассмотрены актуальные и потенциальные возможности понятийного аппарата концепции совместно-диалогической познавательной деятельности, разработанной на основе смысловой теории мышления. Приведены результаты использования метода экспериментально-диагностического моделирования виртуальных моноэтнических групп в условиях исследования этнопсихологических явлений.
Скачать PDF

Функции Я-концепции в деятельности руководителя

Агапов Валерий Сергеевич, Иващенко Александр Васильевич
На основе обобщения накопленных данных изучения профессиональной Я-концепции раскрываются ее функции в деятельности руководителей.
Скачать PDF

Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая це

Иванова Елена Михайловна
В статье представлена субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова, рассматриваемая как теоретико-методическая основа, обеспечивающая построение научной стратегии решения целого ряда прикладных задач, направленных на обеспечение взаимосоответствия человека и профессии.
Скачать PDF

Изучение взаимосвязи успешности ведущей деятельности и стратегий социальной адаптации у выпускников

Вагапова Альфия Равилевна
В статье рассматривается взаимосвязь успешности ведущей деятельности и стратегий социальной адаптации; дается описание ведущей деятельности, опираясь на понятия о личностном и профессиональном самоопределении; показано, что образовательное пространство школы влияет на освоение социальных навыков, обеспечивающих социальную адаптацию.
Скачать PDF

Научно-теоретическая концепция деятельности как системообразующего фактора в подготовке спортсменов

Макаров Юрий Михайлович
В статье предлагается научно-теоретическая концепция формирования видов деятельностей как системообразующего фактора в подготовке спортсменов игровиков. Применение системного подхода в исследовании позволяет детализировать деятельностную структуру и в значительной степени расширить возможности педагогических воздействий на подготовленность игровиков.
Скачать PDF

Концепция инструментального опосредования деятельности в прикладных когнитивных исследованиях

Червинская Ксения Ральфовна
В статье описаны концептуальные рамки прикладных когнитивных исследований, проводимых для решения задач в различных сферах деятельности человека, в том числе и для построения когнитивных технических систем. Сформулирован основной принцип антропоцентрической парадигмы инженерно-психологических исследований инструментальное опосредование деятельности, предполагающий исследование познавательных процессов человека, деятельность которых опосредована взаимодействием с инструментами. Показана реализация этого принципа при построении концепции извлечения экспертных знаний как процесса взаимодействия когитолога и эксперта с целью моделирования экспертных рассуждений для проектирования когнитивных компьютерных систем.
Скачать PDF

Педагогическая концепция развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе

Копысова Лариса Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы разработки и реализации педагогической концепции развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Отмечается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.
Скачать PDF

Концепция психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России

Федосеев Геннадий Алексеевич
В концепции определяется система взглядов на решение проблем психологиче ского обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на определённую развитость правового регулирования организации психологического обеспечения органов внутренних дел, существует необходимость совершенствования, доработки, переработки и обновления действующих нормативных документов ведомственного назначения. Требуют нормативного уточнения критерии, определяющие эффективность работы психологических служб в структуре оперативных подразделений МВД России.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: