Ведущей деятельности концепция
Ведущей деятельности концепция
совокупность представлений о закономерностях развития психики ребенка, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. отечественными психологами. Понятие В. д. используется ими в качестве основной характеристики того или иного возрастного периода. Согласно этой концепции, признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение типа В. д., ведущего отношения ребенка к действительности. В. д. — это не просто наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Она характеризуется следующими признаками: а) это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие виды деятельности (так, например, обучение, в точном смысле этого слова, впервые возникает уже в игре: ребенок начинает учиться, играя); б) это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (так, в игре у дошкольников формируются процессы активного воображения, в учении у школьников — процессы отвлеченного мышления); в) это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка (так, дошкольник в игре овладевает произвольностью). Таким образом, В. д. — это та деятельность ребенка, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Понятие В. д. было использовано Д. Б. Элькониным для построения периодизации психического развития, основанной на поочередной смене В. д., в одном возрастном периоде обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — операционально-технической сферы. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него В. д.: младенческому возрасту — ситуативно-личностное (непосредственно-эмоциональное) общение со взрослым; раннему детству —предметно-манипулятивная деятельность; дошкольному возрасту — сюжетно-ролевая игра; младшему школьному возрасту — учебная деятельность; подростковому возрасту — интимно-личное общение со сверстниками; ранней юности — учебно-профессиональная деятельность. В. д. не является единственной для той или иной ступени развития и лишь составляет как бы доминирующее ядро целой системы активностей, от которого зависят формирование и особенности протекания последних в данном возрасте. В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Возникновение в каждом периоде психического развития новой В. д. не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Критическое рассмотрение концепции В. д. подвергает сомнению тезис о жестком закреплении какой-либо одной В. д., априорно выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня и состава (рабочая молодежь, учащиеся, «неформалы», несовершеннолетние правонарушители и др.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя межличностные отношения. А.В. Петровский видит в концепции В. д. «миф» возрастной психологии. Он подчеркивает, что в этой концепции не различаются педагогический и психологический подходы: что должно быть в психическом и личностном развитии и каким образом это может быть достигнуто — педагогический подход; что реально обнаруживается при изучении развития ребенка — психологический подход. Это позволило выдавать желаемое за действительное, должное — за сущее. К примеру, закрепление за подростковым возрастом в качестве ведущей общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) было идеологическим обоснованием понимания психологии подростка в советский период. А.Г.Рузская, А.В.Петровский