ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче ских новообразований человека на определенной ступени его развития

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ведущая деятельность

деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, выполнение которой обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Например, сюжетноролевая игра в дошкольном возрасте, учебная — в младшем школьном возрасте.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

Ведущая деятельность
деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития ребенка. Внутри В.д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Содержание и форма В.д. зависит от конкретно-исторических условий, в к–рых протекает развитие ребенка. Понятие В.д. было выдвинуто А.Н.Леонтьевым, а в дальнейшем использовано Д.Б.Элькониным для построения периодизации развития ребенка, основанной на поочередной смене В.д. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него В.д. (к примеру, интимноличностное общение – от 12 до 15 лет, учебно-профессиональная В.д. – от 15 до 17 лет и т.д.).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Ведущая деятельность
(активность) — деятельность, выполнение которой в наибольшей степени определяет психическое развитие и возникновение основных психологических новообразований человека. Ведущими видами активности в разные периоды жизни человека являются:
У младенца — непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
У детей 1—3 лет — предметно-манипулятивные действия.
У детей 4—6 лет — игра, в том числе и сюжетно-ролевая.
У детей 7—11 лет — учебная деятельность.
У подростков — общение.
У молодых людей — профессиональная учебная деятельность.
В последующие годы — профессиональная (трудовая) деятельность.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Ведущая деятельность
Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить формирование высших психических функций.
Специфика. Деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Виды:
- непосредственное общение младенца со взрослыми;
- предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;
- сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;
- учебная деятельность школьников;
- профессионально-учебная деятельность юности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ
деятельность, выполнение которой в каждом возрасте определяет возникновение и формирование основных психологических «новообразований». В рамках возраста Д. в. находится во взаимодействии с другими видами деятельности, вновь сложившаяся Д. в. опирается на виды деятельности, бывшие ведущими ранее. Характер Д. в. в сочетании с социальной ситуацией развития и возрастными психологическими новообразованиями определяют ступени развития.
Акмеология изучает труд как Д. в. в зрелом возрасте, ее развертывание от начала профессиональной жизни человека до ее завершения, качественные изменения и динамику, оптимальную смену форм Д. в. по мере продвижения человека к профессионализму.

Источник: Акмеологический словарь.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– деятельность, детерминирующая формирование, развитие и становление высших психических функций, и новообразование свойств и качеств личности. Разные возразстные периоды человека характеризуются изменением его В.д. Концепция В.д. гласит о ее основополагающей роли в психическом развитии человека, причем, классически она в большей степени рассматривалась относительно первой половины его онтогенеза. Вместе с тем, профессиональная деятельность субъекта, выполняемая им на протяжении многих лет, особенно в сложных, экстремальных или опасных условиях, вызывает усиление имеющихся и новообразование отсутствующих качеств личности, которые обеспечивают возможность ее реализации (например, у летчиков-испытателей, водолазов, профессиональных спортсменов и др.).

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
термин введенный в теорию отеч. псих. А.Н.Леонтьевым — это деятельность, активность, выполнение которой дефиницирует-формирует основные псиХОЛОГИческие новации-новообразования в психике индивида на определенной ступени эволюции его личности; значение же В.д. для психической эволюции зависит прежде всего от ее содержательных компонентов и оттого, какие аспекты действительности индивид открывает для себя и заполучает-усваивает в процессе ее выполнения; учитывая специфику развития психики индивида в онтогенезе выделяют следующие формы В.д.: а) непосредственная коммуникация-общение ребенка со взрослым, б) предметно-инструментальная деятельность-активность, характерная для раннего детского возраста; в процессе ее выполнения сам ребенок усваивает культурно-исторически сложившиеся способы-приемы действий, сынтенционированные на определенные объекты; в) фабульно-ролевая, сценариезированная игра, которая характерна для детей дошкольного возраста; г) процесс учебной деятельности подростков; д) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода юности; на этом этапе происходит подготовка индивида к будущей профессии; т.о., В.д. не возникает в готовом виде, а проходит определенные отрезки-этапы своего становления-эволюции, а возникновение на каждом этапе психоэволюции новой В.д. не означает деструкции той, которая была ведущей-солирующей на предыдущем этапе развития.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид деятельности, обусловливающий важнейшие изменения в психических свойствах личности, возникновение различных психических новообразований на данной стадии ее развития. Понятие В. д. возникло как следствие принятого рядом психологов бывшего СССР принципа единства сознания и деятельности, который преуменьшал роль многих других факторов, оказывающих формирующее влияние на психику человека. Согласно концепции В. д. были вы делены определенные возрастные периоды психического развития человека. От рождения и до одного года – это непосредственное эмоциональное общение с родителями. От одного года до трех для ребенка характерна предметно-манипулятивная деятельность. В ходе этой деятельности у детей формируются речь и наглядно-действенное мышление. В период от трех до семи лет В. д. является игра, благодаря которой у ребенка развиваются воображение и представление о человеческих взаимоотношениях. У младших школьников (7–11 лет) в качестве В. д. выступает учебная деятельность, формирующая внимание, умения, навыки, наглядно-образное и понятийное мышления. В подростковом возрасте (11–15 лет) В. д. – интимно-личное общение, в процессе которого формируется способность к пониманию индивидуальных различий между людьми. В старшем школьном возрасте (15–17 лет) В. д. становится учебно-профессиональная, в процессе которой формируются познавательные и профессиональные интересы, способность планировать жизнь, вырабатывать идеалы. В зрелом возрасте ведущей является профессиональная деятельность. В боевой обстановке ведущей является боевая деятельность.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ведущий вид деятельности) - термин в отечественную науку введен А.Н. Леонтьевым - вид деятельности человека, в рамках которого в каждом возрастном периоде происходят главные положительные изменения в психике и поведении. Ведущая деятельность характеризуется тем, что: 1) возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности; 2) перестраиваются основные психические процессы; 3) от нее зависят изменения личности на конкретной стадии ее развития. При переходе ребенка из одного возраста в другой происходит смена ведущих видов деятельности, которая подготавливается длительно и сопровождается возникновением новых мотивов, формирующихся внутри предшествующей ведущей деятельности. Мотивы побуждают ребенка к смене статуса, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Ведущими в развитии ребенка в соответствующих периодах являются следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми; предметно-орудийная (или предметно-манипулятивная) деятельность ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная деятельность в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность в юности. В зрелости ведущей считается профессиональная деятельность, а пожилом и старческом возрасте - хобби. Перечисленная последовательность не означает, что при переходе на следующую ступень развития предшествующие виды деятельности полностью исчезают. Они включаются в новые с одновременной качественной перестройкой каждого вида, но один из них доминирует, а другие оказываются соподчиненными.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ
с позиций подхода деятельностного к изучению психики - та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к новой деятельности ведущей. Понятие использовано для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене деятельности ведущей, коя в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе - сферы операционально-технической. Смена деятельности ведущей означает переход на новую стадию. Основной механизм при этом - сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная деятельность ведущая: например, интимно-личное общение - от 12 до 1.5 лет; учебно-профессиональная деятельность ведущая - от 15 до 17 лет. Вообще выделяются следующие деятельности ведущие:
1) непосредственное общение младенца со взрослыми;
2) деятельность предметно-манипулятивная в раннем детстве;
3) игра сюжетно-ролевая возраста дошкольного;
4) деятельность учебная школьников;
5) деятельность профессионально-учебная юности. Критическое рассмотрение представлений о роли деятельности ведущей в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, но подвергает сомнению представления о жестком закреплении определенной деятельности ведущей, выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня (-> развитие групповое: уровень) и состава (рабочая молодежь, учащиеся, "неформалы", несовершеннолетние правонарушители и пр.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредуя и формируя отношения межличностные. При этом следует различать:
1) деятельность ведущую, призванную формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме деятельности ведущей);
2) деятельность ведущую, коя реально формирует эти новообразования (психологический подход).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВЯДУЧАЯ ДЗЕЙНАСЦЬ / LEADING ACTIVITY– вид деятельности, обусловливающий важнейшие изменения в психических свойствах личности, возникновение различных психологических новообразований на данной стадии ее развития. Понятие В. д. возникло как следствие принятого рядом советских психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальпе ри на, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, А. Р. Лурия и др.) принципа единства сознания и деятельности. Научные труды, посвященные анализу основных типов В. д. в онтогенезе (работы Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина), внесли большой вклад в мировую науку. А. Н. Леонтьев выделил три признака В. д.: 1) в рамках В. д. возникают и дифференцируются новые виды деятельности; 2) в В. д. формируются и перестраиваются частные психические функции; 3) от В. д. зависят наблюдаемые в это время основные психологические изменения личности. В. д. проходит определенный путь становления. Возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предыдущем этапе. Согласно концепции В. д. были выделены определенные возрастные периоды психического развития человека. От рождения до 1 года– это эмоционально-непосредственное общение со взрослыми. От 1 года до 3 лет для ребенка характерна предметно-манипулятивная деятельность, в ходе которой у детей формируются речь и наглядно-действенное мышление. В период от 3 до 7 лет В. д. является игра, благодаря которой у ребенка развиваются воображение и представление о человеческих взаимоотношениях. У младших школьников (7–11 лет) в качестве В. д. выступает учебная деятельность, формирующая внимание, умения, навыки, нагляднообразное и понятийное мышление. Относительно В. д. в подростковом возрасте (11–15 лет) высказывались разные точки зрения: интимно-личностное общение (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно-полезная деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов), проектная деятельность (К. Н. Поливанова), социально-психологическое экспериментирование (Г. А. Цукерман), референтно значимая деятельность (С. А. Беличева) и т. п. В старшем школьном возрасте (15–17 лет) В. д. становится учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой формируются познавательные и профессиональные интересы, способность планировать жизнь, вырабатывать идеалы. В зрелом возрасте ведущей является профессиональная деятельность. А. В. Петровский подвергает сомнению выделение одной В. д., определяющей развитие личности на определенном возрастном этапе. Существуют и другие критические замечания в отношении концепции В. д. Р. В. Александрова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
англ. leading activity) - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.
Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. Усвоение). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В.Давыдов), самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. п. (см. Подростковый возраст).
На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. Деятельность детская.
Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса - развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. (см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория, Деятельность как методологическая проблема психологии, Личность).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
703.65 кб

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Бегиева Белла Муратовна, Темирканова Диана Саудиновна, Гукова Дарина Альбердовна
В данной статье рассматривается игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, особенности игры в разных периодах, а также развитие личности в игре.
Читать PDF
456.08 кб

К вопросу о ведущем мотиве инновационной деятельности

Губайдуллина Г.Г.
Отражены первые результаты экспериментального исследования, направленного на выявление психологической структуры инновационной деятельности.
Читать PDF
83.87 кб

Ведущий мотив учебной деятельности студентов достижение успеха

Мажарова Е. А., Решетова О. В.
Статья посвящена обоснованию путей практической реализации ситуации успеха каждого студента как ведущему мотиву учебной деятельности студентов.
Читать PDF
257.74 кб

Ведущие Трудности профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам

Степанова О.Н., Бернина Ю.С.
В статье приведены результаты исследования профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам. Раскрываются перечень, иерархия и структура профессиональных трудностей данных специалистов.
Читать PDF
137.19 кб

Ведущая деятельность дошкольного возраста: проблемы истории и терминологии

Трифонова Е.В.
Проблема «наши дети разучились играть» существует уже более ста лет. Так же давно были сформулированы причины, тормозящие развитие детской игры.
Читать PDF
357.32 кб

Мотивация как ведущий фактор учебно-профессиональной деятельности будущего врача

Шинкаренко Сюзанна Валерьевна, Аветисян Рубина Рубиковна, Абаева Рита Романовна
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для понимания природы человеческого поведения.
Читать PDF
832.09 кб

Мотивация к достижению успеха как ведущий фактор успешности учебной деятельности

Антипова Людмила Александровна, Стадульская Наталья Александровна
В статье представлено исследование мотивации к достижению успеха как основного фактора успешности учебной деятельности. Учебная мотивация рассматривается как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность.
Читать PDF
278.13 кб

Деятельностный подход - ведущий элемент современной технологии обучения и контроля

Прозоровская Светлана Дмитриевна
В статье рассматривается подход к учебному процессу как единой системе компонентов: учебной задачи, учебных действий, действий контроля и оценки.
Читать PDF
603.47 кб

Ведущие противоречия в учебной и профессиональной деятельности социального педагога

Королёва Анна Валерьевна
В статье рассмотрены три группы ведущих противоречий, имеющих место в профессиональной подготовке социальных педагогов в вузе.
Читать PDF
264.99 кб

Философско-этический анализ ведущих компонент деятельности в сфере управления и бизнеса

Гордова Элла Евгеньевна
В статье уделяется внимание следующему факту: для того чтобы добиться долгосрочного успеха в бизнесе, необходимо использовать постоянное, эффективное управление, ориентируемое на ценности, важные для людей.
Читать PDF
57.16 кб

Профессиональное самообразование учителя как ведущий вид деятельности в информационном обществе

Поликарпова В. В.
Читать PDF
2.55 мб

Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования

Родиков Александр Степанович
Статья «Компетентность как ведущий фактор успешности профессиональной деятельности в системе образования» посвящена такой актуальной проблематике современной педагогической науки как ценностное пространство ком-петентностного подх
Читать PDF
228.75 кб

Опыт совершенствования управления научно-образовательной деятельностью в ведущих российских вузах

Жураковский Василий Максимилианович
Рассматривается опыт управления научно-образовательной деятельностью в сети федеральных и национальных исследовательских университетов в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Читать PDF
1.06 мб

Витреоретинальная хирургия – ведущее направление научных исследований и практической деятельности ка

М. М. Шишкин
Представлены основные этапы развития витреоретинальной хирургии, ее современное состояние. Описаны новейшие технологии, с успехом применяющиеся в клинике офтальмологии НМХЦ им. Н.И. Пирогова Росздрава.
Читать PDF
583.56 кб

Общая характеристика ведущих требований к профессиональной деятельности педагога, работающего с одар

Ольховская Елена Юрьевна
На рубеже XX-XXI вв.