ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предыдущий термин:
ведомость

Следующий термин:
Ведущая система

Содержание:

Найдено 7 определений термина ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Оцените определение:

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

англ. leading activity) - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.

Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. Усвоение). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В.Давыдов), самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. п. (см. Подростковый возраст).

На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. Деятельность детская.

Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса - развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. (см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория, Деятельность как методологическая проблема психологии, Личность).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Ведущая деятельность

деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития ребенка. Внутри В.д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ

с позиций подхода деятельностного к изучению психики - та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к новой деятельности ведущей. Понятие использовано для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене деятельности ведущей, коя в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе - сферы операционально-технической. Смена деятельности ведущей означает переход на новую стадию. Основной механизм при этом - сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная деятельность ведущая: например, интимно-личное общение - от 12 до 1.5 лет; учебно-профессиональная деятельность ведущая - от 15 до 17 лет. Вообще выделяются следующие деятельности ведущие:

1) непосредственное общение младенца со взрослыми;

2) деятельность предметно-манипулятивная в раннем детстве;

3) игра сюжетно-ролевая возраста дошкольного;

4) деятельность учебная школьников;

5) деятельность профессионально-учебная юности. Критическое рассмотрение представлений о роли деятельности ведущей в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, но подвергает сомнению представления о жестком закреплении определенной деятельности ведущей, выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня (-> развитие групповое: уровень) и состава (рабочая молодежь, учащиеся, "неформалы", несовершеннолетние правонарушители и пр.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредуя и формируя отношения межличностные. При этом следует различать:

1) деятельность ведущую, призванную формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме деятельности ведущей);

2) деятельность ведущую, коя реально формирует эти новообразования (психологический подход).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Ведущая деятельность

Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить формирование высших психических функций.

Специфика. Деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Виды:

- непосредственное общение младенца со взрослыми;

- предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

- сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;

- учебная деятельность школьников;

- профессионально-учебная деятельность юности.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче ских новообразований человека на определенной ступени его развития

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

ведущая деятельность

деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Творчество как ведущая характеристика антропологического портрета нашего современника

Койнова Гульнара Нурмухаммедовна
Анализируется творчество как ведущая характеристика антропологического портрета нашего современника. Непрерывное движение информации вызывает необходимость адекватной гибкой личностной структуры. Такая структура позволяет личности быть постоянно творчески настроенной.
Скачать PDF

Ведущая активность как фактор преодоления личностной беспомощности в образовательном процессе (на ма

Вяткин Бронислав Александрович, Давыдова Елена Сергеевна, Забелина Екатерина Вячеславовна
Цель: показать на основе обобщенных результатов серии эмпирических исследований возможность преодоления личностной беспомощности школьников при помощи стимулирования ведущего вида возрастной активности. Методики: «Опросник атрибутивного стиля» для младших школьников (CASQ) и подростков (ASQ), опросник подростковой депрессивности «Депрископ» (Heymans, 1996, адаптация А. И. Подольского, И. А. Идоба-евой), детский опросник неврозов В. В. Седнева (ДОН), методика Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методики для изучения уровня самооценки и притязаний (Т. Дембо С. Рубинштейн) и «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С. А. Будасси), опросник «Потребность в достижении» Ю. М. Орлова. Для диагностики учебной активности была использована программа наблюдения А. А. Волочкова «Экспертная оценка учебной активности младшего школьника, для диагностики коммуникативной активности опросник и программа наблюдений за проявлениями активности в общении. Методы: подход полисистемного взаимодействия. Результаты: анализ экспериментальных данных убедительно доказывает, что учебная активность у младших школьников и коммуникативная активность у подростков выступают как ресурсы совладания с личностной беспомощностью. Научная новизна: впервые изучены типы функционального взаимодействия личностной беспомощности и активности. Практическая значимость: найдены дополнительные варианты преодоления беспомощности школьников в процессе обучения и способы развития самостоятельности у детей.
Скачать PDF

Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведен

Болдина Марина Александровна, Никонов Юрий Сергеевич
В статье профилактика рассматривается как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению. Профилактика девиантного поведения подростков включает в себя информационный, социально-профилактический и медико-биологический подходы. Данные подходы способствуют предотвращению девиации на ранних стадиях, что позволяет существенно сократить ее развитие среди подростков.
Скачать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

К вопросу об изучении деятельности спортсменов в вероятностных условиях

Дебердеев М.П.
Скачать PDF

Проблема мотивации учебной деятельности студентов

Емалетдинов Б. М.
В статье с позиции деятельностного подхода рассматривается влияние различных факторов на мотивы учения студентов. Отмечается снижение силы внутренней мотивации учения под влиянием чрезмерно большого и мало структурированного учебного материала, дидактических конфликтов вследствие неадекватности оценок знаний, искажения мотивов обучения.
Скачать PDF

Динамика ценностных ориентаций преподавателя вуза в начале трудовой деятельности

Маслаков С.И.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессиона

Белоус Ольга Валерьевна
Статья посвящена использованию регулятивных умений и составляющих саморегуляции в целях повышения готовности студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности. В данном исследовании используется подход, разработанный в лаборатории осознанной саморегуляции ПИ РАО под руководством академика Конопкина О. А. Показано, что при условии формирования проявлений саморегуляции более оптимально происходит становление профессионала.
Скачать PDF

Психологические характеристики личности на уровне сопричастности к деятельности

Погорелов А.Г.
Скачать PDF

Деятельностное обучение в учреждениях начального профессионального образования как фактор развития с

Семечева М.К.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: