Wartegg E., 1963]. Проективный метод исследования личности. Больному предлагают 8 квадратов, содержащих знаки-раздражители (точку, волнистую линию, отрезки прямых в различных положениях, заштрихованный квадрат, полуокружность, пунктирную полуокружность). Эти знаки рассматриваются как начальные линии рисунков, которые обследуемые должны создать на их основе. Интерпретация результатов, по Wartegg, является эклектической, однако апробация этой методики при исследовании больных шизофренией и эпилепсией показывает ее известную диагностическую значимость [Блейхер В.М., Чередниченко А.Т., 1976]. K. Meili [1969] проводит аналогию между В.р.т. и методом Роршаха, так как оба они построены на переработке и интерпретации заданных стимулов в допускающих неоднозначную мотивацию условиях исследования.
ВАРТЕГГА РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ
ВАРТЕГГА РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
ВАРТЕГГА РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ
(Warlegg Zeichentest, WZT) — проективная методика исследования личности. Опубликована Э. Варгеггом в 1953 г.
Стимульный материал В. р. т. состоит из 8 стандартных, ограниченных белым пространством графических знаков, расположенных на черном поле (рис. 9). Обследуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков.
Фиксируется последовательность выполнения рисунков. После завершения задания предлагается ответить на вопросы о том, какой из рисунков удался наиболее, а какой наименее, каково содержание рисунков и что они выражают.
При интерпретации теста исходят из следующих свойств, приписываемых графическим знакам:
Большое значение придается выраженному в рисунках «отношению» к исходному знаку. Пренебрежение, игнорирование знака в рисунках — симптом сосредоточенности на собственном «Я». Диффузное внимание к знаку — симптом изобретательности, выдумки. Фиксированное
внимание к знаку — симптом концентрации на конкретных, вещественных элементах. Наконец, стремление качественно оформить исходный знак — симптом творческого начала. Учитываются также содержание рисунков и их графическое исполнение.
Э. Вартегг в своей теории, на которой основана интерпретация В. р. т., эклектически соединяет положения психоанализа, бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности. Данные о валидности и надежности В. р. т. отсутствуют. Допускается групповое
обследование. В зарубежных исследованиях осуществляется поиск новых, свободных от субъективизма критериев оценки и интерпретации результатов, получаемых с помощью В. р. т. (Р. Мейли, 1969). В работах советских психологов В. р. т. вне связи
с теоретическими построениями его автора используется при обследовании психически больных (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986).
Стимульный материал В. р. т. состоит из 8 стандартных, ограниченных белым пространством графических знаков, расположенных на черном поле (рис. 9). Обследуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков.
Фиксируется последовательность выполнения рисунков. После завершения задания предлагается ответить на вопросы о том, какой из рисунков удался наиболее, а какой наименее, каково содержание рисунков и что они выражают.
При интерпретации теста исходят из следующих свойств, приписываемых графическим знакам:
Большое значение придается выраженному в рисунках «отношению» к исходному знаку. Пренебрежение, игнорирование знака в рисунках — симптом сосредоточенности на собственном «Я». Диффузное внимание к знаку — симптом изобретательности, выдумки. Фиксированное
внимание к знаку — симптом концентрации на конкретных, вещественных элементах. Наконец, стремление качественно оформить исходный знак — симптом творческого начала. Учитываются также содержание рисунков и их графическое исполнение.
Э. Вартегг в своей теории, на которой основана интерпретация В. р. т., эклектически соединяет положения психоанализа, бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности. Данные о валидности и надежности В. р. т. отсутствуют. Допускается групповое
обследование. В зарубежных исследованиях осуществляется поиск новых, свободных от субъективизма критериев оценки и интерпретации результатов, получаемых с помощью В. р. т. (Р. Мейли, 1969). В работах советских психологов В. р. т. вне связи
с теоретическими построениями его автора используется при обследовании психически больных (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986).
Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.