Вандализм это что такое Вандализм: определение — Психология.НЭС
ВАН ЛЕННЕПА ТЕСТ ЧЕТЫРЕХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ВАНДЕРБЕРГА, ЭФФЕКТ

Вандализм

Найдено 1 определение:

Вандализм

лат. Vandali(i) - германские племена, разрушившие Римскую империю) - разрушение культурных, материальных и духовных ценностей, патологическое проявление одичания и косвенной агрессии (см.). Например, это разрушение языка собственной культуры, в чем ныне состязаются даже известные писатели в России. Для вандала любой результат созидательной активности является, повидимому, символом серьезной угрозы для своего существования, своей неадекватной самооценки, на что может указывать озлобленность и даже разъяренность вандала во время его разрушительных деяний. Особенно часто акты вандализма совершаются толпой, в состоянии одурманивания, то есть и вследствие регрессии поведения с высвобождением задержанных аффектов озлобленности и разрушительного поведения.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Вандализм — 0

Найдено научных статей по теме — 10

Школьный графический вандализм как реакция на депривацию субъектных потребностей учащихся

Гурова Ольга Валерьевна, Кружкова Ольга Владимировна
В статье рассматривается феноменология и причинная обусловленность вандального поведения учащихся общеобразовательных школ. Доказывается, что нарушение базовой субъектной потребности в активности в целом и в частности субъектных потребностей в самореализации, в признании и в свободе у учащихся может приводить к социально неадекватной их реализации в виде школьного графического вандализма.
Скачать PDF

Подростковый вандализм: мотивы и возможные личностные детерминанты

Воробьева Ирина Владимировна
В статье рассматривается проблема подросткового вандализма в аспекте его мотивационных оснований и личностных факторов, выступающих возможными предпосылками подобного поведения.
Скачать PDF

Детский вандализм в ДОУ: предпосылки и возможности профилактики

Воробьева Ирина Владимировна, Кружкова Ольга Владимировна
В статье раскрываются причины вандальной активности детей, посещающих ДОУ. Среди прочих, одной из наиболее значимых проблем обнаруживается неумение детей к просоциальной самореализации в условиях дошкольного учреждения. Предлагается через систему занятий, развитие креативности и создание ситуации успеха профилактировать детский вандализм. Распространение вандального поведения в современном обществе приводит к осознанию необходимости изучения его причин и генезиса [5]. Ряд исследователей отмечают, что проявление деструктивной активности это не проблема подросткового возраста. Проблема имеет более глубокие корни и связана со спецификой воспитания ребенка в ранних возрастах. Именно при взаимодействии со взрослыми в условиях семьи и ДОУ ребенок усваивает нормы и правила поведения со своими и чужими вещами. Он начинает осознавать, что причинение вреда вещам является для него способом снятия напряжения, отреагирования сильных эмоций (как в случае защитного замещения) или средством влияния на других людей (детская манипуляция) [2]. Воспитатели и специалисты ДОУ часто сталкиваются с деструктивным поведением детей, однако, в большинстве случаев их списывают на недостатки семейного воспитания. В то же время, проявление вандализма в форме поломки, порчи своей, чужой или общественной собственности может быть результатом становления субъектности ребенка, познанием им собственных возможностей в управлении материальным и социальным миром. Целью нашего исследования стало определение возможных детерминант склонности ребенка дошкольного возраста к вандальным действиям в ДОУ. Для достижения поставленной цели была осуществлена экспертная оценка поведения 65 детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет), посещающих ДОУ. Экспертами выступили педагоги дошкольного образовательного учреждения (10 человек), методист и педагог-психолог. Оценка осуществлялась посредством анкеты «Оценка субъектных качеств», которая была модифицирована на основе методики «Биография субъектности» (О.И. Мотков) [3] и карты наблюдения за отношением ребенка к своей и чужой игрушке, которая была разработана в соответствии с авторским подходом к пониманию мотивов вандального поведения (И.В. Воробьева, О.В. Кружкова, С.А. Острикова) [1]. Для обработки данных был применен кластерный и регрессионный анализы, расчеты производились в статистическом пакете IBM SPSS Statistics 19.0. Первоначально все результаты работы экспертов были подвергнуты двухэтапному кластерному анализу, который с высокой степенью достоверности (при p≤,01) разделил выборку детей дошкольного возраста на две группы: склонных к частым вандальным действиям по отношению к своей и чужой игрушке и склонных к ним в эпизодических моментах или несклонных вовсе. В дальнейшем в каждой из выделенных групп был проведен регрессионный анализ, который обнаружил модели возможных детерминант, обуславливающих деструктивную форму взаимодействия ребенка с объектами материальной среды (собственной или чужой игрушке). В результате было обнаружено, что для детей с высокой готовностью к разрушительным действиям вандализм по отношению к своей игрушке (R=53,1% F=4,155 p=0,034) связан с самостоятельностью (β=-0,630 p=0,018), способностью управлять своими эмоциями (β=-0,683 p=0,040), стремлением к средним и высоким результатам (β=1,042 p=0,009). По отношению к чужой игрушке (R=92,2% F=71,169 p=0,000) выявлена связь с креативностью (β=-0,713 p=0,000) и стремлением к средним и высоким результатам (β=1,455 p=0,000). Дети дошкольного возраста, не проявляющие очевидной склонности к вандальным действиям в ситуации деструктивной игры со своей игрушкой (R=28,8% F=6,708 p=0,001) демонстрируют связи с самостоятельностью (β=-0,585 p=0,002), активностью (β=0,496 p=0,009) и гармоничностью (β=0,294 p=0,033). При аналогичном взаимодействии с чужой игрушкой (R=25,3% F=5,185 p=0,004) обнаруживают связи с активностью (β=0,432 p=0,019), стремлением к саморазвитию (β=-0,794 p=0,002) и осознанностью личности (β=0,603 p=0,014). Полученные результаты позволяют предположить, что дети, ориентированные на достижение успеха и зачастую не умеющие адекватно реагировать на собственные неудачи, а также отличающиеся невысоким уровнем самостоятельности в поведении более склонны совершать разрушительные действия в отношении своих личных вещей. Чужую игрушку такие дети ломают чаще всего также при наличии высокого уровня притязаний и отсутствии креативных способностей. Подобное поведение можно рассматривать как вариант отреагирования или переноса агрессии на неодушевленные предметы при ощутимом давлении со стороны взрослых (воспитателей, родителей). Дошкольники, не отличающиеся систематическими вандальными актами, как правило, более самостоятельны, умеренно активны и способно к критическим оценкам своего поведения при взаимодействии со своими игрушками. В ситуации взаимодействия с чужой игрушкой они также более сдержаны в проявлении активности, ориентированы на получение новых знаний, впечатлений или умений, но не склонны к рефлексии своего поведения. Исходя из вышесказанного, можно заметить, что дети, активно демонстрирующие деструктивное поведение по отношению к материальным объектам, имеют проблемы в технологических аспектах самореализации, при этом высокомотивированы на нее. Для них значима ситуация успеха, приносящая позитивное внимание к ним со стороны социального окружения. Но при отсутствии возможностей (сниженная креативность, недостаточная самостоятельность в принятии решений, несформированные умения и навыки практической и игровой деятельности) получение позитивного внимания маловероятно, а деструктивная деятельность позволяет скомпенсировать его дефицит негативным вниманием. Этот факт имеет серьезные последствия в будущем, закрепление подобной модели поведения приводит не только к сохранению высокой вандальной активности, но и способствует развитию более серьезных форм девиантного поведения ребенка. Таким образом, для психологической службы ДОУ, педагогов и родителей в этот период нужно обратить особое внимание на обучение и развитие данной группы детей. Как показано в исследованиях K.Y. Beard, G. Sugai [4], вовлечение педагогов и родителей в профилактику ранних форм деструктивной активности и асоциального поведения таких детей, а также создание для них ситуации успеха, дает устойчивые позитивные результаты.
Скачать PDF

Вандализм как форма защитного и совладающего поведения подростка

Воробьева Ирина Владимировна, Кружкова Ольга Владимировна, Жданова Наталья Евгеньевна
В статье рассматривается феномен вандализма и вандальное поведение подростков, которое предполагает умышленные или случайные действия по порче, разрушению и несанкционированному преобразованию материальных объектов чужой или общественной собственности. Несмотря на очевидный ущерб, причиняемый вандалами окружающей среде, подобная форма девиантного поведения подростка изучается исключительно в аспекте констатации фактов, описания разновидностей последствий и определения эффективных мер по борьбе с ними. В научной литературе отсутствуют научные описания предикторов вандальной активности личности, не рассматриваются механизмы возникновения подобной стратегии взаимодействия человека с объектами окружающей среды, не анализируется генезис данной девиации. Это, безусловно, снижает потенциальную эффективность от разрабатываемых программ и предлагаемых методов по борьбе и предупреждению вандального поведения. Понимание вандализма как формы защитного и совладающего поведения, что и явилось целью настоящего исследования, позволит не только раскрыть детерминационные механизмы данной девиации, но и создаст научную основу для понимания психологической природы деструктивного взаимодействия человека с объектами материального мира, что может обеспечить создание действенных способов по его предотвращению. Для изучения связи защитно-совладающей системы личности и выбора человеком именно вандальной модели поведения был реализован сбор данных у 60 респондентов подросткового возраста по методу поперечных срезов с использованием стандартизированных опросников. Обработка полученных результатов осуществлялась в статистическом пакете SPSS Statistics 19.0 посредством дескриптивной статистики и регрессионного анализа. Обнаруженные закономерности подтвердили предположение о том, что вандализм действительно обусловлен защитными и совладающими механизмами личности, а также определили особенности связи конкретных видов разрушительной активности подростка с элементами психологических защит и совладающих действий.
Скачать PDF

Организационный вандализм: к проблеме деструктивного поведения персонала

Кружкова Ольга Владимировна, Девятовская Ирина Владимировна
Обсуждаются проблема деструктивного поведения сотрудников в организации и необходимость его описания в рамках комплексного понимания феномена организационного вандализма. Определяются формы организационного вандализма, его психологическая основа в виде мотивационных установок, а также организационные, личностные и ситуативные факторы, которые способствуют проявлению вандальной активности персонала. Предлагаются возможные пути профилактики с учетом психологических причин данного явления.
Скачать PDF

Вандализм как деструктивная стратегия реализации субъектности подростка

Гурова Ольга Валерьевна, Кружкова Ольга Владимировна
Целью представленной статьи является изучение мотивационной готовности к вандальному поведению среди подростков в контексте характеристик их субъектности. Вандализм рассматривается как специфическая деструктивная стратегия поведения, позволяющая подростку без обращения к взрослым реализовать свои субъектные потребности, влиять на материальный мир и социальное окружение. В качестве методов эмпирического исследования использовались дескриптивная статистика, сравнительный анализ и линейный регрессионный анализ, а также психологическая диагностика подростков, обучающихся в общеобразовательных школах Свердловской области и Пермского края (12-15 лет, n=456) с применением опросника «Мотивы вандального поведения» И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой, С. А. Остриковой и анкеты «Биография субъектности» О. И. Моткова. В результате было обнаружено, что исследованная выборка подростков распадается на две контрастные группы, различающиеся по уровню готовности к вандальному поведению. При этом подростки с высокой готовностью к вандальному поведению (26,8 % выборки) имеют более высокие показатели таких характеристик субъектности, как самостоятельность, креативность, гармоничность личности, сильная воля, стойкость в сложные периоды жизни. Основным фактором, связанным с указанными характеристиками субъектности подростка, является экзистенциальный мотив вандализма, то есть стремление подростка к демонстрации своих возможностей и поиску себя в социальном пространстве. Таким образом, стремление подростка показать себя и понять свои возможности влиять на материальное и социальное пространство при относительно небольшом спектре освоенных и доступных технологий социального взаимодействия провоцирует на деструктивную активность с предметами чужой и общественной собственности.
Скачать PDF

Предупреждение подросткового вандализма

Самохина Лидия Михайловна
Рассматривается один из наиболее сложных в изучении и предупреждении видов преступности подростковый вандализм. Несовершеннолетние являются наиболее восприимчивыми к противоправному поведению в обществе ввиду физиологических и психологических особенностей их личности. Именно поэтому проблема подростковой преступности является одной из наиболее актуальных
Скачать PDF

Содержательный и функциональный аспекты школьного графического вандализма

Гурова Ольга Валерьевна, Кружкова Ольга Владимировна
В статье обсуждается проблема возникновения и распространения в образовательной среде школьного графического вандализма. Рассматривается специфика его содержания, на основании которой выделяются семь типов вандальных изображений, имеющих различную мотивационно-потребностную основу их создания подростком (маркировка межличностных отношений; символы принадлежности, выражение личностного позиционирования; символика социально-регрессивной направленности; символы, отражающие депривированные актуальные потребности; спонтанные схематичные рисунки, как проекции состояний, эмоций; информационные надписи, преимущественно делинквентного характера). Анализируется пространство распространения типов вандальных изображений специфичной тематики в различных помещениях школ (публичных и приватных). Обнаружено, что наиболее делинквентные изображения встречаются в помещениях, создающих ощущение уединения и максимально обеспечивающих анонимность авторства. На основании представленной типологии изображений, носящих вандальный характер, были выявлены функции школьного графического вандализма (коммуникативная функция, функция выражения (экспрессивная), протестная функция, функция социальной идентификации, информационная функция, функция отражения социальных стереотипов).
Скачать PDF

Социальные характеристики лиц, склонных к вандализму

Терехина О.А.
Скачать PDF

Дизайн как средство противодействия вандализму

Соколов Александр Петрович
В работе анализируется потенциал дизайна в усилении защиты от вандализма эстетически ценных объектов. Различаются бессмысленный и осмысленный виды вандализма. Цель исследования выработка методов проектирования, которые повышают защиту от вандалов эстетически ценных объектов. ©Соколов А. П., 2016
Скачать PDF