Вандализм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Вандализм
лат. Vandali(i) - германские племена, разрушившие Римскую империю) - разрушение культурных, материальных и духовных ценностей, патологическое проявление одичания и косвенной агрессии (см.). Например, это разрушение языка собственной культуры, в чем ныне состязаются даже известные писатели в России. Для вандала любой результат созидательной активности является, повидимому, символом серьезной угрозы для своего существования, своей неадекватной самооценки, на что может указывать озлобленность и даже разъяренность вандала во время его разрушительных деяний. Особенно часто акты вандализма совершаются толпой, в состоянии одурманивания, то есть и вследствие регрессии поведения с высвобождением задержанных аффектов озлобленности и разрушительного поведения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Вандализм
разрушительные действия, имеющие целью уничтожение, дискредитацию, осквернение ценностей той или иной культуры, которую индивид в силу разних причин воспринимает как враждебную себе (социальной группе, к которой он принадлежит). Указанное определение включает три основных признака вандализма, первый из которых является обязательным:
1. характеристика поступка (деструктивность, особый мотив и цель). Деструктивность деяния выражается в том, что его целью и результатом являются разрушение той или иной ценности. Об этом свидетельствуют: а) агрессивные эмоции, сопровождающие акт разрушения (злоба, ненависть, глумление); б) высокая личностная значимость актов разрушения, принятие их в качестве признаков самоидентичности; в) осознанный выбор деструктивной модели поведения при очевидном наличии альтернативы разрушению; г) самоценность разрушительного характера деяния как имеющего самодовлеющий смысл, когда он не влечет чувств вины, раскаяния, напротив, служит источником позитивных эмоций и побуждает к повторению актов вандализма; д) поступок не заключает в себе созидательной мотивации, отчего воспринимается со стороны как дикий, абсурдный или бесноватый (как, например, снос памятников воинам-освободителям от фашизма в Прибалтике и на Украине, символизирующих величайшую победу над силами абсолютного зла); е) «высшим», наиболее типичным проявлениям вандализма свойственна нетерпимость к неприемлемым для индивида духовным ценностям, а также признаки редукционизма (примитивизма).
Облигатной особенностью мотивации вандализма является то, что побуждение к уничтожению ценностей обусловлено их враждебной для вандала культурной идентичностью (внешний признак мотива). На это указывают: а) отождествление разрушаемой ценности с определённой культурой, которая представлена в сознании вандала как не имеющая права на дальнейшее существование; б) принадлежность вандала к протестной субкультуре, у представителей которой преобладают разрушительные тенденции в отношении важнейших символов отвергаемой культуры (например, это потребность уродовать язык своего народа низшими формами речи, что демонстрируют некоторые писатели в современной России); в) направленность активности вандалов на всё то, что олицетворяет в их сознании враждебные формы порядка, законности, нравственности. Они готовы рушить или очернять решительно всё, что так или иначе напоминает им ненавистную культуру и, вероятно, в первую очередь, изображать чудовищами тех людей, которые являются её создателями; д) агрессия вандалов носит преимущественно косвенный характер. Следует подчеркнуть, что подлинная культурная ценность объекта значения для вандала не имеет, ей нет места в его сознании.
Внутренний признак вандального мотива – интенсивное переживание угрозы, враждебности и чувства мести, связанное с восприятием определённых культурных символов. Подобное восприятие может быть связано с разнообразными причинами: а) социально-психологическими (влияние авторитета, мнение большинства, влияние сверстников, масс-медиа); б) индивидуальными (внушаемость, подражательность, незрелось, неадекватная самооценка, моральная и эстетическая дефицитарность); в) аффективными (страх, ненависть, месть, способствующих появлению атрибуции враждебности).
В качестве факультативных признаков вандализма можно назвать следующие:
2. характерологические качества индивида, такие как импульсивность, возбудимость, демонстративность, зависимость, неустойчивость, отгороженность и др. Вандалом с большей или меньшей степенью вероятности может быть индивид с любым типом характера. Кроме того, следует учитывать возрастные особенности реагирования и поведения у подростков, такие, например, как максимализм, любопытство, склонность к идеализации, к самостоятельности, к экспериментированию в поисках идентичности, к играм и проч. Так, приводимые некоторыми авторами примеры детского вандализма, такие, как «наложение посторонних предметов на рельсы, подкладывание камней в переводные стрелки» или выбивание окон в движущейся электричке вовсе не являются законченными актами вандализма, поскольку совершаются по иным мотивам (игра, состязание в ловкости и т.п.). Повидимому, их следует рассматривать как начальные и психологически понятные проявления вандализма. Но, если с такими и подобными актами разрушения связано повышение самооценки, то побуждения к вандализму в последующем могут стать вполне осознанными, целенаправленными и систематическими. Этому, между прочим, в немалой степени способствуют СМИ. Так, поднимаемая в масс-медиа шумиха по поводу разрушения кладбищенских памятников или осквернения храмов определённо способствует закреплению в сознании агрессора потребности продолжать акты вандализма далее, поскольку слава Герострата не даёт покоя многим, если не всем подлинным вандалам. Другой славы они не знают и может быть им вообще не суждено когда-либо узнать о том, что есть настоящая благодарность людей и общества.
3. характеристика уничтожаемых ценностей, т.е. действительная их культурная или историческая принадлежность (имеет значение лишь для определения ущерба при уголовной квалификации деяния).
Схематично, структуру вандального деяния можно представить следующим образом:
Таким образом, вандализм - особый вид агрессии, характеризующийся разрушением объектов материальной и духовной культуры, а также специфической мотивацией поведения, при которой разрушительная активность имеет для индивида особый личностный смысл. Вандализм – это динамическая структура, представленная разными стадиями развития. В первой стадии акты вандализма, предположительно, являются эпизодическими, обусловленными внешними социальными факторами и неконтролируемыми эмоциональными реакциями (гнев). Во второй стадии акты вандализма приобретают устойчивый, повторяющийся характер и мотивированы потребностью в самоидентичности. В третьей стадии развития вандализм становиться убеждением, от материальных его форм переходит в вандализм осознанный, духовный. Фактически формируется паттерн личности, который в психопатологии обозначается термином паранойя. Главными причинами вандализма являются, предположительно, фрустрация высших, созидательных потребностей и, возможно, неспособность индивида превращать позитивные социальные влияние в факты собственной внутренней жизни. Акты вандализма могут быть также средством достижения иных, второстепенных целей: экономических, политических и проч.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
402.50 кб

Школьный графический вандализм как реакция на депривацию субъектных потребностей учащихся

Гурова Ольга Валерьевна, Кружкова Ольга Владимировна
В статье рассматривается феноменология и причинная обусловленность вандального поведения учащихся общеобразовательных школ.
Читать PDF
886.65 кб

Детский вандализм в ДОУ: предпосылки и возможности профилактики

Воробьева Ирина Владимировна, Кружкова Ольга Владимировна
В статье раскрываются причины вандальной активности детей, посещающих ДОУ. Среди прочих, одной из наиболее значимых проблем обнаруживается неумение детей к просоциальной самореализации в условиях дошкольного учреждения.
Читать PDF
140.65 кб

Вандализм как форма защитного и совладающего поведения подростка

Воробьева Ирина Владимировна, Кружкова Ольга Владимировна, Жданова Наталья Евгеньевна
В статье рассматривается феномен вандализма и вандальное поведение подростков, которое предполагает умышленные или случайные действия по порче, разрушению и несанкционированному преобразованию материальных объектов чужой или общес
Читать PDF
587.34 кб

Организационный вандализм: к проблеме деструктивного поведения персонала

Кружкова Ольга Владимировна, Девятовская Ирина Владимировна
Обсуждаются проблема деструктивного поведения сотрудников в организации и необходимость его описания в рамках комплексного понимания феномена организационного вандализма.
Читать PDF
944.40 кб

Вандализм как деструктивная стратегия реализации субъектности подростка

Гурова Ольга Валерьевна, Кружкова Ольга Владимировна
Целью представленной статьи является изучение мотивационной готовности к вандальному поведению среди подростков в контексте характеристик их субъектности.
Читать PDF
74.16 кб

Вандализм в социокультурной динамике П. Сорокина

Токарчук Валентина Леонидовна
В статье рассматривается теория социокультурной динамики П. А. Сорокина и раскрывает сущность и феномены вандализма на примерах переходных периодов между типами культуры.
Читать PDF
352.27 кб

Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм?

Пенетова Е.В.
В статье рассматриваются причины зарождения граффити, мотивы его создания, влияние на жизнь общества. Основное внимание в тексте сосредоточено на вопросе о том, можно ли считать граффити частью культуры.
Читать PDF
1.46 мб

Вандализм молодежи как особенность и риск современной социализации

Воробьева Ирина Владимировна, Кружкова Ольга Владимировна, Руденкин Дмитрий Васильевич
Целью написания статьи является выявление и описание роли вандализма в процессе социализации современной молодежи.
Читать PDF
624.61 кб

Молодежный вандализм в среде мегаполиса: границы нормы и девиации

Руденкин Дмитрий Васильевич, Воробьева Ирина Владимировна, Кружкова Ольга Владимировна, Кривощекова Марина Сергеевна
Введение. Социализация современной городской молодежи по сравнению с предшествующими поколениями происходит в иных, отличных от прежних условиях.
Читать PDF
1.41 мб

Вандализм как реакция на давление полиэтничной городской среды

Каримова Валентина Геннадиевна, Оболенская Алена Германовна
Описаны факторы детерминирующие негативное отношение и поведение к субъектам других культур. Представленный материал показывает возможность проявления вандализма как защитной реакции на давление полиэтничной городской среды.
Читать PDF
999.69 кб

Социальные характеристики лиц, склонных к вандализму

Терехина О.А.
Читать PDF
577.94 кб

Предупреждение подросткового вандализма

Самохина Лидия Михайловна
Рассматривается один из наиболее сложных в изучении и предупреждении видов преступности подростковый вандализм.
Читать PDF
84.87 кб

Мотивационная сфера молодежного вандализма

Иванов Геннадий Павлович, Шишкина Елена Александровна
в статье рассматриваются основные причины вандализма молодежи.the article examines the main causes of vandalism youth.
Читать PDF
21.97 мб

АФФЕКТИВНАЯ СИЛА ВАНДАЛИЗМА: МОЛОДЕЖНЫЕ ВАНДАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ АФФЕКТИВНОГО ТРУДА

Симонова И. А.
Цель работы адаптация концепции аффективного труда как методологической установки для анализа вандализма в молодежной среде.
Читать PDF
0.00 байт

ФУНКЦИИ ВАНДАЛИЗМА В МОЛОДЕЖНОМ ПОВЕДЕНИИ: ОТ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВУ

Кружкова О.В., Воробьева И.В., Порозов Р.Ю., Зарбова Б.
Введение. Графический вандализм стал обычным явлением в современном городе.