ВАЛИДИЗАЦИИ КРИТЕРИЙ

Найдено 1 определение
ВАЛИДИЗАЦИИ КРИТЕРИЙ
непосредственная и независимая от валидизируемого теста мера психического свойства, на исследование которого направлена психодиагностическая методика. Сравнение результатов теста с В. к. является непременным условием процедуры
определения валидности критериальной.
В качестве В. к., используемых при валидизации теста, на практике обычно используют:
объективные социально-демографические и биографические данные (стаж, образование, профессия, прием или увольнение с работы);
показатели успеваемости, чаще всего являющиеся критериальной мерой тестов способности к обучению, достижений в отдельных дисциплинах, тестов интеллекта;
производственные показатели эффективности выполнения отдельных видов профессиональной деятельности, имеющие наибольшее значение при валидизации методик, используемых в профотборе и профориентации;
результаты реальной деятельности (рисование, моделирование, музыка, составление рассказа и т. д.) при испытании тестов общих и специальных способностей, личностных тестов;
врачебный диагноз или другие заключения специалиста;
контрольные испытания знаний и умений;
данные других методик и тестов, валидность которых считается установленной.
Среди многообразия видов В. к. можно в самом общем виде выделить объективные (относительно независимые от субъективных мнений, оценок людей) и субъективные критерии. Последние в психодиагностике используются более часто. К числу таких критериев
относятся оценки, суждения, заключения об объекте исследования, сделанные экспертом (специалистом, педагогом, руководителем, психологом). При таком методе индивидуальной оценки эксперт дает заключение на основе предложенной ему разработчиком
теста оценочной шкалы. Объективизация В. к. достигается увеличением числа экспертов.
Использование экспертных оценок в качестве В. к. включает четыре возможных метода проведения такой процедуры: коллективная оценка, средневзвешенная оценка, ранжиров'ание, парное сравнение.
При коллективной оценке эксперты совместно оценивают объект с помощью оценочной шкалы. Выбор оценочных шкал чаще всего осуществляется по принципу наибольшего удобства для эксперта. Так, педагогам удобней оценивать учащихся по пятибалльной шкале.
Условием коллективной оценки является выработка общего компромиссного мнения. При таком способе оценивания результат весьма зависим от личностных особенностей и характера группового взаимодействия экспертов.
Распространенным методом получения В. к. является метод средневзвешенной оценки. Каждый испытуемый здесь оценивается несколькими экспертами, при этом оценки, данные испытуемому одним экспертом, неизвестны другим. Затем полученные оценки усредняются.
Вместо оценочной шкалы можно применить метод ранжирования, заключающийся в том, что группа экспертов независимо друг от друга или совместно распределяет всех членов выборки на группы по степени выраженности оцениваемого признака. Полученные ранговые
места при ненезависимом оценивании могут быть также усреднены.
При определении рангового места или оценке по шкале нередко эксперты встречаются с трудностью соотнесения выраженности признака с тем или иным уровнем или положением на шкале. Эта трудность возрастает при оценивании мало-дифференцированных признаков
или при низкой квалификации экспертов. В этом случае определенными преимуществами обладает метод парного сравнения. Задача экспертов состоит в попарной расстановке объектов по позициям альтернативных признаков («общительный — замкнутый» или
выраженность большая — меньшая предложенного для оценки качества и т. п.). Субъективно задача экспертов облегчается благодаря отсутствию количественной оценки объекта. Показателем места, занимаемого объектом в ряду других, служит общее число
предпочтений этого объекта по сравнению с остальными по данным всех экспертов. Этот показатель может быть приведен к числу экспертов и количеству сравниваемых объектов и вычислен в процентах. Для расчета применяется формула Дж. Гилфорда

где В — число предпочтений; N — число экспертов; п — количество сравниваемых объектов.
Выбор В. к. является ответственным и важным этапом конструирования теста и его валидизации. Чем более сложным, комплексным является изучаемое психическое явление, тем шире, обобщенней должен быть критерий. Напр., при обосновании теста на общий
интеллект в качестве В. к. может выступать эффективность учебной, производственной или научной деятельности в целом; при валидизации методики для исследования экстра — интроверсии — экспертные оценки таких личностных характеристик, как общительность,
жизнерадостность, социальная ответственность и др. Более узкие и частные критерии применяются для обоснования тестов, направленных на измерение уровня развития конкретных профессиональных знаний, умений, навыков, напр.: мануальной ловкости,
памяти на числа и т. д. Узость выбираемого критерия определяется областью психологических явлений, охватываемой тестом, однородностью (гомогенностью) задач методики, конкретностью, однозначностью интерпретации результатов. Напротив, чем шире
В. к., тем разнородней (гетерогеннее) по характеру могут быть задачи теста и тем менее однозначна интерпретация результатов.
В реальной практической деятельности успех или неуспех человека в любой области определяется не каким-нибудь изолированным фактором, а комплексом их. Поэтому, в принципе, каждый В. к. является многокомпонентным. Для адекватной оценки объекта его
следует считать комплексным, составным, что не только расширяет сферу реальной валидизации, но и делает ее результаты более точными и обоснованными. Разделение критерия на элементы в соответствии с элементами изучаемого тестом сложного качества,
области поведения осуществляется при характеристике синтетической валидности (см. ВАЛИДНОСТЬ КРИТЕРИАЛЬНАЯ)
Анализ и интерпретация связи тестовых оценок с В. к. опирается на количественные и качественные методы и вместе с выбором критерия является ключевым аспектом, определяющим достоверность характеристики валидности теста (см. ВАЛИДНОСТИ КОЭФФИЦИЕНТЫ).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.