ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ это что такое ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ: определение — Психология.НЭС
ВАГИНОПЛАСТИКА ВАГНЕР-ЯУРЕГГА МЕТОД

ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Найдено 5 определений термина ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Владимир Александрович Вагнер родился 17 марта 1849 г После обучения в средней школе он поступил в Петербургский университет для изучения биологии и психологии. Позже он окончил аспирантуру, защитил докторскую диссертацию и в 1906 г. стал профессором Петербургского университета. В период с 1910 по 1913 г. В.А. Вагнер выпустил двухтомное сочинение «Биологические основы сравнительной психологии». В этой книге он противопоставлял научному мировоззрению теологическое и метафизическое. Вагнер писал, что теологическое мировоззрение предполагает полное отрицание души и разума у животных, восприятие их как своеобразных механизмов. Эта концепция, как и метафизическая, не имеет для современной науки практически никакого значения. Для психологической науки, по мнению ученого, представляет важность научное мировоззрение, которое он рассматривал как столкновение двух противоположных научных школ. Первая основывается на том, что в психике человека нет ничего, чего бы не было в психике животного. Из этого постулата выводилось наличие сознания, воли и разума у всех представителей животного мира. В своей книге В.А. Вагнер показал наличие недостатков у этой теории - по его мнению, таким же образом можно вывести наличие сознания не только у млекопитающих и птиц, но и у насекомых и даже у растений. Вторая школа, являющаяся основой научного мировоззрения, одинаково подходит к измерению психики человека и животного мерой одноклеточных организмов. Таким образом, психические процессы сводятся к рефлексам, а взамен сознания на первый план выходит автоматизм. В работе «Биологические основы сравнительной психологии» Вагнер выступил с критикой обеих теорий. По его мнению, инстинкты человека и возможности его разума имеют рефлекторное происхождение, однако их нельзя сводить только к рефлексам. В 1924 г. Вагнер стал выпускать работы, объединенные общей темой: «Возникновение и развитие психических способностей». Всего таких выпусков было 9, последний вышел в 1929 г. По мнению ученого, значительное место в развитии психических функций ребенка занимают различные игры. По этой причине В.А. Вагнер посвятил большую часть этих работ именно детским играм. Игры, в которые играют с детьми, не достигшими трехлетнего возраста, еще не особенно разнообразны, они чаще всего направлены на развитие координации и навыков выполнения каких-то простейших действий. Со временем игры становятся разнообразнее, сюда уже относится и чтение книг, разучивание стихов, разгадывание головоломок, ребусов Исследуя детей в возрасте от 3 до 7 лет, В.А. Вагнер изучил некоторые особенности их восприятия и мышления, наиболее ярко проявляемые во время игры. Дети этого возраста обращают внимание не на основные признаки предметов, а на какие-либо отличительные, выделяющие их на фоне других Это относится к восприятию не только зрительных, но и слуховых образов. Получая информацию в виде, например, художественного текста, дети зачастую пропускают описания героев и пейзажей, некоторые подробности, зато внимательно следят за развитием сюжетной линии. Для того чтобы развивать все способности ребенка, Вагнер советует родителям перечитывать ему одно произведение несколько раз, а затем задавать вопросы по прочитанному Таким образом, по мнению ученого, развивается не только память и сообразительность, но также речевые навыки, что немаловажно для развития психических способностей ребенка Зрительное восприятие ребенка 3-7 лет также еще несовершенно. В.А. Вагнер считал, что в этом возрасте у ребенка начинает формироваться способность воспринимать конкретные предметы не только целиком, но и в виде отдельных составных частей. Для того чтобы развить у детей подобные навыки, Вагнер предлагал использовать в играх нарисованные элементарные фигуры - квадраты, круги, треугольники различного цвета и размера. Эти рисунки сыграют роль своего рода эталонов в восприятии ребенком форм и цветовой гаммы. Кроме того, в своей книге В.А Вагнер отразил огромную значимость игр с пространственными фигурами для детей любого возраста. Эти игры влияют на все органы чувств - осязание, зрение, иногда обоняние, слух и даже вкус. Такие материалы, как кубики, конструктор, помогают развить у ребенка пространственное мышление. Вообще, по мнению ученого, во время игры с пространственными предметами ребенок учится выявлять разнообразные связи и соотношения между объектами. В.А. Вагнер считал, что для более правильного и быстрого развития психических способностей ребенка необходимо давать ему различные задания, выполняемые в игровой форме. Причем желательно, чтобы они были направлены на реализацию различных функций. Так, например, после того как ребенок на ощупь определит различные предметы, скрытые в полотняном мешочке, ему придется еще и описать вслух их свойства. Другая игра, предложенная Вагнером в его книге, предполагает воспроизведение с помощью кубиков фигуры, нарисованной на листе бумаги. Одним из самых важных условий для развития психических способностей является память. В.А. Вагнер считал, что наиболее благоприятным периодом для ее развития является именно детский возраст. Для развития памяти ребенка он также предлагал различные игры, суть которых заключалась в назывании предметов, обладающих каким-либо одним характерным признаком. На основе собственных исследований Вагнер выделял три типа памяти. Во-первых, это образная память, которая участвует в запоминании зрительных образов, а также звуков. Кроме того, присутствует еще и словесно-логическая память, которая «работает» при запоминании информации «на слух», и эмоциональная память, при которой запоминаются эмоции, чувства и события. Значительная часть эмпирических исследований ученого была посвящена проблемам памяти. Он изучал эффекты, возникающие при кратковременной и долговременной памяти. Кроме того, он рассмотрел различные формы заучивания, свойственные всем людям вообще и детям в частности. Времени, которое требуется для запоминания фразы одним, другим оказывается совершенно недостаточно, однако то, что запоминается с трудом, помнится дольше. В.А. Вагнер установил, что люди по преобладающему принципу запоминания делятся на две группы. Одни склонны к механическому заучиванию, а другие - к смысловому запоминанию, причем последний способ дает лучшие результаты. В 1931 г. Вагнер оставил работу в Ленинградском университете, но продолжил заниматься научной деятельностью. В начале 1930-х гг. В.А. Вагнер вновь обратился к сравнительной психологии, его последняя работа, написанная незадолго до смерти, так и называется: «Сравнительная психология, область ее исследования и задачи». В ней он подробно разрабатывает проблему инстинктов и формулирует теорию флуктуации, или колебания инстинктов, для чего вводит понятие видового шаблона. При этом он понимает инстинкт не как стереотип, одинаковый для всех особей одного вида, а как определенную способность, неустойчивую и колеблющуюся в пределах видового шаблона. Из такой пластичности и вариабельности инстинктов Вагнер выводил особую роль индивидуальности в их формировании. Он считал, что, помимо мутаций, особую роль в формировании инстинктов играют различные флуктуации или приспособления. Кроме исследования инстинктов, Вагнер уделил внимание в своей книге разработке сравнительного метода в психологии. Он считал, что психика животных может быть непосредственно сравнима не с человеческой, а только с ближайшими в эволюционном ряду родственниками. Владимир Александрович Вагнер умер 8 марта 1934 г. Он считается основоположником сравнительной психологии в России. Он внес значительный вклад и в развитие мировой сравнительной психологии, разработав особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных, так называемый «биологический метод». Вагнер проводил исследования инстинктивного поведения, на основе которых выдвинул гипотезу об изменчивости инстинктов и о роли индивидуальности в их формировании.

Оцените определение:

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"151

Вагнер Владимир Александрович

(1849-1934) - русский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии.

Биография. С 1906 по 1931 г. - профессор Петербургского, затем Ленинградского университета.

Исследования. Исходил из учения Ч.Дарвина. Разработал особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных ("биологический метод"). Проводил исследования инстинктивного поведения, на основе которых выдвинул гипотезу об изменчивости инстинктов.

Сочинения. Биологические основания сравнительной психологии. 1910-1913;

Возникновение и развитие психических способностей. 1924-1929

Источник: Психологический словарь

ВАГНЕР Владимир Александрович

1849-1934) - русский советский биолог и психолог, основоположник сравнительной психологии в России Отстаивал изучение развития психики животных методами эволюционной биологии. Основные труды -«Психология животных», 2-е изд., М, 1902, «Биологические основания сравнительной психологии», т. 1,2, С.-Пб.- М., 1910-1913, «Возникновение и развитие психических способностей. Этюды по сравнительной психологии, вып. 1-9, Л., 1925-1929 Он выступал против упрощенчества в понимании поведения животных. Разработал теорию инстинктивной деятельности животных.

Источник: Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

ВАГНЕР Владимир Александрович

(1849—1934) — российский биолог, психолог и педагог, основатель сравнительной психологии в России. Окончил юридический (1874) и физико-математический (1882) фак-ты Московского ун-та. Д-р зоологии (1899). Приват-доцент Московского (1895—1905) и Петербургского (1906—1917) ун-тов. Одновременно — директор Петербургского коммерческого училища (1904—1917), профессор и вице-президент Психоневрологического института (1907—1917), профессор Педагогической академии (1907-1915). В 1917-1931 возглавлял кафедру сравнительной психологии в Ленинградском ун-те. В. разработал объективный (биологический ) метод исследования поведения животных, психику которых рассматривал как продукт длительной эволюции. Систематизировал огромный фактический материал, связанный с изучением инстинктов. Считал, что инстинктивные и разумные формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. В. критиковал как монизм сверху (антропоморфизм в сравнительной психологии), так и монизм снизу (утверждение, согласно которому везде, от инфузорий до человека, психика определяется автоматизмами). В. разрабатывал теорию флуктуации (колебания) инстинктов, считая, что инстинкты представляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями вида, а устойчивые и колеблющиеся формы поведения для каждого вида свои. Созданный В. биологический метод исследования поведения животных предусматривал изучение их жизнедеятельности не в сравнении с человеком и простейшими, составляющими две крайние генетические ступени, а с близстоящими в эволюционном ряду группами. Это давало возможность проследить качественные и количественные характеристики психики животных в онтогенезе и филогенезе, установить генетическую связь отдельных ступеней эволюции. В. был сторонником широкого распространения естественнонаучного образования. В средней школе считал необходимым расширять межпредметные связи, был сторонником комплексного метода преподавания на всех этапах обучения. Читал лекции по биологии и методике преподавания естествознания на Московских педагогических курсах, сотрудничал в журналах Природа и Естествознание в школе. Был одним из организаторов Общества распространения естественнонаучного исторического образования (1907), основателем Музея эволюции нервной системы и психики при Институте мозга. Основные труды В.: Методы естествознания в науке и школе, 1893; Биологические основания сравнительной психологии, т.1-2, СПб., 1910-1913; Биопсихология и смежные науки, Пг., 1923; Природа и школьник, М-Л., 1926; Возникновение и развитие психических способностей, вып. 1-9, Л., 1924—1929. А. В. Петровский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

1849–1934) — русский биолог и психолог, основатель отечественной сравнительной психологии. Автор книг „Биологические основания сравнительной психологии“, 1910 – 1913 и „Возникновение и развитие психических способностей“, 1924 – 1929. Разработал особый метод исследования на основе сравнения поведения близких в видовом отношении животных („биологический метод“). Проводил исследования инстинктивного поведения, на основе которых выдвинул гипотезу о изменчивости инстинктов.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Найдено рефератов по теме ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ — 0

Найдено книг по теме — 12

Найдено научных статей по теме — 12

О языковой личности Владимира Набокова

Фатеев А.Е.
Скачать PDF

Проблема возникновения и развития психических способностей у животных в трудах В. А. Вагнера

Колодкина Ольга Олеговна
Скачать PDF

«Страх есть сдерживающее начало…»: образ времени Владимира Шляпентоха

Лейбович О. Л.
Произведена реконструкция взглядов русско-американского социолога В. Шляпентоха на роль страха в истории общества. Поставлен вопрос: что движет человеческими поступками: ценностные ориентации, сформированные культурой, или эмоции, вызванные воздействием внешних сил? Установлено, что споры между социологами оказывают решающее воздействие на способы исторического описания.
Скачать PDF

О Владимире Петровиче Познякове

Лунева Ольга Викторовна
В июле 2012 г. отметил юбилей один из преподавателей Московского гуманитарного университета — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и этнической психологии Владимир Петрович Позняков. Ему исполнилось 60 лет. Он уже многие годы сотрудничает с журналом «Знание. Понимание. Умение», его статьи регулярно публикуются в нашем журнале. Поздравляя коллегу с юбилеем, мы предлагаем биографический очерк о нем, который подготовила профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета Ольга Викторовна Лунева. В статье охарактеризована научная деятельность российского психолога Владимира Петровича Познякова.
Скачать PDF

Сафонов Владимир Константинович

Скачать PDF

Владимир Петрович Зинченко

Скачать PDF

Направленность личности как вектор психического развития российского ученого Владимира Николаевича а

Долгова Валентина Ивановна
Эмпирическое исследование проведено с использованием биографического и лонгитюдного методов, ориентационной анкеты Б. Басса и метода контент-анализа произведений известного российского учёного Владимира Николаевича Анисимова. Биографический, лонгитюдный методы и контент анализ событийного ряда проведён по десяти главам биографического труда В.Н. Анисимова «Годы привередливые» и поэтических работ «Весенним месяцем нисаном…». На всех этапах сквозной характеристикой паттернов поведения В.Н. Анисимова явно выделяется модальная величина направленность на дело заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Скачать PDF

Артур Владимирович Петровский: ипостаси авторства*

Петровский Вадим
Скачать PDF

Интервью с Артуром Владимировичем петровским

Мухина Валерия
Скачать PDF

Интервью с Владимиром Пономаренко

Мухина В.С.
Владимир Александрович Пономаренко, 1933 г. рождения, украинец. Начальник Государственного научно-исследовательско го испытательного института авиакосмической медицины (1987-1992). Ведущий психофизиолог по летным испытаниям. Доктор медицинских наук, профессор психологии труда. Отличник здравоохранения СССР. Заслуженный деятель науки РФ. За службу в авиации ге не рал-майор медицинской службы в отставке В.А. Пономаренко награжден тремя орденами и 18 медалями. За результаты достижений в науке удостоен звания Лауреат Премии Правительства СССР и Правительства РФ. За работы в области образования избран действительным членом Российской академии образования, награжден Золотой медалью Академии, удостоен Российской академией наук дипломом Рубинштейна. Член семи общественных Академий, почетный профессор трех университетов. Удостоен звания «Почетный гражданин города Мелитополя» (2010 г.) Почетный ветеран Вооруженных сил. Удостоен звания «Лучший врач России» (2008 г.). Опубликовал девять авторских монографий и девять в соавторстве. Подготовил более 30 кандидатов наук и 12 докторов наук.
Скачать PDF

Владимир Федорович Чиж и зигмунд Фрейд: схождение биографий и различие судеб

Слабинский В.Ю.
В статье рассматривается биография и научные достижения выдающегося российского психиатра Владимира Федоровича Чижа в соотнесении с биографией и научными достижениями основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Основные вехи биографий главных героев удивительно схожи: родились в небольших провинциальных городках старых империй, разница в дате рождения менее одного года, образование получили в столичных университетах, увлекались философией Ницше, в глазах современников были хорошими организаторами и крупными учеными. Владимир Федорович Чиж изучал психиатрию у И.П. Мержеевского и закончил Военно-медицинскую академию одновременно с Владимиром Михайловичем Бехтеревым. Во время заграничной стажировки Чиж изучал гипноз у ведущих специалистов своего времени: Ж. Шарко, И. Бернхейма и Ж. Дельбёфа. Неврологию и психиатрию у П. Флексинга, методологию психологического эксперимента у В. Вундта. В 30 лет стал первым Главным врачом Петербургской городской больницы для душевнобольных во имя великомученика и целителя Пантелеймона (600 коек), где организовал одну из первых в России психологических лабораторий. Он родоначальник экспериментальной психологии в России. С 1811 по 1915 год заведовал кафедрой психиатрии Юрьевского университета (сейчас Тарту, Эстония). Чиж одним из первых развивал на русской почве понимание личности и индивидуальности с самых фундаментальных, врачебных позиций. Он автор около 200 печатных работ, включая ряд монографий, по различным вопросам психиатрии, невропатологии, криминальной антропологии и психологии. В.Ф. Чиж первым в мире сформулировал «принцип удовольствия», сделав это минимум на 6 лет раньше Фрейда, и одним из первых в России постулировал важность деятельностного подхода в психологии.
Скачать PDF

Слово о Владимире Петровиче Зинченко

Ждан Антонина
Рассматриваются представления В. П. Зинченко об органической психологии, о деятельности и сознании, о развитии человека на пути к духовности. Обосновывается положение о правомерности характеризовать эти представления как контуры новой самостоятельной концепции развития человека и личности. Подчеркивается их связь с традициями психологической мысли и прозрениями замечательных поэтов. Проведены сопоставления воззрений В. П. Зинченко с теориями Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Воссоздается портрет ученого, обращается внимание на особенности языка и стиля научных трудов В. П. Зинченко. Анализируются новые термины, введенные им в психологию.V. P. Zinchenkos notions about organic psychology, activity and consciousness and about mans development on the way to spirituality are considered in the article. Appropriateness of these notions characterizing as a contour for a new independent conception of development is based. Their interrelation with traditions of psychological thought and insights of remarkable poets are stressed. Comparison of V. P. Zinchenkos ideas with the theories L. S. Vygotsky and A. N. Leontiev are done. The portrait of the scientist is created, attention is paid to peculiarities of language and style of V. P. Zinchenkos scientific works. New notions, introduced by V. P. Zinchenko in psychology are analyzed.
Скачать PDF