УЗНАВАНИЯ, ДИАПАЗОН

Предыдущий термин:
УЗНАВАНИЕ

Следующий термин:
УЗНАВАНИЯ, ПАМЯТЬ

Содержание:

Найдено 1 определение:

УЗНАВАНИЯ, ДИАПАЗОН

Иногда употребляющийся и несколько вводящий в заблуждение синоним понятия диапазон чтения.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено научных статей по теме — 7

Диапазон приемлемости в установках юношей и девушек на сексуально-партнерские практики

Девятых Сергей Юрьевич
На эмпирическом материале исследуются сексуальные установки юношей и девушек (старший юношеский возраст). Выявлены партнерские практики, приемлемые и не приемлемые молодыми людьми. Предложена типология сексуально-партнерских установок (диапазон приемлемости). Дана содержательная характеристика каждого из выявленных типов установок. Выявлены особенности уровней диапазона приемлемости в связи с опытом сексуальной жизни и личностными особенностями его носителей.
Скачать PDF

Психологическое содержание и диагностика когнитивного стиля «Диапазон эквивалентности»

Косихин В.В.
В статье представлен анализ существующих подходов к психологическому содержанию когнитивного стиля «диапазон эквивалентности» (ДЭ), предлагается новая интерпретация этого конструкта, интегрирующая ряд предшествующих теорий. Указано направление для исследования детерминант ДЭ, его практической значимости. Описанное в работе эмпирическое исследование посвящено диагностике ДЭ. Выдвинута и получила подтверждение гипотеза: проявление ДЭ связано со способностью к понятийному обобщению (СПО). Разработана и апробирована методика диагностики ДЭ, свободная от влияния СПО, — ограниченная сортировка объектов.
Скачать PDF

Рецензия на статью Валерии Мухиной «Уникальный диапазон понятия "архетип"»

Петровский Вадим Артурович
Скачать PDF

Влияние смыслового фона на воспроизведение и узнавание слов-омонимов

Мамина Татьяна Михайловна
В работе рассматриваются результаты экспериментального исследования процесса заучивания слов-омонимов с предъявлением или без предъявления «смыслового фона». Показано, что предъявление слов-омонимов без «смыслового фона» приводит к снижению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Предъявление слов-омонимов совместно с образным «смысловым фоном», напротив, способствует повышению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Результаты рассматриваются в рамках теории сознания В. М. Аллахвердова.
Скачать PDF

Влияние интерпретации и узнавания объекта на его аффективную оценку: утка-белка, воспринимаемая как

Четвериков Андрей Анатольевич, Филиппова Маргарита Георгиевна, Чернов Роман Васильевич
В статье рассматривается изменение аффективных (эмоциональных) оценок под влиянием выбора одной из интерпретаций двойственных изображений и последующего решения задачи узнавания. В данной работе мы исходили из модели аффективной обратной связи при проверке гипотез. Ранее было показано, что принятие решения об узнавании оказывает влияние на последующую оценку стимула: чем больше информации накоплено о стимуле, тем выше будут его оценки при узнавании и тем ниже при его неузнавании (Chetverikov, 2014). Мы предположили, что принятое решение о выборе одной из интерпретаций стимула выступает в качестве источника информации при принятии решения об узнавании или неузнавании и в случае однозначных интерпретаций двойственного изображения. Соответственно, так же как и в случае однозначных стимулов, данное решение будет оказывать влияние на последующую оценку стимулов. Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. Оценки однозначных стимулов, соответствующих выбранной и невыбранной интерпретации двойственного стимула, изменяются в зависимости от принятого решения об узнавании так же, как оценки ранее предъявленных и новых однозначных стимулов соответственно. Если стимул «старый» (неважно, соответствует он двойственному изображению или реально предъявлялся) и узнается, он нравится больше, чем узнанный «новый» стимул, если же он не узнается — эффект противоположный. Другими словами, влияние принятия решения об узнавании на последующую оценку стимулов тем выше, чем больше информации накоплено о стимуле. Схожие результаты получены и при оценке уверенности в ответе. В случае узнавания оценки уверенности выше, чем в случае неузнавания, при этом различия в оценках уверенности в случае узнавания и неузнавания выше для «старых» стимулов, чем для «новых». Обнаруженные эффекты обсуждаются исходя из модели аффективной обратной связи при проверке гипотез.
Скачать PDF

Половые особенности корковых взаимодействий в связи с точностью узнавания коротких интервалов времен

Богомолов Александр Михайлович, Булатова Ольга Владимировна, Трасковский Вячеслав Владимирович, Бушов Юрий Валентинович, Литвинова Надежда Алексеевна
В проведенном исследовании выявлены половые различия в электрической активности головного мозга, как в состоянии покоя, так и после определения времени экспозиции визуального стимула. Проанализированы особенности активации коры, функциональной асимметрии и пространственно-временной синхронизации электрической активности отделов головного мозга у юношей и девушек в связи с восприятием коротких интервалов времени. В работе осуществлен анализ половой специфичности архитектуры корреляционных связей между психологическими показателями (конституциональными, интеллектуальными, психодинамическими и адаптационными). Исследованы характеристики функциональной активности головного мозга в группах юношей и девушек с различными точностью и скоростью узнавания временных интервалов, успешностью решения интеллектуальных задач и уровнем социально-психологической адаптации. На основе полового своеобразия мозговых механизмов сделаны предположения о дифференциально-психологических характеристиках адаптации и регуляции интеллектуальной деятельности у юношей и девушек.
Скачать PDF

Особенности восприятия и узнавания полисемии и омонимии

Мамина Татьяна Михайловна, Дедова Екатерина Анатольевна
В данном исследовании затрагивается проблема особенностей психологических механизмов понимания и выбора значения таких многозначных слов как омонимы и полисемичные слова. Несмотря на эмпирический материал, накопленный в этой области, по-прежнему нет однозначных методов, позволяющих различать омонимию и полисемию. Целью данной работы было выявление влияние омонимии и полисемии на процессы восприятия и узнавания вербальной информации. Было предположено, что, несмотря на столь близкую схожесть этих двух понятий, когнитивная работа с ними будет осуществляться по-разному. Были выдвинуты следующие гипотезы: 1. В зависимости от условий предъявления контекста предложения восприятие и узнавание слов-омонимов будет различным. При изменении контекста предложения в случае выбора целевого слова-омонима время принятия решения увеличивается, количество правильных ответов уменьшается. 2. Изменения контекста предложения, влекущие за собой изменения значения полисемичного слова, не будут влиять на восприятие и узнавание самого этого слова. 3. В зависимости от условий предъявления контекста восприятие и узнавание слов-омонимов и полисемичных слов будет различным. Сравнивалась эффективность восприятия и последующего узнавания целевых слов: слова-омонимы и полисемичные слова, в зависимости от условий предъявления контекста предложения. В контрольной группе в процедуре узнавания предъявлялись целевые слова без изменения контекста предложения и без изменения значения целевых слов. В первой экспериментальной группе предъявлялись целевые слова с изменением контекста предложения, но с сохранением значения слова. Во второй экспериментальной группе предъявление целевого слова сопровождалось изменением его первоначального значения. Результаты проведенного в данной работе эксперимента продемонстрировали, что узнавание полисемичных и омонимичных слов в контексте предложения происходит по-разному. Так, например, актуализация разных значений слова-омонима в контексте предложения ухудшает его восприятие и узнавание. В случае изменения значения слова-омонима за счет изменения контекста предложения время принятия решения при узнавании слова увеличивается, количество правильных ответов уменьшается. При этом актуализация разных значений полисемичных слов способствуют лучшему восприятию и узнаванию этих слов. При изменении значения полисемичного слова за счет изменения контекста предложения время принятия решения при узнавании уменьшается, количество правильных ответов увеличивается, по сравнению со словами-омонимами.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!