УЗНАВАНИЕ
проявление памяти как воспроизведение образа и понятия при повторном восприятии объекта.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Узнавание
(recognition) — осознание того, что воспринимаемый в данный момент стимул уже воспринимался ранее.
Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002
Узнавание
recognition). Способность правильно идентифицировать ранее воспринятые объекты при их повторном предъявлении.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Узнавание
начальный этап репродукции: сопоставление воспринимаемого в данный момент объекта, явления с аналогичным образом прошлого.
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
УЗНАВАНИЕ
опознавание воспринимаемого объекта как такового, который уже имеется по прошлому опыту; основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Узнавание
Термин, используемый в психологии: психический процесс отождествления объекта с тем, что уже было когда-то воспринято. При психических расстройствах часто нарушается процесс узнавания.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Узнавание (опознание)
Помимо очевидного значения, термин широко используется в контексте исследования памяти. Во время эксперимента на опознание участникам дают ряд возможных вариантов, из которых только один является правильным решением.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
узнавание
проявление памяти как воспроизведение образа и понятий при повторном восприятии объекта. У. – как знание, начальное умение характеризует низкий уровень усвоения материала, действий.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
УЗНАВАНИЕ
1. Осознание индивидом того, что данный объект или событие он уже видел ранее, пережил или заучил. 2. Экспериментальная процедура для изучения памяти; см. процедура узнавания. 3. Признание, понимаемое широко, то есть в отношении достижения, справедливости утверждения, доброты и т.д.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
УЗНАВАНИЕ
Определение воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Различают У. произвольное и непроизвольное. У. оказывается нарушенным при ряде психопатологических феноменов (ложные опознания, "уже виденное" - "никогда не виденное" и др.).
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
УЗНАВАНИЕ
один из процессов памяти, в результате которого воспринимаемое оценивается человеком как знакомое ему и относится в его сознании к известной ему категории. Психологически У. характеризуется возникновением у человека ощущения (чувства) знакомости воспринимаемого. У. основано на сличении полученного в результате восприятия впечатления, ощущения, образа, мысли, чувства и т. п. с тем, что уже имеется в памяти человека. См. память.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Узнавание
адекватное осознание индивидом того, что настоящее впечатление переживается им повторно, то есть он имел такой же точно опыт в прошлом. Характеристика долговременной памяти, в которой прежние впечатления сохраняются неопределенно длительное время. Нарушения узнавания разного типа у психиатрических пациентов проявляются различными психопатологическими феноменами (синдромы Капгра, Фреголи, иллюзии, иллюзии узнавания), хотя их связь с определенной формой памяти остуется неустановленной.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Узнавание
Категория. Опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия.
Специфика. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.
Виды. Выделяют:
- индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета,
- родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
УЗНАВАНИЕ
распознавание-опознание перцептируемых объектов-предметов, как уже ранее встречавшихся моделей-объектов-предметов и их предикатов свойств-элементов в 4 индивидуально апостериорном опыте субъекта, а модели-матрицы У. базируются на мультиоперациях сличения-сравнения индивидуально-конкретного впечатления конгруэнтно-относительно-коррелятивно со следоэффектами памяти; феномены У. могут быть иерархичными или же одновременными с выдвижением различных дифференциально-комбинированных моделей, как эталонов-парадигм опознавательных признаков, перцептируемых феноменов предметов-объектов, как мультиматрицы комбинационно-версионных опознаний предметов, явлений и их структурных ингредиентов, с корригацией-дополнениями-уточнениям-детализациями, как матрицы-кондиции дискурсивно-логических тектоник, связанных с гипотетическим мышлением-осмыслением предметов и их качеств-свойств с подключением-когеренцией моделей чувственно-эмотивно-мотивационного порядка, целеинтенциональных задач-программ субъекта.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
УЗНАВАНИЕ
опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту (-> идентификация). Его основа-сличение наличного восприятия с соответственными следами памяти, выступающими в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.
Выделяется узнавание предмета:
1) индивидуальное - как повторное восприятие именно данного предмета;
2) родовое - когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу.
Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. Как произвольное узнавание выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень узнавания всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. Как непроизвольное узнавание выступает, когда не ставится специальная задача на опознание. При этом оно бывает неполным, неопределенным, фантомным (когда переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, коего никогда не встречал) (-> парамнезия). Иногда неполное непроизвольное узнавание порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
УЗНАВАНИЕ
англ. recognition) - отождествление (идентификация перцептивная), признание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. идентифицируется к.-л. индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше. Родовое У. - это опознание (категоризация) вариативного предмета или явления, напр, некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект - значит отнести его к к.-л. известному классу объектов.
У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.
Особое явление представляет собой ложное У, когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен "уже пережитого" - фр. dejdvu). См. Псевдопамять.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
УЗНАВАНИЕ
опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту (см. Идентификация). У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. опознается какой-либо индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался ранее. Родовое У.— это опознавание вариативного предмета или явления, напр, некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект — значит отнести его к какому-либо известному классу объектов. У. может быть также сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены. Особое явление представляет собой сложное У., когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен уже пережитого). И, наконец, У. может быть произвольным и непроизвольным. В качестве произвольного У. выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень У. всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения не применялись. В качестве непроизвольного У. выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно при этом может быть неполным, неопределенным, фантомным. Иногда неполное непроизвольное У. порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г