УЗНАВАНИЕ это что такое УЗНАВАНИЕ: определение — Психология.НЭС
УЗЛЫ ГЕМОРРОИДАЛЬНЫЕ, ГЕМОРРОЙ УЗНАВАНИЯ, ДИАПАЗОН

УЗНАВАНИЕ

Найдено 13 определений термина УЗНАВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

УЗНАВАНИЕ

опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, и родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

УЗНАВАНИЕ

опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту (-> идентификация). Его основа-сличение наличного восприятия с соответственными следами памяти, выступающими в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.

Выделяется узнавание предмета:

1) индивидуальное - как повторное восприятие именно данного предмета;

2) родовое - когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу.

Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. Как произвольное узнавание выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень узнавания всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. Как непроизвольное узнавание выступает, когда не ставится специальная задача на опознание. При этом оно бывает неполным, неопределенным, фантомным (когда переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, коего никогда не встречал) (-> парамнезия). Иногда неполное непроизвольное узнавание порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

УЗНАВАНИЕ

Определение воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Различают У. произвольное и непроизвольное. У. оказывается нарушенным при ряде психопатологических феноменов (ложные опознания, "уже виденное" - "никогда не виденное" и др.).

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

УЗНАВАНИЕ

англ. recognition) - отождествление (идентификация перцептивная), признание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. идентифицируется к.-л. индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше. Родовое У. - это опознание (категоризация) вариативного предмета или явления, напр, некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект - значит отнести его к к.-л. известному классу объектов.

У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.

Особое явление представляет собой ложное У, когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен "уже пережитого" - фр. dejdvu). См. Псевдопамять.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Узнавание (опознание)

Помимо очевидного значения, термин широко используется в контексте исследования памяти. Во время эксперимента на опознание участникам дают ряд возможных вариантов, из которых только один является правильным решением.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Узнавание

Категория. Опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия.

Специфика. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.

Виды. Выделяют:

- индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета,

- родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.

Источник: Психологический словарь

УЗНАВАНИЕ

1. Осознание индивидом того, что данный объект или событие он уже видел ранее, пережил или заучил. 2. Экспериментальная процедура для изучения памяти; см. процедура узнавания. 3. Признание, понимаемое широко, то есть в отношении достижения, справедливости утверждения, доброты и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Узнавание

recognition). Способность правильно идентифицировать ранее воспринятые объекты при их повторном предъявлении.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

УЗНАВАНИЕ

опознавание воспринимаемого объекта как такового, который уже имеется по прошлому опыту; основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

УЗНАВАНИЕ

опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту (см. Идентификация). У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. опознается какой-либо индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался ранее. Родовое У.— это опознавание вариативного предмета или явления, напр, некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект — значит отнести его к какому-либо известному классу объектов. У. может быть также сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены. Особое явление представляет собой сложное У., когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен уже пережитого). И, наконец, У. может быть произвольным и непроизвольным. В качестве произвольного У. выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень У. всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения не применялись. В качестве непроизвольного У. выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно при этом может быть неполным, неопределенным, фантомным. Иногда неполное непроизвольное У. порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Узнавание

адекватное осознание индивидом того, что настоящее впечатление переживается им повторно, то есть он имел такой же точно опыт в прошлом. Характеристика долговременной памяти, в которой прежние впечатления сохраняются неопределенно длительное время. Нарушения узнавания разного типа у психиатрических пациентов проявляются различными психопатологическими феноменами (синдромы Капгра, Фреголи, иллюзии, иллюзии узнавания), хотя их связь с определенной формой памяти остуется неустановленной.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

узнавание

проявление памяти как воспроизведение образа и понятий при повторном восприятии объекта. У. – как знание, начальное умение характеризует низкий уровень усвоения материала, действий.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Узнавание

(recognition) — осознание того, что воспринимаемый в данный момент стимул уже воспринимался ранее.

Источник: Психология развития, методы исследования

Найдено рефератов по теме УЗНАВАНИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 4

Влияние смыслового фона на воспроизведение и узнавание слов-омонимов

Мамина Татьяна Михайловна
В работе рассматриваются результаты экспериментального исследования процесса заучивания слов-омонимов с предъявлением или без предъявления «смыслового фона». Показано, что предъявление слов-омонимов без «смыслового фона» приводит к снижению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Предъявление слов-омонимов совместно с образным «смысловым фоном», напротив, способствует повышению эффективности их заучивания по сравнению с нейтральными словами. Результаты рассматриваются в рамках теории сознания В. М. Аллахвердова.
Скачать PDF

Влияние интерпретации и узнавания объекта на его аффективную оценку: утка-белка, воспринимаемая как

Четвериков Андрей Анатольевич, Филиппова Маргарита Георгиевна, Чернов Роман Васильевич
В статье рассматривается изменение аффективных (эмоциональных) оценок под влиянием выбора одной из интерпретаций двойственных изображений и последующего решения задачи узнавания. В данной работе мы исходили из модели аффективной обратной связи при проверке гипотез. Ранее было показано, что принятие решения об узнавании оказывает влияние на последующую оценку стимула: чем больше информации накоплено о стимуле, тем выше будут его оценки при узнавании и тем ниже при его неузнавании (Chetverikov, 2014). Мы предположили, что принятое решение о выборе одной из интерпретаций стимула выступает в качестве источника информации при принятии решения об узнавании или неузнавании и в случае однозначных интерпретаций двойственного изображения. Соответственно, так же как и в случае однозначных стимулов, данное решение будет оказывать влияние на последующую оценку стимулов. Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. Оценки однозначных стимулов, соответствующих выбранной и невыбранной интерпретации двойственного стимула, изменяются в зависимости от принятого решения об узнавании так же, как оценки ранее предъявленных и новых однозначных стимулов соответственно. Если стимул «старый» (неважно, соответствует он двойственному изображению или реально предъявлялся) и узнается, он нравится больше, чем узнанный «новый» стимул, если же он не узнается — эффект противоположный. Другими словами, влияние принятия решения об узнавании на последующую оценку стимулов тем выше, чем больше информации накоплено о стимуле. Схожие результаты получены и при оценке уверенности в ответе. В случае узнавания оценки уверенности выше, чем в случае неузнавания, при этом различия в оценках уверенности в случае узнавания и неузнавания выше для «старых» стимулов, чем для «новых». Обнаруженные эффекты обсуждаются исходя из модели аффективной обратной связи при проверке гипотез.
Скачать PDF

Половые особенности корковых взаимодействий в связи с точностью узнавания коротких интервалов времен

Богомолов Александр Михайлович, Булатова Ольга Владимировна, Трасковский Вячеслав Владимирович, Бушов Юрий Валентинович, Литвинова Надежда Алексеевна
В проведенном исследовании выявлены половые различия в электрической активности головного мозга, как в состоянии покоя, так и после определения времени экспозиции визуального стимула. Проанализированы особенности активации коры, функциональной асимметрии и пространственно-временной синхронизации электрической активности отделов головного мозга у юношей и девушек в связи с восприятием коротких интервалов времени. В работе осуществлен анализ половой специфичности архитектуры корреляционных связей между психологическими показателями (конституциональными, интеллектуальными, психодинамическими и адаптационными). Исследованы характеристики функциональной активности головного мозга в группах юношей и девушек с различными точностью и скоростью узнавания временных интервалов, успешностью решения интеллектуальных задач и уровнем социально-психологической адаптации. На основе полового своеобразия мозговых механизмов сделаны предположения о дифференциально-психологических характеристиках адаптации и регуляции интеллектуальной деятельности у юношей и девушек.
Скачать PDF

Особенности восприятия и узнавания полисемии и омонимии

Мамина Татьяна Михайловна, Дедова Екатерина Анатольевна
В данном исследовании затрагивается проблема особенностей психологических механизмов понимания и выбора значения таких многозначных слов как омонимы и полисемичные слова. Несмотря на эмпирический материал, накопленный в этой области, по-прежнему нет однозначных методов, позволяющих различать омонимию и полисемию. Целью данной работы было выявление влияние омонимии и полисемии на процессы восприятия и узнавания вербальной информации. Было предположено, что, несмотря на столь близкую схожесть этих двух понятий, когнитивная работа с ними будет осуществляться по-разному. Были выдвинуты следующие гипотезы: 1. В зависимости от условий предъявления контекста предложения восприятие и узнавание слов-омонимов будет различным. При изменении контекста предложения в случае выбора целевого слова-омонима время принятия решения увеличивается, количество правильных ответов уменьшается. 2. Изменения контекста предложения, влекущие за собой изменения значения полисемичного слова, не будут влиять на восприятие и узнавание самого этого слова. 3. В зависимости от условий предъявления контекста восприятие и узнавание слов-омонимов и полисемичных слов будет различным. Сравнивалась эффективность восприятия и последующего узнавания целевых слов: слова-омонимы и полисемичные слова, в зависимости от условий предъявления контекста предложения. В контрольной группе в процедуре узнавания предъявлялись целевые слова без изменения контекста предложения и без изменения значения целевых слов. В первой экспериментальной группе предъявлялись целевые слова с изменением контекста предложения, но с сохранением значения слова. Во второй экспериментальной группе предъявление целевого слова сопровождалось изменением его первоначального значения. Результаты проведенного в данной работе эксперимента продемонстрировали, что узнавание полисемичных и омонимичных слов в контексте предложения происходит по-разному. Так, например, актуализация разных значений слова-омонима в контексте предложения ухудшает его восприятие и узнавание. В случае изменения значения слова-омонима за счет изменения контекста предложения время принятия решения при узнавании слова увеличивается, количество правильных ответов уменьшается. При этом актуализация разных значений полисемичных слов способствуют лучшему восприятию и узнаванию этих слов. При изменении значения полисемичного слова за счет изменения контекста предложения время принятия решения при узнавании уменьшается, количество правильных ответов увеличивается, по сравнению со словами-омонимами.
Скачать PDF