УЗНАВАНИЕ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УЗНАВАНИЕ
проявление памяти как воспроизведение образа и понятия при повторном восприятии объекта.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Узнавание
(recognition) — осознание того, что воспринимаемый в данный момент стимул уже воспринимался ранее.

Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002

Узнавание
recognition). Способность правильно идентифицировать ранее воспринятые объекты при их повторном предъявлении.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Узнавание
начальный этап репродукции: сопоставление воспринимаемого в данный момент объекта, явления с аналогичным образом прошлого.

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

УЗНАВАНИЕ
опознавание воспринимаемого объекта как такового, который уже имеется по прошлому опыту; основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Узнавание
Термин, используемый в психологии: психический процесс отождествления объекта с тем, что уже было когда-то воспринято. При психических расстройствах часто нарушается процесс узнавания.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Узнавание (опознание)
Помимо очевидного значения, термин широко используется в контексте исследования памяти. Во время эксперимента на опознание участникам дают ряд возможных вариантов, из которых только один является правильным решением.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

узнавание

проявление памяти как воспроизведение образа и понятий при повторном восприятии объекта. У. – как знание, начальное умение характеризует низкий уровень усвоения материала, действий.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

УЗНАВАНИЕ
1. Осознание индивидом того, что данный объект или событие он уже видел ранее, пережил или заучил. 2. Экспериментальная процедура для изучения памяти; см. процедура узнавания. 3. Признание, понимаемое широко, то есть в отношении достижения, справедливости утверждения, доброты и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

УЗНАВАНИЕ
Определение воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Различают У. произвольное и непроизвольное. У. оказывается нарушенным при ряде психопатологических феноменов (ложные опознания, "уже виденное" - "никогда не виденное" и др.).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

УЗНАВАНИЕ
один из процессов памяти, в результате которого воспринимаемое оценивается человеком как знакомое ему и относится в его сознании к известной ему категории. Психологически У. характеризуется возникновением у человека ощущения (чувства) знакомости воспринимаемого. У. основано на сличении полученного в результате восприятия впечатления, ощущения, образа, мысли, чувства и т. п. с тем, что уже имеется в памяти человека. См. память.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Узнавание
адекватное осознание индивидом того, что настоящее впечатление переживается им повторно, то есть он имел такой же точно опыт в прошлом. Характеристика долговременной памяти, в которой прежние впечатления сохраняются неопределенно длительное время. Нарушения узнавания разного типа у психиатрических пациентов проявляются различными психопатологическими феноменами (синдромы Капгра, Фреголи, иллюзии, иллюзии узнавания), хотя их связь с определенной формой памяти остуется неустановленной.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Узнавание
Категория. Опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия.
Специфика. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.
Виды. Выделяют:
- индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета,
- родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

УЗНАВАНИЕ
распознавание-опознание перцептируемых объектов-предметов, как уже ранее встречавшихся моделей-объектов-предметов и их предикатов свойств-элементов в 4 индивидуально апостериорном опыте субъекта, а модели-матрицы У. базируются на мультиоперациях сличения-сравнения индивидуально-конкретного впечатления конгруэнтно-относительно-коррелятивно со следоэффектами памяти; феномены У. могут быть иерархичными или же одновременными с выдвижением различных дифференциально-комбинированных моделей, как эталонов-парадигм опознавательных признаков, перцептируемых феноменов предметов-объектов, как мультиматрицы комбинационно-версионных опознаний предметов, явлений и их структурных ингредиентов, с корригацией-дополнениями-уточнениям-детализациями, как матрицы-кондиции дискурсивно-логических тектоник, связанных с гипотетическим мышлением-осмыслением предметов и их качеств-свойств с подключением-когеренцией моделей чувственно-эмотивно-мотивационного порядка, целеинтенциональных задач-программ субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

УЗНАВАНИЕ
опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту (-> идентификация). Его основа-сличение наличного восприятия с соответственными следами памяти, выступающими в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.
Выделяется узнавание предмета:
1) индивидуальное - как повторное восприятие именно данного предмета;
2) родовое - когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу.
Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. Как произвольное узнавание выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень узнавания всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения ни применялись. Как непроизвольное узнавание выступает, когда не ставится специальная задача на опознание. При этом оно бывает неполным, неопределенным, фантомным (когда переживается, например, чувство знакомости в отношении человека, коего никогда не встречал) (-> парамнезия). Иногда неполное непроизвольное узнавание порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

УЗНАВАНИЕ
англ. recognition) - отождествление (идентификация перцептивная), признание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. идентифицируется к.-л. индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше. Родовое У. - это опознание (категоризация) вариативного предмета или явления, напр, некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект - значит отнести его к к.-л. известному классу объектов.
У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.
Особое явление представляет собой ложное У, когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен "уже пережитого" - фр. dejdvu). См. Псевдопамять.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

УЗНАВАНИЕ
опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту (см. Идентификация). У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. опознается какой-либо индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался ранее. Родовое У.— это опознавание вариативного предмета или явления, напр, некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект — значит отнести его к какому-либо известному классу объектов. У. может быть также сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены. Особое явление представляет собой сложное У., когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен уже пережитого). И, наконец, У. может быть произвольным и непроизвольным. В качестве произвольного У. выступает, когда оно используется для установления эффективности запоминания или заучивания. Уровень У. всегда выше уровня воспроизведения, какие бы приемы воспроизведения не применялись. В качестве непроизвольного У. выступает, когда не стоит специальная задача на опознание. Оно при этом может быть неполным, неопределенным, фантомным. Иногда неполное непроизвольное У. порождает задачу припоминания и переходит в произвольное.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
456.54 кб

Влияние смыслового фона на воспроизведение и узнавание слов-омонимов

Мамина Татьяна Михайловна
В работе рассматриваются результаты экспериментального исследования процесса заучивания слов-омонимов с предъявлением или без предъявления «смыслового фона».
Читать PDF
181.39 кб

Особенности симптома ложных узнаваний при алкогольных психозах

В. Ю. Иванцов
The aim of this work was description of semiotics of false recognitions for alcoholic psychosis and comparing them with similar symptoms in the paranoid schizophrenia.
Читать PDF
414.72 кб

Влияние интерпретации и узнавания объекта на его аффективную оценку: утка-белка, воспринимаемая как

Четвериков Андрей Анатольевич, Филиппова Маргарита Георгиевна, Чернов Роман Васильевич
В статье рассматривается изменение аффективных (эмоциональных) оценок под влиянием выбора одной из интерпретаций двойственных изображений и последующего решения задачи узнавания.
Читать PDF
584.17 кб

Половые особенности корковых взаимодействий в связи с точностью узнавания коротких интервалов времен

Богомолов Александр Михайлович, Булатова Ольга Владимировна, Трасковский Вячеслав Владимирович, Бушов Юрий Валентинович, Литвинова Надежда Алексеевна
В проведенном исследовании выявлены половые различия в электрической активности головного мозга, как в состоянии покоя, так и после определения времени экспозиции визуального стимула.
Читать PDF
167.89 кб

Особенности восприятия и узнавания полисемии и омонимии

Мамина Татьяна Михайловна, Дедова Екатерина Анатольевна
В данном исследовании затрагивается проблема особенностей психологических механизмов понимания и выбора значения таких многозначных слов как омонимы и полисемичные слова.
Читать PDF
842.90 кб

ЭФФЕКТ ОТСРОЧЕННОГО СНИЖЕНИЯ УЗНАВАНИЯ ЗНАКОМОГО МАТЕРИАЛА КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЧЕТАНИЯ НАМЕРЕНИЯ ЗАБЫТЬ

Гофман Алена Алексеевна, Нуркова Вероника Валерьевна
В статье подвергается критике сложившаяся в современных исследованиях намеренного забывания ситуация игнорирования специфики мнемического действия и его уровневой структуры (цель и прием).
Читать PDF
771.92 кб

Эффект символа как механизм узнавания ритуала

Мастина Марина Анатольевна
Рассматриваются особенности обрядовой культуры мордовского народа. Раскрываются структурность обряда, понятие повторяемости как информационной ценности в обряде.
Читать PDF
382.35 кб

Институты хаоса: проблема узнавания

Сатаров Георгий Александрович
Exploitation of chaos in social order is natural and inevitable due to the all-pervading role of fortuity inherent in the nature of things.
Читать PDF
267.99 кб

Доктрина узнавания (Пратьябхиджня-даршана) в трактате «Сарвадаршана-санграха»

Иванов Владимир Павлович
Статья представляет собой анализ главы «Пратьябхиджня-даршана» («Доктрина Узнавания») известного философского санскритского трактата «Сарвадаршана-санграха».

Похожие термины:

  • НА УЗНАВАНИЕ, ТЕСТ

    Любой тест, который основывается на дифферен-ТШии старого, ранее виденного материала и нового материала. Большинство испытаний с множественным выбором относится к этому типу.
  • УЗНАВАНИЯ, ДИАПАЗОН

    Иногда употребляющийся и несколько вводящий в заблуждение синоним понятия диапазон чтения.
  • Эффект узнавания

    эффект, суть которого в том, что повторяющаяся демонстрация одного и того же стимула приводит к его узнаванию и, следовательно, увеличивает привлекательность.
  • Иллюзия узнавания людей

    ложные идентификации образов реально воспринимаемых людей. Например, вместо незнакомого человека видится знакомый, родственник, кто-то из умерших людей (значительно реже, повидимому, бывает наоб
  • Симптом ретроспективных нарушений узнавания

    Краснов, 1976) – ретроспективный вариант симптомов Капгра (положительного или отрицательного двойников), когда впервые увиденный незнакомый человек позднее вспоминается как некий родственник или
  • УЗНАВАНИЯ, ПАМЯТЬ

    Память, оцениваемая при помощи процедуры узнавания.
  • УЗНАВАНИЯ, СЛОВАРЬ

    См. пассивный словарь.
  • УЗНАВАНИЯ, ПРОЦЕДУРА

    или метод) – экспериментальная методика изучения памяти, в которой испытуемый должен узнать, были или нет в заученном им ранее ряде стимулов те, что предъявляются ему несколько позднее.
  • УЗНАВАНИЯ МЕТОД (УЗНАВАНИЯ ПРОЦЕДУРА)

    экспериментальная процедура, используемая в исследованиях памяти. В ней испытуемому предлагается реагировать на серию тестовых стимулов, выделяя (узнавая) их среди других стимулов.