УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ
Увлеченность работой
обозначает отношение работника к тому, что он делает в организации. Понятие (work engagement) является одним из центральных в организационной психологии и представляет собой выражение положительного состояния человека на работе. Человек увлечен своей работой, в самом процессе деятельности он находит смысл, интерес и удовольствие.
УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ
ЗАХОПЛЕНАСЦЬ ПРАЦАЙ / PASSION FOR WORK– позитивное, приносящее удовлетворение и связанное с работой явление, которое характеризуется энергичностью (высокий уровень бодрости, готовность работника к значительным усилиям, настойчивость и решительность при возникновении сложностей в работе), энтузиазмом (преданность работе, чувство значимости своего труда, воодушевление и гордость в отношении работы) и поглощенностью (концентрация и погружение в работу, переживание счастья, ощущение того, что время на работе пролетает незаметно, отсутствие желания отвлечься от работы и/или прекратить ее). Термин У. р. предложили К. Маслач и М. Лейтер для обозначения явле ния, противоположного выгоранию. Часто У. р. отождествляют с понятием вовлеченности в работу (job involvement), что не совсем корректно, т. к. вовлеченность в работу определяется как степень, с которой индивид воспринимает свою работу, как часть своей Я-концепции. Как отмечает О. В. Полунина, лонгитюдные исследования феномена У. р. показали стабильность этого явления во времени. Таким образом, У. р.– это не кратковременное и преходящее состояние, а достаточно стойкая и затрагивающая различные психические процессы (как аффективные, так и когнитивные) личностная характеристика. Важно также подчеркнуть, что У. р. является одним из проявлений внутренней мотивации. Отношение к работе увлеченных обусловлено не внешними мотиваторами, а внутренней сутью профессиональной деятельности. В психологии феномену У. р. в разное время были посвящены работы Э. Демерути, А. Беккера, Д. Де Йонге, К. П. Янссена, В. Шауфелли, О. В. Полунина, М. Саланова, A. Симадзу, С. А. Липатова, Е. Ю. Мандрикова и др. А. Беккер и коллеги описывали увлеченного работой человека следующим образом: часто переживает позитивные эмоции, включая счастье, удовольствие и восторг; имеет хорошее психическое и психологическое здоровье; качественно выполняет свою работу, находит ресурсы в самом себе; передает свою увлеченность другим. Структурированное интервью с группой голландцев– представителей различных профессий, характеризующихся высокой увлеченностью работой, показало, что все они активные деятели, проявляющие инициативу в работе и сами обеспечивающие себе позитивную обратную связь. Их жизненные ценности во многом совпадают с ценностями организации, в которой они работают, и они активно включаются в различные виды деятельности, помимо работы. Иногда они испытывают усталость, но это переживание для них не является исключительно негативным, это такое приятное состояние, связанное с удовлетворением от достижений. Увлеченность работой отличается от трудоголизма, т. к. в жизни людей, увлеченных работой, имеет место баланс между работой и другими видами деятельности. Они работают не потому, что не могут не работать, но потому, что это их забавляет. У. р. исследуется в психологии в связи с проблемами выгорания, перфекционизма, удовлетворенности трудом, мотивации и др. Феномен У. р. исследовался и в кросс-культурной перспективе. Сравнение данного показателя у работников 15 стран показало, что наиболее вовлеченными в работу являются французы и финны, наименее– японцы. Для диагностики У. р. в современных русскоязычных исследованиях получила широкое распространение Утхретская шкала увлеченности работой (Utrecht Work Engage ment Scale– UWES) В. Шауфели, адаптированная в России Д. А. Кутузовой. Опросник (и в англо-, и в русскоязычной версиях) состоит из 17 пунк тов, образующих три шкалы увлеченности работой: энергичность (6 пунктов), энтузиазм (5 пунктов), поглощенность (6 пунктов). О высокой степени увлеченности говорит высокий уровень выраженности всех трех шкал. Мерами, содействующими У. р., являются: создание благоприятных условий для работы; минимизация факторов, ведущих к переутомлению; развитие чувства поддержки, доверия в коллективе; поощрение персонала к развитию новых навыков, принятию участия в решении рабочих задач; открытость руководства к общению; поддержание баланса между работой и личной жизнью и др. С. И. Хонский