Утонченность УТОПЛЕНИЕ

УТОПИЯ

Найдено 3 определения термина УТОПИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

УТОПИЯ

Идеальное общество. Заимствованный из произведения Томаса Мора 1516 г. с таким же названием, этот термин относится к любой фантастической системе социального, политического и личного совершенства. Различные люди со времен Мора приложили руку к описанию утопий, американский бихевиорист Б.Ф. Скиннер был среди них. См. Вальден два.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Утопия

как феномен менталитета) [греч. u — нет + typos — место] — дословно "Нигдея", "страна которой нет" — идеальное состояние, которого якобы может достичь совместная жизнь людей. Хотя термин У. принадлежит Т.Мору, прообразом всех У. является "Государство" Платона. Авторы многочисленных У. исходили из предположения, что развитие техники, достижение материального изобилия и совершенное государственное устройство могут обеспечить всеобщее благоденствие и расходились лишь в определении значения этих трех факторов. Попытки реализовать утопические идеалы не имели однако успеха. Н. Бердяев и О. Хаксли обосновали парадоксальный вывод, согласно которому осуществление У. возможно, и проблема заключается в том, чтобы его избежать, ибо реализация идеала обессмыслит человеческую жизнь. Опыт проведения в жизнь утопических принципов оказался скорее негативным и сопряженным с большими жертвами. К концу XX в. получила распространение точка зрения, по которой У. не осуществима психологически, из-за несовершенства самого человека как родового существа. Действительно, негативные черты, присущие той или иной личности, не обусловлены исключительно несовершенством общественного устройства. В то же время психологически неизбежно и создание новых У., ибо генетическая программа, реализуемая в процессе индивидуального развития, предполагает построение моделей желательного будущего, а на психологическом уровне они воплощаются в надеждах, предельной формой которых выступает У. А.А. Брудный

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

Утопия

термин Т.Мора (1516), обозначает идеальное общество. Ныне обозначает любую фантастическую систему социального, политического и личного совершенства. О том, что общество может быть устроено иднально для всех их хотя бы для большинства как забыли и называют это утопией. Общество все больше напоминает социал-дарвинистическую систему, где надо конкурировать, обманывать и все делать во вред другому человеку рад сосбственного прнзрачного успеха.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено научных статей по теме — 2

Человекоцентрированный подход в организациях: утопия или стратегический потенциал?

Колпачников Вениамин Валентинович, Тишова Алла Николаевна
В статье анализируются возможности и пути применения человекоцентрированного подхода в деловых отношениях в современных бизнес-организациях. Насколько возможно, реалистично и целесообразно применять гуманистический человекоцентрированный подход, разработанный известным американским психологом Карлом Роджерсом, в жесткой конкурентной сфере деловых отношений и бизнеса? С опорой на взгляды известного человекоцентрированного бизнес-консультанта Эрнеста Медоуса (Ernest Meadows), коллеги и последователя К. Роджерса, операционализируется понятие «компетентность в человекоцентрированном подходе» как владение четырьмя человекоцентрированными умениями: эмпатическим слушанием, конгруэнтностью, эмпатией и безусловным позитивным уважением/принятием. Описываются модель работника, компетентного в человекоцентрированном подходе, а также модель полноценно функционирующей рабочей общности — организации, состоящей из работников, компетентных в человекоцентрированом подходе. Раскрываются особенности разрешения конфликтных ситуаций в новых рабочих общностях, способы выдачи распоряжений и проведения разговоров о продуктивности деятельности, принципы распределения обязанностей между сотрудниками в соответствии с их способностями и возможностями, культура обещаний, характеристики лидерства и исполнения, целесообразность и возможности использования эмпатии в деловых отношениях и др. Приводятся конкретные примеры-иллюстрации применения человекоцентрированного подхода в реальных деловых отношениях и организациях. Делается вывод о том, что человекоцентрированный подход — не утопия или идеалистическая мечта, но стратегический потенциал и направление развития организаций, стремящихся к тому, чтобы быть конкурентоспособными и эффективными в современных условиях развития и внедрения высоких технологий и интенсивного делового взаимодействия в бизнесе.
Скачать PDF

Утопическое чтение: к вопросу о герметичности «Утопии» томаса Мора

Каспэ Ирина
В статье исследуется особый коммуникативный режим, который задается «Утопией» Томаса Мора. Рассматривая понятие утопии в историко-культурном контексте, автор статьи исходит из убеждения, что именно с «Золотой книжечки» начинается история утопического письма и чтения (и вообще любых утопических практик), и что написанные впоследствии утопии можно расценивать как вариант рецепции книги Мора. Классическая утопия обладает статусом дидактического повествования, навязывающего жесткую программу восприятия. Однако рецептивные исследования последних десятилетий показывают, что реальные практики чтения утопий разнообразны и противоречивы, часто связаны с замешательством, с непониманием мотиваций утопического письма, с осознанием его герметичности. Отсюда, как правило, делается вывод, что утопия предполагает «диалогическое» чтение, намеренно провоцируя своих реципиентов на активный и творческий поиск. В данной статье выдвигается более радикальное предположение тип письма, используемый в «Утопии» Мором, во многом противоречит тем ценностным принципам, на которые в дальнейшем опирается институт новоевропейской литературы: именно поэтому к классической утопии так сложно применить выработанные в рамках литературной теории подходы (например, определить заложенную в тексте «программу чтения»). Являясь продуктом Нового времени, утопия, с одной стороны, отражает появление новых моделей отношений с реальностью (проблематика «новоевропейской репрезентации», описанная М. Ямпольским) и отношений субъекта с собой (проблематика «формирования „я“ в эпоху Ренессанса», исследованная С. Гринблаттом); с другой становится индикатором культурного недоверия к этим моделям (к их «иллюзорности», «фиктивности», «искусственности»). Как демонстрируется в статье, «Золотая книжечка» осваивает новые механизмы репрезентации и идентичности и, одновременно, пытается их блокировать, что, собственно, и создает эффект герметичности, «автореферентности», по которому опознается классическая утопия.The article explores the specific communicative regime established in Thomas More’s Utopia. Classical utopia possesses the status of a didactic narrative which imposes a rigid pattern of perception. However, in recent decades, reception studies demonstrates that actual practices of reading utopias are various, contradictory, and often associated with confusion and a lack of understanding of the motivations for utopian writing, as well as with the recognition of its hermeticity. The conclusion which usually follows from this is that utopia implies “dialogical” reading, intentionally inspiring an active and creative reader’s response. This article provides more a radical suggestion: the type of writing used by More in his Utopia, in many respects, contradicts the value principles on which the European institute of literature was based. This is why it is difficult to apply the approaches of literary theory to classical utopia (for example, to identify the “program of reading” foreseen by the text). As a phenomenon of early modern culture, utopia, on the one hand, reflects the new patterns of personal relationship with reality (the “classical representation” issue described by Mikhail Yampolsky), and with the self (the “Renaissance self-fashioning” issue, examined by Stephen Greenblatt). On the other hand, utopia becomes an indicator of the cultural distrust of these patterns of their “illusiveness,” “fictitiousness,” or “artificiality.” As the article demonstrates, More’s Utopia absorbs new tools of representation and identity while attempting to block them at the same time. Thus, the well-known effect of hermeticity, or the “autoreference” of classical utopia, could be produced.
Скачать PDF