Утилитаризм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Утилитаризм
Этическая система, которая утверждает, что оценка любого действия должна осуществляться, прежде всего, на основе его последствий, его способности принести позитивные плоды. Однако абсолютная инстанция, с высоты которой можно было бы судить, являются последствия позитивными или нет, остается неопределенной. Поэтому ценность объекта того или иного действия не считается определяющей; отрицается даже то, что действие может быть плохим по самой своей сути В У. этика вместо блага справедливого (того, что наш ум рассматривает как свое благо и причину собственного совершенства) обращается к благу полезному.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

УТИЛИТАРИЗМ
(от лат. польза) – узкий практицизм, делячество, стремление извлекать из всего только непосредственную материальную или другую выгоду. В более широком смысле – это принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. У. – это отрицание возвышенных мотивов, преуменьшение роли духовных интересов человека. Теоретики У. продолжили традицию гедонизма (см. Гедонизм) в этике (англичане А. Бэн, Д. Милль, Дж. Ст. Милль). У., по их взглядам, проистекает из «природы человека», из его естественного стремления испытывать наслаждение и избегать страдания. Основа этики У., согласно А. Бэну, принцип наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. Выбор поведения определяется подсчетом выгод и потерь, влекущих за собой различные поступки. Дж. Ст. Милль дополнил принцип личного счастья требованием солидарности и согласования интересов всех людей. Так или иначе понятие У. означает подчинение всех действий эгоистическому расчету, получению выгоды, пользы.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

УТИЛИТАРИЗМ
УТЫЛІТАРЫЗМ / UTILITARIANISM (от лат. utilis– полезный)– направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью (интегральным удовольствием или счастьем, полученным всеми сторонами), при этом поступок судим не сам по себе, а по его результатам. В основе У. лежат гедонизм и эвдемонизм– ценностные (аксиологические) учения, согласно которым высшей ценностью является удовольствие или счастье. В У. отрицаются возвышенные мотивы, преуменьшается роль духовных интересов человека. Согласно теоретикам У. (А. Бэну, Д. Миллю, Дж. Ст. Миллю), он проистекает из природы человека, его естественного стремления испытывать наслаждение и избегать страдания. Основа этики У., согласно А. Бэну, принцип наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. Выбор поведения определяется подсчетом выгод и потерь, влекущих за собой различные поступки. Дж. Ст. Милль дополнил принцип личного счастья требованием солидарности и согласования интересов всех людей. В начале XXI в. У. был крайне популярен среди философов-трансгуманистов. По мнению гедонистических трансгуманистов, построение общества всеобщего счастья, избавление от страданий возможно через искусственное изменение психики с помощью психотропных препаратов или радикальной перестройки мозга. Так, например, Д. Пирс рассматривает гедонизм как основополагающую нравственную ценность для всей биосферы, выступает за увеличение счастья не только людей, но и всех чувствующих существ, предагает перепрограммирование психики всех хищных животных, чтобы уничтожить сам феномен хищничества. Российский трансгуманист В. Ю. Аргонов решением проблемы всеобщего гедонизма видит нахождение единого нейрокоррелята удовольствия, на основе чего можно будет произвольно регулировать/программировать у человека переживание удовольствия от любых действий (даже ранее вызывавших отрицательные эмоции). Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
274.43 кб

Гендерные коммуникативные стратегии: мужской утилитаризм vs. женская игра часть 1

Шаров К.С.
В данной статье проведен анализ репрезентации гендерных ролей и гендерных стереотипов в невербальной коммуникации. Показано, что существуют две различные гендерные коммуникативные субкультуры – мужская и женская.
Читать PDF
174.92 кб

Утилитаризм Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского

Фролова Наталия Александровна
Ядром философских учений о человеке, разработанных Чернышевским, Лавровым и Михайловским, являлась идея целостного понимания человека, согласно которой личность представляет собой нераздельное целое и в этой связи все внутренние и
Читать PDF
268.23 кб

Утилитаризм как философия образования

Яркова Е.Н.
Цель. Статья посвящена репрезентации утилитаризма как философии образования. Центральная проблема работы релевантность утилитаристских стратегий современному этапу развития образования в России.
Читать PDF
298.15 кб

Социальный утилитаризм: принципы, связь с политикой

Шпак Лидия Леонидовна
В статье характеризуются принципы социального утилитаризма во взаимосвязи с политикой. Автор не отождествляет социальный утилитаризм с холодным прагматизмом, безучастным к судьбам людей и опирающимся на чистую выгоду момента.
Читать PDF
1.30 мб

Национализм и утилитаризм в России

Яркова Е.Н.
Читать PDF
376.36 кб

Моральный утилитаризм и политика

Федоров Геннадий Семенович
Рассмотрены понятие «моральный утилитаризм», его причины и характеристики.
Читать PDF
230.52 кб

Либеральный утилитаризм в контексте теории социального государства

Кибардина Л. Н.
В статье рассматриваются основные принципы либерального утилитаризма концепций социальной справедливости в их диалектическом развитии, а также их нормативное значение для решения социально-экономических проблем в современной Росси
Читать PDF
309.89 кб

Гераклит в материалистической диалектике: филологический поиск истины или утилитаризм партийной фило

Жилин Владимир Ильич
В своём исследовании автор обнаружил, что материалистическая диалектика, впитавшая в себя «поставленную на ноги» диалектику Гегеля, вместе с тем дистанцируется от идей Гераклита, которые Гегелем были безоговорочно приняты.
Читать PDF
298.45 кб

Гендерные коммуникативные стратегии: мужской утилитаризм vs. женская игра. Часть 2

Шаров Константин Сергеевич
В данной статье проведен анализ репрезентации гендерных ролей и гендерных стереотипов в невербальной коммуникации. Показано, что существуют две различные гендерные коммуникативные субкультуры – мужская и женская.
Читать PDF
7.01 мб

Классический утилитаризм: основные проблемы

Серебрянский Дмитрий Сергеевич
Статья посвящена анализу основных теоретических положений классического утилитаризма.
Читать PDF
256.24 кб

Утилитаризм и нормативная аргументация: логика потребительской культуры

Ермоленко Г.А.
Статья посвящена анализу своеобразной «потребительской логики», лежащей в основе языка потребительской культуры.
Читать PDF
229.88 кб

Австралия: от утилитаризма к прикладной этике

Лунева М. Е.
В статье освящаются важные аспекты развития этических учений в Австралии в ХХ веке. Раскрываются их истоки и обозначаются магистральные линии философских влияний в этой области.
Читать PDF
2.05 мб

Философия хозяйства С. Н. Булгакова: по ту сторону утилитаризма и аскетизма

Осипов И. Д.
This article is aimed at analyzing S.N. Bulgakov's philosophy of economy. The views of the famous Russian philosopher are based on the principles of social Christianity and natural philosophy.
Читать PDF
109.84 кб

Истина и справедливость: обоснование утилитаризма в теории морального реализма

Орлова Татьяна Александровна
В статье автор рассматривает ключевые моменты в дискуссиях представителей разных направлений современной аналитической этики. Автор уделяет важное внимание дискуссиям между реалистами и сторонниками лингвистического релятивизма.
Читать PDF
10.70 мб

Summum bonum в классическом утилитаризме

Гаджикурбанова Полина Аслановна
В статье анализируются основные понятия классического утилитаризма И.Бентама и Дж.С.Милля.