Этическая система, которая утверждает, что оценка любого действия должна осуществляться, прежде всего, на основе его последствий, его способности принести позитивные плоды. Однако абсолютная инстанция, с высоты которой можно было бы судить, являются последствия позитивными или нет, остается неопределенной. Поэтому ценность объекта того или иного действия не считается определяющей; отрицается даже то, что действие может быть плохим по самой своей сути В У. этика вместо блага справедливого (того, что наш ум рассматривает как свое благо и причину собственного совершенства) обращается к благу полезному.
Утилитаризм
Утилитаризм
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
УТИЛИТАРИЗМ
(от лат. польза) – узкий практицизм, делячество, стремление извлекать из всего только непосредственную материальную или другую выгоду. В более широком смысле – это принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. У. – это отрицание возвышенных мотивов, преуменьшение роли духовных интересов человека. Теоретики У. продолжили традицию гедонизма (см. Гедонизм) в этике (англичане А. Бэн, Д. Милль, Дж. Ст. Милль). У., по их взглядам, проистекает из «природы человека», из его естественного стремления испытывать наслаждение и избегать страдания. Основа этики У., согласно А. Бэну, принцип наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. Выбор поведения определяется подсчетом выгод и потерь, влекущих за собой различные поступки. Дж. Ст. Милль дополнил принцип личного счастья требованием солидарности и согласования интересов всех людей. Так или иначе понятие У. означает подчинение всех действий эгоистическому расчету, получению выгоды, пользы.
УТИЛИТАРИЗМ
УТЫЛІТАРЫЗМ / UTILITARIANISM (от лат. utilis– полезный)– направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью (интегральным удовольствием или счастьем, полученным всеми сторонами), при этом поступок судим не сам по себе, а по его результатам. В основе У. лежат гедонизм и эвдемонизм– ценностные (аксиологические) учения, согласно которым высшей ценностью является удовольствие или счастье. В У. отрицаются возвышенные мотивы, преуменьшается роль духовных интересов человека. Согласно теоретикам У. (А. Бэну, Д. Миллю, Дж. Ст. Миллю), он проистекает из природы человека, его естественного стремления испытывать наслаждение и избегать страдания. Основа этики У., согласно А. Бэну, принцип наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей. Выбор поведения определяется подсчетом выгод и потерь, влекущих за собой различные поступки. Дж. Ст. Милль дополнил принцип личного счастья требованием солидарности и согласования интересов всех людей. В начале XXI в. У. был крайне популярен среди философов-трансгуманистов. По мнению гедонистических трансгуманистов, построение общества всеобщего счастья, избавление от страданий возможно через искусственное изменение психики с помощью психотропных препаратов или радикальной перестройки мозга. Так, например, Д. Пирс рассматривает гедонизм как основополагающую нравственную ценность для всей биосферы, выступает за увеличение счастья не только людей, но и всех чувствующих существ, предагает перепрограммирование психики всех хищных животных, чтобы уничтожить сам феномен хищничества. Российский трансгуманист В. Ю. Аргонов решением проблемы всеобщего гедонизма видит нахождение единого нейрокоррелята удовольствия, на основе чего можно будет произвольно регулировать/программировать у человека переживание удовольствия от любых действий (даже ранее вызывавших отрицательные эмоции). Т. В. Разина