Установки на ответ

Найдено 1 определение:

Установки на ответ

response sets) — психологический феномен достоверности, имеющий установочную природу и приводящий к снижению ответов на задания опросников. Л. Кронбахом (1946) определяется как стилистическая последовательность, стимулируемая формой ответов на задания опросников. Степень проявления У. н. о. зависит от индивидуально-личностных особенностей испытуемого, характера заданий опросника, особенностей мотивации на обследование и диагностической ситуации ряда других факторов. При применении методик, реализующих субъективный психодиагностический подход, наиболее частым и заметным является влияние следующих У. н. о.: (1) Установка на согласие (response set of acquiescence). Тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями или давать на поставленные вопросы ответ "да" независимо от их содержания. Чаще всего, согласно Д. Гилфорду (1959), эта установка проявляется тогда, когда утверждения (вопросы) неоднозначны и неопределенны. Проявляется данная установка у лиц, отличающихся конформностью, а также у тех, кто испытывает подозрительность по отношению к (реальным или воображаемым) обследованию и последствиям, связанным с его результатом. Наряду с установкой на согласие возможен и противоположный вариант — установка на отрицание, проявляющаяся у лиц, испытывающих отрицательное отношение к исследованию, а также в случаях низкой очевидной валидности методики и при использовании большого объема заданий в методике. (2) Установка на социально одобряемые ответы (response set of social desirability). Тенденция испытуемого отвечать на вопросы так, чтобы выглядеть "социально положительным". Истинные результаты самооценивания подменяются представлением испытуемого о "положительном" или "нормальном" проявлении исследуемого качества личности или особенности поведения. (3) Установка на неопределенные или средние ответы (response set of using the uncertain or middle category). Если в опроснике представлена средняя категория ответов, отражающая нерешительность или неуверенность (например, "не знаю", "не уверен", "затрудняюсь ответить" и т. п.), то некоторые испытуемые склонны прибегать к такой формулировке ответа как к безопасному компромиссу. Обычно это приводит к снижению валидности и искусственному завышению надежности опросника, поскольку большинство способов анализа результатов обследования основываются на крайних значениях ответов. (5) Установка на "крайние" (расположенные по краям шкалы) ответы (response set of using the extreme response). Может проявляться при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы (П. Вернон, 1964). Наиболее часто отмечается в случаях большого числа рейтинговых категорий ответов (8 и более). Минимизация влияния У. н. о. — один из важных аспектов конструирования надежного и валидного теста. При составлении вопросов или утверждений опросников необходимо следовать таким основным правилам: 1. Принимать все возможные меры к тому, чтобы испытуемый не мог проникнуть в суть того, что изучается при помощи предлагаемых ему заданий. В случае возникновения определенного представления об исследуемой с помощью методики черте (качестве) испытуемый склонен скорее отражать свое собственное отношение к данной психической особенности, а не ее реальную представленность. Согласно Д. Гилфорду (1959), следует стремиться оценивать те психологические особенности испытуемого, о которых он не знает, задавая ему вопросы о том, что он знает хорошо. 2. Формулировать понятные и недвусмысленные вопросы. 3. Составлять задания, которые отражают конкретные, а не общие аспекты изучаемой области поведения. Так, например, задание "Нравится ли Вам спорт?" — является слишком общим: термин "спорт" в данном случае неопределенный, как и понятие "нравиться". Более конкретной формулировкой будет: "Вы играете регулярно в какую-либо спортивную игру?", "Вы занимаетесь оздоровительными тренировками?" или "Вы регулярно следите за игрой Вашей любимой команды?" На такие вопросы ответы вряд ли будут фальсифицированы, следует ожидать, что поведение относительно их не изменится за относительно короткое время. Испытуемые будут давать практически одинаковые ответы, когда бы их ни тестировали. Т. о., надежность опросника будет повышена. 4. В каждом отдельном задании задавать только один вопрос. Например, утверждение "Свободное время я люблю проводить за книгой или у телевизора" следует разделить на два независимых суждения. 5. Избегать слов, обозначающих частоту действий. Напр. вопрос: "Часто ли Вам снятся сны?" — лишен смысла. Предпочтительней такая формулировка: "Снятся ли Вам сны дважды в неделю или чаще?" 6. Избегать терминов, относящихся к различным чувствам (см. пример к правилу 3. Слово "нравится" заменено на "играете"). Вместо выражения чувств можно сформулировать задание в поведенческом аспекте ("находите удовольствие", "предпочитаете", "наслаждаетесь" и т. д.). 7. Обеспечить при помощи (инструкции) или временного лимита выполнение требования давать первые приходящие на ум ответы. В том случае, когда испытуемый начинает задумываться, сомневаться, с особой силой могут проявляться установки, особенно стремление соответствовать социально одобряемому поведению. При коррекции влияния установки на согласие (отрицание) может быть использована сбалансированная шкала. Она не устраняет влияние установки, однако, позволяет отделить лиц, у которых высокий (или низкий) результат связан с действием установки, от испытуемых с реально высоким или низким измеряемым показателем. Сложность конструирования сбалансированных шкал состоит в трудности подбора семантически взвешенных противоположных суждений (например, можно сравнить значения внешне симметрично противоположных высказываний: "Я люблю женщин" — "Я не люблю женщин"). Распространенным приемом контроля за установками на социально положительные ответы является применение дополнительных наборов заданий типа шкалы лжи (L) (см. MMPI) или других контрольных шкал. Другим приемом является использование опросника совместно с методиками, непосредственно нацеленными на диагностику выраженности установки к социально одобряемым ответам в определенной области поведения (см., напр., Социальной желательности шкала Кроуна-Марлоу). Включение в материал опросника таких, подчас значительных по объему дополнительных шкал менее удобно, чем проверка основного опросника на специальной выборке с целью установления корреляции его результата с данными шкал установок. Если связь результата проверяемого опросника и шкалы установки окажется большой, то, вероятно, в этом случае действует тенденция стимулирования социально одобряемых ответов (опросник перенасыщен формулировками, имеющими выраженную социально-положительную или отрицательную окрашенность). В тех случаях, когда необходимо исследовать качество, социальная окрашенность которого выражена явно, в качестве средства снижения влияния установки может стать реализация своеобразного "проективного" подхода. Прямой вопрос о наличии определенных аспектов исследуемого качества можно заменить изучением отношения к определенным высказываниям. Например, при исследовании "жадности" можно использовать задания типа: можете ли Вы полностью согласиться с поговоркой: "Бережливость лучше богатства". Выявление подверженности психодиагностических методик влиянию различных У. н. о. всегда предусматривает проведение специальных пробных исследований с использованием отдельных выборок испытуемых. При этом желательно установление дифференцированного воздействия установок в различных контингентах испытуемых.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Микромоторная реакция руки в ответ на эмоционально значимые подпороговые слова

Косова Анна Николаевна
В статье изложены результаты эксперимента (модель обратной динамической маскировки), цель которого исследование связи непроизвольной реакции руки и действия под-пороговых слов.
Читать PDF

Ответ автора

Читать PDF

Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответ

Алейкин Андрей Геннадьевич
В статье представлены результаты системного исследования общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми.
Читать PDF

Правдоподобные рассуждения как метод аргументации, или что ж. . . давайте разбираться: ответ на отзы

Мазуркевич Андрей Викторович
В статье дается обстоятельный ответ на критическую рецензию профессора В. П.
Читать PDF

Что есть истина? (или наш ответ лорду Чемберлену)

Петренко Виктор Федорович
Обсуждаются методологические аспекты построения психологического знания и предмета (или предметов) психологической науки.
Читать PDF

Экзистенциальные вопросы: личностный ответ

Есипова Н.Д.
В статье затронут вопрос влияния на качество и полноту жизни человека его личной позиции и уста- новки по отношению к основным экзистенциальным вопросам бытия.
Читать PDF

Ответ на рецензию проф. В. Н. Краснова

Савенко Ю.С.
Читать PDF

Персонология «Правильная» и «Неправильная»: ответ диспутантам

Петровский Вадим Артурович, Старовойтенко Елена Борисовна
В статье дан развернутый ответ на критические суждения А.Б. Орлова и Н.А. Орловой, высказанные ими в статье «Наука человека: Человекоцентрированный подход к общей персонологии» (см. с.
Читать PDF

Эволюция подходов в политической психологии как ответ на деформацию государства и социальной системы

Вассоевич Андрей Леонидович, Зимичев Анатолий Михайлович, Мезенцев Дмитрий Федорович
В статье (в стиле научного очерка) затрагиваются предпосылки становления и развития отечественной политической психологии. При этом акцент сделан на размышлениях И. П.
Читать PDF

УРГЕНТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ОТВЕТ НА ФЕНОМЕН НЕХВАТКИ ВРЕМЕНИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ МИРЕ

Горовая А.Ю.
Статья посвящена рассмотрению некоторых важных особенностей постмодернисткого общества и влиянию их на психику человека, рассматриваются феномен «нехватки времени», влияние гиперстимуляции информацией
Читать PDF

Бенчмаркинг: современный ответ на вопросы управления качеством профессионально-педагогического образ

Голерова Светлана Николаевна
Статья представляет мнение автора о бенчмаркинге как инструменте совершенствования качества.
Читать PDF

Бенчмаркинг: современный ответ на вопросы управления качеством профессионально-педагогического образ

Голерова Светлана Николаевна
Статья представляет мнение автора о бенчмаркинге как инструменте совершенствования качества.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!