психологическое изучение данного феномена связано с именем Д. Н. Узнадзе (1958). По его мнению, У. к. — это состояние готовности человека к определенной активности, которое вырабатывается на неосознаваемом уровне при наличии двух основных и необходимых условий: потребности, актуально действующей в данном организме, и объективной ситуации ее удовлетворения. Во взаимодействии субъекта с такой ситуацией и возникает У.к. Иными словами, она формируется у человека в результате повторных воздействий одних и тех же внешних стимулов в определенной ситуации.
Наиболее типичный и часто употребляемый способ ее формирования в экспериментально-психологических опытах, — прием с двумя шарами, разными по объему, но одинаковыми по весу. Они многократно, по 10—15 раз, одновременно вкладываются в руки испытуемого, у которого закрыты глаза. Например, меньший по объему шар в правую руку, а другой, больший, — в левую. Испытуемый, согласно инструкции, каждый раз должен определять и сообщать экспериментатору (говорить или показывать рукой), в какой руке шар больше. Затем он получает в руки равные по объему шары. Как правило, испытуемый этого не замечает и продолжает в некотором количестве проб считать их разными по величине. При этом наблюдаются два варианта иллюзорного восприятия: контрастный, когда большим оценивается шар в той руке, в которую на этапе предварительных проб вкладывался меньший по объему шар; и реже — ассимилятивный, когда большим оценивается шар в той руке, в какой испытуемый до этого держал больший шар.
Все виды и формы У. к. объединяет одно принципиальное положение: при повторном восприятии конкретного стимула в определенной ситуации в высших отделах головного мозга формируется внутреннее состояние, которое в значительной степени определяет готовность субъекта к восприятию этого стимула, предваряет решение перцептивной задачи и тем самым оказывает регулирующее влияние на его поведение.
Специальные исследования Д. Н. Узнадзе (1958) дают основание считать, что У. к. формируется помимо сознания, не является его феноменом, а отражает мозговые процессы, организующие на неосознаваемом уровне внутреннее состояние, которое в значительной мере предваряет решение когнитивной задачи на сознательном уровне.
В психологической и физиологической литературе описано огромное разнообразие форм и видов У. к. у животных и человека, что убедительно свидетельствует о том, что этот феномен не является частным, а тем более лабораторным фактом, а отражает важнейший принцип в организации высшей нервной деятельности, а именно принцип активности организма, когда восприятие явлений окружающего мира и реакции на них в существенной мере определяются прошлым жизненным опытом, формирующим предуготовленность.
Результаты экспериментов Э. А. Асратяна, П. К. Анохина, И. С. Бериташвили наглядно продемонстрировали, что характер поведенческой реакции в значительной мере определяется внутренним состоянием, «интегральным образом», У. к., запечатленной в памяти, а условный стимул в этих случаях служит в основном лишь пусковым сигналом (см. Психонервное (образное) поведение).
Выявляются два аспекта участия неосознаваемых У. к. в корковой организации познавательной функции. При совпадении поступающей сенсорной информации с имеющейся в рабочей памяти У. к. существенно облегчается когнитивная деятельность: опознание соответствующего стимула, его оценка и принятие решения. В результате эти процессы осуществляются при более «упорядоченной» работе высших отделов центральной нервной системы по сравнению с теми случаями, когда устойчивая У. к. не сформировалась. Однако при рассогласовании восходящей сенсорной информации о новом стимуле с прежней У. к. могут происходить искажение зрительного восприятия (контрастные иллюзии) или «психическое ослепление», когда в процессе опознания стимула, решения мыслительной задачи преобладает нисходящая информация, источником которой служит У. к., хранимая в рабочей памяти человека.
Очевидно, в постоянно меняющейся окружающей среде успешная когнитивная деятельность обеспечивается определенным оптимумом подвижности У. к., их способностью к быстрому угашению и образованию новых, адекватных изменившейся ситуации. Таким образом, выявляется зависимость процесса интеграции восходящих и нисходящих потоков нервных импульсов (как основы функции опознания внешних сигналов) от свойств неосознаваемых У. к., а именно их инертности-подвижности. См. также Принцип доминанты.
Литература
Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, 1958.