Успенский Петр Демьянович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Успенский Петр Демьянович
(1878, Москва - 1947, Лондон) философ, теософ, популяризатор религиозно-философской системы Г.И.Гюрджиева.
Биография. Родился в семье разночинцев. Получил хорошее образование, включавшее курсы математики, естествознания, поэзии и живописи. Начиная с 1907 г. погрузился в изучение эзотерических учений. Путешествовал по Востоку, здесь познакомился с йогой. На основе этих путешествий написал книгу "Tertium Organum". Читал лекции в Москве и Петрограде. В 1915 г. встретился с Г.И.Гюрджиевым, учение которого восходило к суфизму. В 1921 г. разорвал с ним из-за неприятия слишком жестких отношений "учитель - ученик" и стал разрабатывать собственную систему. С 1921 г. жил в Лондоне. В 1931 г. вышла его книга "Новая модель вселенной". Читал лекции в Лондоне и Нью-Йорке по системе Гюрджиева - курс из пяти лекций по космологии и пять лекций по психологии. "Психологические лекции 1934-1940 гг." были опубликованы в 1940 г. Последняя его рукопись "Фрагменты неизвестного учения" была опубликована Гюрджиевым под названием "В поисках чудесного".
Исследования. Выдвинул идею многомерного мира, в котором четвертым измерением выступает время. Под мистическим понимал процесс познания посредством расширенного сознания. В соответствии со средневековой традицией выделял в человеческом существе три центра: двигательный и инстинктивный, эмоциональный, интеллектуальный.
Сочинения. Внутренний круг. О "последней черте" и о сверхчеловеке. СПб., 1913;
Символы Таро. Пг., 1917;
Четвертое измерение. Пг., 1918;
Искания новой жизни. Пг., 1918;
Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М., 1992;
The psychology of mans possible evolution. N.Y., 1973, в рус. переводе: Психология возможностей человека. В кн. "Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под ред. И.Т.Касавина. М., 1990

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович

(1878-1947) — российский философ, психолог, писатель. Получил математическое образование. Увлекался эзотерическими учениями. Творческий путь У. включает три периода. Первый — до 1915 г., когда наряду с издательской деятельностью он занимался исследованиями таинственного , разработкой проблемы расширения сознания и формирования нового знания о мире. Уже в этот период проблема синтеза философского и естественнонаучного знания с мистическим опытом становится одной из центральных в его творчестве. В книге Четвертое измерение связывается старое сокровенное знание и данные точной науки (1909). Своеобразной попыткой синтезировать современную науку и восточную философию стала книга У. Tertium Organum (Ключ к загадкам мира, 1911), где представлен опыт универсальной логики, обсуждаются проблемы пространства и времени. Стена, воздвигнутая европейской философией между внутренним миром человека и внешним миром, отступает перед опытом расширенного сознания, включающего все новые области мира в себе в сферу знания. Эти идеи находят свое отражение и в других работах этого периода (У последней черты, 1912; Символы Таро, 1912; Внутренний круг, 1913). Поездка на Восток и в Индию упрочила мировоззренческие позиции У. и стала импульсом для их дальнейшего развития. Второй период творчества У. (1915—1924) ознаменован знакомством с Г.И. Гурджиевым, что определило дальнейшую судьбу учения У. Три года он занимался в группах Гурджиева техниками изменения состояний сознания, после чего начинает разработку собственного рационального подхода к сущности развития, саморазвития или совершенствования человека. В 1920 г. У. эмигрирует в Константинополь, а затем в Лондон. Взгляды Гурджиева он раскрывает в книге В поисках чудесного (на англ. яз. — 1943, в рус. пер. — 1992). В 1931 г. в Лондоне выходит книга У. Новая модель Вселенной (в рус. пер. 1993), представляющая собой своеобразную энциклопедию физических, естественно-научных, философских, психологических и оккультных знаний. Цикл лекций У. Психология возможной эволюции человека выходит на английском (1937) и много позднее на русском языке (1990). В 1938 г. У. создает в Лондоне Историко-психологическое общество. В 1941 — 1947 гг. работает в США. Основные психологические идеи У. излагает в свете своего учения о возможной эволюции человека. Под эволюцией он понимал раскрытие собственными усилиями человека имманентных качеств и черт, обычно остающихся неразвитыми. По У., человек не знает самого себя. Он — машина, автомат, обладающий запасом прошлого опыта и энергии, но при определенных условиях может перестать ею быть. Одним из условий развития человека является осознание себя. Всего У. выделяет четыре состояния сознания: сон, бодрствование, самосознание и объективное сознание, однако реально человек живет только в двух состояниях. Самоизучение должно начинаться с освоения семи функций человеческой машины: мышления (или интеллекта), чувств (или эмоций), инстинктивной (всей внутренней работы организма), двигательной (в пространстве), сексуальной, высшей эмоциональной и высшей умственной (Функции могут существовать без сознания, и сознание может существовать без функций). В трудах У. раскрывается тесная взаимосвязь разных форм общественного сознания, органическое взаимопроникновение религиозной, философской, художественно-этической и научной мысли. Он предпринял попытку изучения вселенских законов и адаптации их к европейскому менталитету через междисциплинарный синтез и системный подход в психологии. Достоинством его работ является стремление системно осмыслить психологическое знание на макро-и микроуровнях. Основной акцент он делал на исследовании и развитии духовных структур, как главного фактора выживания и эволюции человечества. М.М. Анисимова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005