УСКОРЕННОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ
УСКОРЕННОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ
проявляется на ранних стадиях онтогенеза превышением средневозрастных норм в языковом развитии в сочетании с отличной памятью. При этом развитие тонкой моторики может отставать от развития познавательных функций. В предшкольном возрасте дети с У.р. отличаются от других игрой воображения, буйной фантазией, неуемной изобретательностью, широтой интересов, склонностью быстро находить связи между явлениями и делать соответствующие выводы. Мышление гибкое, пытливое с юмором. В познавательной сфере наблюдаются чрезвычайная любознательность, активность в исследовании всего окружающего. В волевой сфере психики их отличает упорство и целеустремленность в решении самими же поставленных задач и в то же время - переменчивость увлечений, готовность приобщаться к новым видам занятий. Эмоциональные порывы детей с У.р. нетипичны для большинства их сверстников: они нетерпеливы, гипердинамичны, им свойственна повышенная тревожность и сензитивность. Их личность легко ранима, они плохо адаптируются к изменениям социальной ситуации, на которую неадекватно реагируют. Окружающим они представляются «белыми воронами» среди общей массы детей. В ходе школьной социализации дети с У.р. испытывают на себе дискриминацию из-за ориентации учебных программ на «среднего ученика», регламентации поведения, ревности и зависти одноклассников. Под влиянием социального окружения к концу школьного обучения подростки могут впасть в депрессию и нигилизм, маскируя свои способности (Дж. Гилфорд). С другой стороны, они опережают своих сверстников в достижении высоких уровней нравственного сознания (Л. Колберг).