УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Круг научных интересов У. в современной терминологии обнимает теоретические и практические проблемы педагогики, общей, педагогической и практической психологии. Свойственные У. "антропологизм" и "психологизм" проявлялся в понимании содержания школьного образования, проблем организации обучения, построения учебных планов и программ, требований к учебным книгам и т. д. Залог решения всех этих и многих других проблем У. видел в опоре на психологический закон развития души человеческой. В трудах У. развиваются общие дидактические принципы и конкретные методы обучения, причем в большей степени его интересовал начальный этап обучения; он даже разработал звуковой метод одновременного обучения чтению и письму. Многие идеи У. превратились в "азы" педагогической науки и воспринимаются в настоящее время как нечто само собой разумеющееся (напр., значение изучения естественных наук для развития наблюдательности, логичности и критичности мышления), что отнюдь не умаляет их ценности, др. же и по сей день остаются недопонятыми (напр., роль обучения родному языку и, в частности, изучения грамматики, которая способствует развитию не только сознания, но и самосознания и, т. о. "очеловечивает" человека).
Основными трудами У. - составленные 2 книги для первоначального классного чтения - "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864), выдержавшие уже к 1901 г. более 100 изданий каждая, а также фундаментальный труд "Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии" (1868-69). (И. А. Мещерякова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
(1824—1870) — выдающийся педагог, основоположник российской научной педагогики и педагогической психологии. Окончил юридический фак-т Московского ун-та (1844). С 1846 по 1849 г. — профессор Демидовского лицея в Ярославле. Был обвинен в неблагонадежности, ушел в отставку и служил в канцелярии департамента иностранных дел (1850—1854). Одновременно сотрудничал в журнале Современник (1852—1854) и Библиотеке для чтения (1854—1855). В 1954 г. возвращается к преподавательской деятельности в Гатчинском сиротском ин-те, в 1855— 1859 гг. — зав учебной частью ин-та. В 1859 г. был назначен инспектором Смольного ин-та, где реформировал учебный процесс: ввел новый учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по естественно-научным дисциплинам. После политического доноса в 1862 г. вынужден был оставить Смольный и до 1867 г. жил за границей, в основном в Швейцарии, изучал постановку школьного дела и женское образование. В педагогической теории У. основополагающей была идея народности, свободная от национальной ограниченности. Воспитание он рассматривал как создание истории . Предметом воспитания является человек, что, по У., означало изучение его физических и психических особенностей, т.е. использование антропологического подхода. У. разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения (Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, 1868— 1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией У. считал полурефлексы, к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания У. относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план У. выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему . Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Большое внимание он уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных параметров его жизнедеятельности. Ведущую роль в этом он отводил учителю, а в формировании его личности большую роль отводил литературе и системе специальной подготовки учителей. Основные труды У. изданы как Собрание сочинений, т.1-11, М.—Л., 1948—1952; Избранные педагогические сочинения, т. 1-2, М., 1974. Л.А. Карпенко, М. Г. Ярошевский
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
К. Д. Ушинский анализирует закономерности развития педагогической теории и практики с позиции изучения педагогики в единстве «науки и искусства». Так он писал: «Педагогика — не наука, а ис кусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необ ходимое из всех искусств. Но нужно помнить, что искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека». Таким образом, оценивая педагогику как искусство, он тем самым подчеркивал ее активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика подрастающего поколения.
Особое внимание в своей педагогической теории К. Д. Ушинский отводил деятельностному подходу, согласно которому эффективный учебный процесс невозможен без активной и самостоятельной творческой деятельности учащихся. Одновременно он акцентировал внимание на творческом характере свободной деятельности личности, который, в свою очередь, формирует у нее «жажду серьёзного труда». В связи с этим он рассматривает педагогическую деятельность как индивидуальное мастерство и творчество педагога, которое позволяет обогащать не только педагогическую практику, но и саму науку педагогику. В частности, К. Д. Ушинский отмечает, что «воспитатель — есть художник, воспитанник — художественное произведение, школа — мастерская». На этой основе проблемы совершенствования системы российского образования он предлагал анализировать с позиций реализации следующей цели: всестороннего развития личности и раскрытия ее творческого потенциала.
В педагогической теории К. Д. Ушинского рассматривалось также своеобразие творчества как обязательного компонента собственно профессиональной деятельности педагога. Это было связано с тем, что педагогическая деятельность, по мнению автора, характеризовалась целым рядом как нормативных, так и изменяющихся, вариативных показателей, которые детерминируют неповторимость деятельности каждого отдельного педагога в условиях и с учетом конкретной образовательной ситуации. На этом основании К. Д. Ушинский оценивал педагогику как высшее искусство, кото рое стремится удовлетворить величайшую из потребностей человека и человечества — их стремление к усовершенствованиям «в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека — его души и тела». Многие идеи К. Д. Ушинского достойны стать основой формирования современной концепции воспитания человека. (Онищенко Э. В.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014