УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Предыдущий термин:
УШИБИТЬ

Следующий термин:
УШКО

Содержание:

Найдено 3 определения термина УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

1824-1870/71) - известный рос. педагог, по признанию многих - основоположник научной педагогики в России. Сторонник демократизации школьного обучения и развития женского образования. Особое внимание У. привлекали вопросы, смежные для педагогической и общественной мысли, и в первую очередь - цели обучения, которые он понимал не только как приобретение запаса знаний, но и как развитие умственных способностей ученика, а также развитие в нем желания и способности к дальнейшему самостоятельному их приобретению. Главные задачи школы У. видел в том, чтобы давать представление о многообразии действительности и обучать методам ее познания.

Круг научных интересов У. в современной терминологии обнимает теоретические и практические проблемы педагогики, общей, педагогической и практической психологии. Свойственные У. "антропологизм" и "психологизм" проявлялся в понимании содержания школьного образования, проблем организации обучения, построения учебных планов и программ, требований к учебным книгам и т. д. Залог решения всех этих и многих других проблем У. видел в опоре на психологический закон развития души человеческой. В трудах У. развиваются общие дидактические принципы и конкретные методы обучения, причем в большей степени его интересовал начальный этап обучения; он даже разработал звуковой метод одновременного обучения чтению и письму. Многие идеи У. превратились в "азы" педагогической науки и воспринимаются в настоящее время как нечто само собой разумеющееся (напр., значение изучения естественных наук для развития наблюдательности, логичности и критичности мышления), что отнюдь не умаляет их ценности, др. же и по сей день остаются недопонятыми (напр., роль обучения родному языку и, в частности, изучения грамматики, которая способствует развитию не только сознания, но и самосознания и, т. о. "очеловечивает" человека).

Основными трудами У. - составленные 2 книги для первоначального классного чтения - "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864), выдержавшие уже к 1901 г. более 100 изданий каждая, а также фундаментальный труд "Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии" (1868-69). (И. А. Мещерякова.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич

(1824—1870) — выдающийся педагог, основоположник российской научной педагогики и педагогической психологии. Окончил юридический фак-т Московского ун-та (1844). С 1846 по 1849 г. — профессор Демидовского лицея в Ярославле. Был обвинен в неблагонадежности, ушел в отставку и служил в канцелярии департамента иностранных дел (1850—1854). Одновременно сотрудничал в журнале Современник (1852—1854) и Библиотеке для чтения (1854—1855). В 1954 г. возвращается к преподавательской деятельности в Гатчинском сиротском ин-те, в 1855— 1859 гг. — зав учебной частью ин-та. В 1859 г. был назначен инспектором Смольного ин-та, где реформировал учебный процесс: ввел новый учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по естественно-научным дисциплинам. После политического доноса в 1862 г. вынужден был оставить Смольный и до 1867 г. жил за границей, в основном в Швейцарии, изучал постановку школьного дела и женское образование. В педагогической теории У. основополагающей была идея народности, свободная от национальной ограниченности. Воспитание он рассматривал как создание истории . Предметом воспитания является человек, что, по У., означало изучение его физических и психических особенностей, т.е. использование антропологического подхода. У. разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения (Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, 1868— 1869). В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией У. считал полурефлексы, к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания У. относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план У. выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему . Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Большое внимание он уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных параметров его жизнедеятельности. Ведущую роль в этом он отводил учителю, а в формировании его личности большую роль отводил литературе и системе специальной подготовки учителей. Основные труды У. изданы как Собрание сочинений, т.1-11, М.—Л., 1948—1952; Избранные педагогические сочинения, т. 1-2, М., 1974. Л.А. Карпенко, М. Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич

1823-1870) Великий русский педагог, один из основоположников педагогической науки и народной школы в России. Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Детский мир» и др. Основой педагогической системы стали требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребенка. Поддерживал и развивал основы классно-урочной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, который значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Одним из первых разрабатывал основы педагогической антропологии.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Наш современник Константин Дмитриевич

Злотникова Т.С.
Читать PDF

Наш современник Константин Дмитриевич

Злотникова Т.С.
Читать PDF

Нейронные константы в психологии

Лебедев Артур Николаевич
В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании.
Читать PDF

Экспериментальные исследования элементов и констант дидактики

Берднова Екатерина Владимировна
В статье приведены результаты экспериментальных исследований элементов и констант дидактики, описанных ранее в работе автора «Элементарная дидактика».
Читать PDF

Олег Константинович тихомиров — профессор факультета психологии Московского университета

Зинченко Юрий Петрович
Читать PDF

Сафонов Владимир Константинович

Читать PDF

Национально-культурные константы и их лингвистическая репрезентация

Водясова Любовь Петровна, Мартынова Елена Анатольевна
В статье рассматриваются способы лингвистической репрезентации национальной культурной картины мира, отмечается, что существование человека в национальной культуре неразрывно связано с конкретной язык
Читать PDF

К. Д. Ушинский: роль привычек и навыков в формировании характера

Лимонцева Галина Викторовна
В современной ситуации развития общества чрезвычайно важным и необходимым как для науки в целом, так и для отечественной психологии является обращение к прошлому, к истокам научной мысли.
Читать PDF

Архаические константы природы человека и основания архаического сознания

Першин Юрий Юрьевич, Ахмадишина Валентина Ильясовна
Рассматриваются сходные черты мышления и поведения человекообразных и человека, из чего делается заключение, что сходным мышлением и поведением обладал и первобытный человек, пришедший к пониманию рел
Читать PDF

Памяти Юрия Константиновича стрелкова

Читать PDF

Памяти Александра Константиновича ерофеева

Читать PDF

Педагогические константы духовности и нравственности личности

Самойлова Юлиана Вячеславовна
В статье проанализированы понятия «духовность» и «нравственность», выявлены их фило* софско*религиозное и психолого*педагогическое значения.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!