так обозначается уровневый подход к проблеме эмоциональной регуляции поведения, предложенный В.В. Лебединским с соавт. Согласно их подходу, взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разных уровнях активности и глубины аффективного контакта со средой. Авторы выделяют четыре основных уровня.
Первый - уровень полевой реактивности - исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации. Аффективные переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки, они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта. В подростковом возрасте и у взрослых этот уровень выполняет фоновые функции в осуществлении эмоционально смысловой адаптации к окружающему. Он обеспечивает тоническую реакцию аффективных процессов. Роль этого уровня в регуляции поведения чрезвычайно велика, и его недооценка влечет за собой существенные издержки в психокоррекционном процессе. Тоническая эмоциональная регуляция с помощью специальных ежедневных психотехнических приемов позитивно воздействует на разные уровни базальной аффективности. Поэтому различные психорегулирующие тренировки с использованием сенсорных стимулов (звук, цвет, свет, тактильное прикосновение) имеют огромное значение в психокоррекции поведения.
Второй - уровень стереотипов - играет важнейшее значение в регуляции поведения ребенка первых месяцев жизни, в отработке его приспособленческих реакций - пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью. На этом уровне качественно оцениваются сигналы как из окружающей, так и из внутренней среды организма, аффективно оцениваются ощущения всех модальностей: слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых и др. Тип поведения, характерный для этого уровня аффективной адаптации, - стереотипные реакции. Аффективные стереотипы являются необходимым фоном для обеспечения самых сложных форм поведения человека. Активизация этого уровня достигается при сосредоточении пациента на чувственных (мышечных, вкусовых, тактильных и проч.) ощущениях, восприятии и воспроизведении простых ритмических стимулов. Этот уровень, так же как и первый, способствует стабилизации аффективной жизни человека. Разнообразные психотехнические приемы, широко используемые психологами, такие как ритмические повторы, ритуальные действия, прыжки, раскачивания, имеют важное значение в психокоррекции поведения ребенка и подростка, особенно на первых этапах занятий. Они имеют как расслабляющее, так и мобилизующее значение в коррекции поведения детей и подростков.
Третий уровень аффективной организации поведения - уровень экспансии - это следующая ступень эмоционального контакта человека со средой. Его механизмы ребенок начинает постепенно осваивать на втором полугодии жизни, что способствует формированию активной адаптации к новым условиям. Аффективные переживания третьего уровня связаны не с удовлетворением потребности, как это было на втором уровне, а с достижением желаемого. Они отличаются большой силой и полярностью. Если на втором уровне нестабильность ситуации, неизвестность, опасность, неудовлетворенное желание вызывают тревогу, страх, то на третьем - они мобилизуют субъекта на преодоление трудностей. На данном уровне аффективной организации ребенок испытывает любопытство по поводу неожиданного впечатления, азарт в преодолении опасности, гнев, стремление к уничтожению преград.
Четвертый - уровень эмоционального контроля (высший уровень системы базальной эмоциональной регуляции) - формируется на основе субординации, взаимодополнения и социализации всех предыдущих уровней. Адаптивное аффективное поведение на этом уровне поднимается на следующую ступень сложности. На этом уровне закладывается аффективная основа произвольной организации поведения человека. Поведенческий акт субъекта уже становится поступком, действием, строящимся с учетом отношения к нему другого человека. В случае неудачи адаптации реакцией субъекта на этом уровне уже не будет ни уход, ни беспорядочное, суматошное движение, ни направленная агрессия, как это возможно на предыдущих уровнях, - он обратится за помощью к другим людям. На этом уровне происходит совершенствование аффективной ориентировки в себе, что является важной предпосылкой развития самооценки. Аффективное переживание на данном уровне связано с сопереживанием другому человеку.
Выделенные уровни аффективной организации составляют единую сложно координированную структуру. Эти уровни разрешают качественно различные задачи адаптации. Ослабление или повреждение одного из уровней приводит к общей аффективной дезадаптации. А чрезмерное усиление механизмов какого-то уровня может стать причиной эмоциональной дефицитарности. Закономерно развиваясь в общую систему регуляции, базальные уровни по- разному акцентуируются при эмоциональной адаптации человека. Это способствует формированию индивидуальных эмоциональных отношений с окружающим внешним миром. Напр., тенденция к усилению первого уровня аффективной регуляции может проявляться в выраженной потребности к эмоциональному комфорту, гармонии. Люди с акцентуированным вторым уровнем имеют глубокие эмоциональные связи с окружающим миром, сильную аффективную память, они устойчивы в своих привычках. Мощный третий уровень делает людей раскованными, смелыми, легко берущими на себя ответственность при разрешении напряженной ситуации. Лица с особенно сильным четвертым уровнем сверхсосредоточены на человеческих отношениях. Они сострадательны, склонны к общению, соблюдению норм и правил, но они могут испытывать дискомфорт в тех нестабильных, напряженных ситуациях, которые доставляют удовольствие лицам с сильно развитым третьим уровнем, например в ситуации риска и азарта. Возрастные особенности человека накладывают отпечаток на характер отношений базальных уровней. В рамках общей иерархии уровней и их индивидуально сложившейся манеры взаимодействия, акценты могут смещаться от уровней «стабилизирующих» - в детском возрасте к «динамическим» - в подростковом и юношеском и вновь к «стабилизирующим» - в зрелом. Вероятно, аффективный покой младенца и мудрого старика тоже могут быть связаны с преобладающим значением первого уровня аффективной организации; детская сенсорная радость жизни - с усилением второго уровня; подростковая и юношеская активность, нестабильность - с усилением третьего; житейская «зрелость» - четвертого.