Урок
УРОК
совместная учебно-воспитательная работа учителя с учащимися, в к–рой учитель выступает в роли активного, творческого субъекта общения, обучения и воспитания учащихся; форма организации учебно-воспитательной работы, для к–рой характерно преобладание коллективных форм обучения учащихся в сочетании с различными формами индивидуализации учебного процесса. У. как единица учебного процесса, организуемого учителем, характеризуется рядом непременных черт, не зависящих ни от особенностей учителя, ни от своеобразия состава учащихся и т.п., к числу к–рых относятся: 1) единство обучающей и воспитательной функции; 2) стимулирование познавательной активности учащихся; 3) развитие познавательной самостоятельности, т.е. стремления и умения ученика самостоятельно познавать новое для него; 4) У. представляет собой органическое целое с единой целью, к–рой подчинены все без исключения его элементы; 5) каждая часть У. и У. в целом должны быть построены с учетом закономерностей усвоения, определяющих организацию процесса обучения с учетом его места в системе работы по изучению темы, раздела, курса.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Урок
Основная организационная форма проведения занятий с организованной группой людей. Проводится с постоянным составом коллектива, под руководством квалифицированного специалиста, по твердому расписанию и в соответствии с планом данного У., являющегося частью программы работы данного коллектива. В соответствии с решаемыми задачами У. могут быть различной направленности: общефизической, профессионально-прикладной, спортивно-тренировочной, методико-практической, технической и пр. направленности. У. имеет определенную структуру, определяемую как его целью и задачами, так и участвующим в нем контингентом. Подготовительная часть У. ставит целью начальную организацию занимающихся, психическую и функциональную подготовки организма и опорно-двигательного аппарата к предстоящей работе. В основной части У. обеспечивается решение поставленных в У. задач, а в заключительной – постепенное снижение нагрузки на организм, подведение итогов, определение заданий на дом и организованное окончание занятия. Одним из основных показателей эффективности организации урока физкультуры является моторная плотность как отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение двигательных действий, ко всему времени урока (в %).
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003