проективная методика исследования личности. Предложена В. В. Столиным (1981—1982 гг.) для диагностики особенностей самоотношения.
Испытуемому предъявляют его собственный словесный психологический портрет под именем другого лица, а также портрет его вымышленной противоположности. Словесный портрет составляют на основе его ответов на «Шестнадцать личностных факторов» опросник.
Портрет обследуемого лица (персонаж А) выдается за описание реального человека, ранее проходившего тестирование. При этом указываются возраст, пол, профессия (близкие соответствующим характеристикам обследуемого). При обследовании специфических
контингентов могут указываться дополнительные характеристики, соответствующие положению обследуемого (семейное положение, число детей и т. п.). Портрет лица, противоположного персонажу А (персонаж В), составляют исходя из тех же факторов опросника
Р. Кэттелла, нов их противоположном значении. Прочие характеристики (пол, возраст и т. д.) также должны быть несоответствующими либо полярно противоположными.
В ходе обследования испытуемому предлагают ряд вопросов относительно прошлого, настоящего и будущего описываемых людей (напр.: «К чему этот человек стремится в жизни?»; «Почему он выбрал такую профессию?»; «Как этот человек оценивает сам себя?»).
Затем испытуемого просят указать, какие взаимоотношения сложились бы у него с персонажами А и В и у последних между собой.
Согласно т. з. автора методики, отношение к персонажу А отражает самоотношение, а в персонажу В — отношение испытуемого к отсутствующим у него чертам.
Анализ протоколов обследования осуществляется качественным путем с учетом параметров: «глобальное самоотношение», самоуважение, аутосимпатия н т. д. Наряду с качественной интерпретацией возможен контент-анализ данных. Имеются специальные категории
и их эмпирические индикаторы эмоционально-ценностного отношения к себе. Оценка проводится в трехмерной системе координат с осями: «симпатия — антипатия», «уважение — неуважение», «близость — отдаленность».
Имеются сведения о валидности методики (коэффициент корреляции результатов обследования с экспертными оценками составляет 0,40— 0,60). Получены предварительные данные о валидности конструктной на материале сопоставления с исследованием локуса
контроля (см. УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ОПРОСНИК).
По мнению В. В. Столица, методика пригодна к использованию в условиях психологического консультирования и дает важную информацию о форме и характере самоотношения личности.