Управление общением
Управление общением
в психотерапии) - осознанное воздействие психотерапевта на процесс О. с клиентом (терапевтической группой) с учетом терапевтической цели, состояния клиента (группы), в ходе к-рого решаются коммуникативные задачи, значимые для эффективности терапевтического процесса. Клинический психолог, оказывая помощь своему клиенту, использует адекватные запросу клиента профессиональные коммуникативные умения, психотерапевтические, консультационные, диагностические технологии, помогает ему справиться с его жизненными проблемами. То, как при этом будут складываться взаимоотношения между психологом и клиентом, зависит от их мотивации, целей, особенностей социальной перцепции, применяемых коммуникативных действий, адекватности оценки результатов своего О. Условно можно выделить 3 взаимосвязанные сферы терапевтического О., требующие внимания клинического психолога, его умения управлять процессами в них: а) непосредственно профессиональная работа с клиентом, профессиональное О. с ним в зависимости от заявленной проблемы; б) свои внутр. психич. процессы и состояния, включенные в межличностное взаимодействие с клиентом (мотивы, цели, особенности социальной перцепции, эмоциональные реакции и общее состояние, применяемые вербальные и невербальные средства О. и пр.). Это т. наз. интрасубъектный уровень О., управляя к-рым субъект осуществляет аутогенный менеджмент (Творогова, 2002); в) межличностное О., в результате к-рого складываются межличностные взаимоотношения, устанавливается доверие. Эти сферы внимания психолога взаимосвязаны и влияют на эффективность его профессиональной деятельности, т. к. он работает и посредством своей личности (понятие «психотерапевтическая личность»), и посредством тех отношений, к-рые создает с клиентом (понятие «терапевтические отношения»). Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011